Rambler's Top100

РПК
Российская Партия Коммунистов

(Региональная Партия Коммунистов)
 
English
Deutsch

 

Сравнительная таблица основных законопроектов Трудового кодекса РФ

 


Вопросы для сравнения

Законопроект Правительства РФ

Законопроект восьми депутатов

(КПРФ и ФНПР)

Законопроект Шеина - Авалиани (РКРП и ОРП Защита?

1

Распространение трудовых прав на работников, с которыми не заключены трудовые договоры

Ст.12.Если вопреки закону работодатель заключил гражданско-правовой договор, на этот договор распространяется трудовое законодательство

Ст.1.При возникновении трудовых отношений, независимо от оформления трудового договора, работник имеет все права, предусмотренные Трудовым кодексом

Не имеет статей, распространяющих трудовое законодательство на работников, не имеющих трудовых договоров (более половины всех работников в России)

2

Распространение на работников конвенций МОТ и советского законодательства о труде

Ст.14. В случае, если ратифицированной Российской Федерацией международной конвенцией... установлены более благоприятные для работников правила, чем предусмотренные законами Российской Федерации, то применяются правила международного договора или конвенции.

Советское законодательство игнорируется

Ст.11. аналогична ст. 14 правительственного законопроекта

Ст.8.На территории РФ до принятия соответствующих законов и иных нормативных правовых актов применяются нормы бывшего Союза ССР

Ст.4. Нормы международного права применяются в России в той части, в какой они не ухудшают положение работников по сравнению с установленным российскими законами;


Советское законодательство игнорируется.

3

Основные права и свободы работников

(различия в перечне этих прав)

Ст.6. Не содержит права на труд, на управление организацией, на самозащиту своих прав.


Ст.6. Не содержит права на труд, включает право на управление организацией, на самозащиту своих прав и компенсацию морального вреда при их нарушении. Запрещает дискриминацию в сфере трудовых отношений

Содержит право на труд, предоставляет работникам право на участие в регулировании трудовых отношений. Не содержит права на самозащиту и запрета дискриминации


4

Вопрос о представительстве работников и праве всех профсоюзов вести самостоятельные коллективные переговоры

Ст. 22.Признает,наряду с профсоюзами, иные представительные органы работников, но ведение коллективных переговоров допускается только в составе единого органа. Представляющего всех работников (ст.28).

Ст.17. Не допускает создания иных представительных органов работников, кроме случая, когда при отсутствии профоргана на предприятии на общем собрании могут быть избраны иные представителя для ведения коллективных переговоров

Ст.220. От имени работников право на ведение коллективных договоров имеют иные представительные органы. При наличии на предприятии нескольких профсоюзов каждому из них предоставляется право на ведение коллективных переговоров.

5

Вопрос о содержании колдоговоров и соглашений и сроке их действия, а также о гарантиях участникам коллективных переговоров.

Ст.41Оплата труда экспертов и посредников осуществляется приглашающей стороной. Стороны вправе продлить коллективный договор (соглашение) не срок не более трех лет.


Отсылает к действующему ФЗ О коллективных договорах и соглашениях?, отказываясь от задачи кодификации его норм в Трудовом кодексе и выявляя противоречие между ст.17 данного законопроекта и действующего закона

Ст. Колдоговор (соглашение) действует до тех пор, пока не будет заключен новый договор, причем пункты измененного или нового договора (соглашения) ухудшающие положение работников являются недействительными и вместо них применяются нормы прежнего договора (соглашения).

6

Вопрос о полномочиях профсоюзов и гарантиях профсоюзной деятельности






Многие положения ФЗ О профсоюзах, их правах и гарантиях деятельности? не кодифицированы, а положения об обязательности согласования с профсоюзами изменений условий труда заменено ни к чему не обязывающей работодателя процедурой консультации(ст.52).

Гарантии деятельности профсоюзов, предусмотренные ст.ст.37 и 235 КЗоТ ликвидированы, увольнение членов профорганов допускается при согласии инспекции труда (ст.162).

ФЗ О профсоюзах, их правах и гарантиях деятельности? не кодифицирован (дана отсылка на данный закон в ст.ст.255 и 259..

Сохраняются права профсоюзов на согласование условий труда работников, право требовать увольнения руководителей по ст.37 КЗоТ (ст.46), гарантии членам профсоюзных органов, в т.ч. на предоставление свободного от работы времени для выполнения общественных обязанностей с сохранением среднего заработка.

Установление условий труда и заработной платы, применение законодательства о труде осуществляется с участием профсоюзов. Профсоюзные и иные представительные органы работников имеют право приостановить работу до устранения администрацией нарушений трудовых прав с оплатой времени приостановки по среднему заработку. Сохраняются ст.37 и 235 действующего КЗоТ.


7

Вопрос об участии работников в управлении предприятием и гарантиях этого участия


Участие работников в управлении организацией как одна из форм социального партнерства (ст.21) осуществляется через участие в коллегиальных органах управления;

Гарантий участия законопроект не предусматривает, зато провозглашает право работников на участие в прибыли организации


Участие работников в управлении организацией (Ст.256) предусматривается и через общие собрания (конференции) коллектива работников; хотя их полномочия установлены в усеченном по сравнению со ст.235-1 виде.

Увольнение, перевод на другую работу избранных представителей работников возможно только с согласия избравшего их общего собрания (конференции) (ст.265).


Представительные органы трудовых коллективов имеют право участвовать в принятии решений по вопросам, затрагивающим социально-экономическое положение работников. Администрация обязана предоставлять им в бесплатное пользование помещения, средства связи, оргтехнику, информацию, транспорт.

(Ст.ст.9-10). Членам органов самоуправления трудового коллектива предоставляется на условиях колдоговора свободное от работы время с сохранением среднего заработка для выполнения общественных обязанностей (ст.17).

8

Вопрос о гарантиях заключения трудового договора и недопущения дискриминации при приеме на работу



Обязывает работодателя указать причину отказа в приеме на работу по требованию обратившегося в письменной форме (ст.60), предоставляет право обжалования отказа в гострудинспекцию или в суд(ст.60).


Допускает расширения списка предъявляемых документов (ст.61), в т.ч. сбор данных о членстве работника в общественных организация, профсоюзной деятельности, его политических и религиозных убеждениях и частной жизни (ст.80).

Ст.22 вводит обязанность работодателя указать причину отказа в приеме на работу в письменной форме, предоставляет право обжалования отказа в гострудинспекцию и суд с привлечением к ответственности за дискриминацию (ст.3).

Содержит исчерпывающий перечень документов, предъявляемых при приеме на работу, запрещает сбор сведений о принадлежности лица, поступающего на работу к политическим партиям и движениям, а также сведения о его частной жизни,

Не содержит обязанности работодателя сообщить причину отказа в приеме на работу (кроме приема беременных женщин) и права всех работников обжаловать отказ в приеме на работу.


Не содержит , в отличие от других законопроектов, гарантий оформления трудового договора и защиты от дискриминации при приеме на работу.




9

Вопрос о содержании трудового договора и изменении его условий






-






Нет четкого разделения условий договора на необходимые и дополнительные. Условие о неразглашении государственной, служебной или коммерческой тайны не связано с обязательностью закрепления этого требования законодательством (ст.54).

Переводом на другую постоянную работу на том же предприятии считается изменение тру

довой функции или изменение существенных условий трудового договора (ст.67)

Допускает, даже без соблюдения срока предупреждения, перевод работников на режим неполного рабочего времени (ст.68)

Закрепляет перечень необходимых и дополнительных условий трудового договора. Неразглашение коммерческой или служебной тайны как условие договора допускается только в случаях, предусмотренных законодательством.

Перевод на другую работу у того же работодателя трактуется как перевод на работу, не обусловленную трудовым договором.

Изменение существенных условий труда допускается только тогда, когда прежние условия труда не могут быть сохранены по обстоятельствам, независящим от работодателя, или в связи с необходимостью улучшения условий труда.

Не закрепляет специальным перечнем условия договора, способствуя тем самым их выведению за рамки соглашения работника и работодателя.

Перевод на другую работу трактует как изменение в организации производства и труда, требующее изменения по крайней мере одного из условий трудового договора: специальности, квалификации, должности, рабочего места (ст.125).

Изменение существенных условий труда допускается только с согласия профкома предприятия и только в целях улучшения положения работников

10

Вопрос о заключении срочных трудовых договоров

Включает основания заключения срочного договора, которые могут толковаться весьма расширительно, обходя презумпцию договора на неопределенный срок: для проведения работ, связанных с заведомо временным расширением производства или объема оказываемых услуг?, для выполнения заведомо определенной работы?.(ст.55)

Срочный трудовой договор на время выполнения определенной работы (конкретного объема работ) (пункт 3 части первой статьи 23) заключается как временный договор на срок до двух месяцев в случаях, когда срок завершения работы не может быть определен точно.


Сохраняет прежние формулировки статьи 17 КЗоТ о допустимых случаях заключения срочного договора, дополнив их случаями, предусмотренными коллективными договорами и соглашениями (ст.116).



11

Вопрос о прекращении трудового договора и увольнении работников по инициативе работодателя



Отменяет право профсоюзов вмешиваться в процедуру увольнения работников, расширяет основания увольнения по инициативе администрации и упрощает некоторые формулировки прежних оснований увольнения.

Уменьшается (с 10 до 3 ) количество оснований преимущественного права остаться на работе при сокращении численности или штата. (ст.169).

Сохраняет положения действующего КЗоТ об основаниях увольнения, предусматривает получение согласия профкома на увольнение и за систематическое нарушение трудовых обязанностей.

Отказ профкома в согласии на увольнение должен быть мотивирован нарушением законодательства либо отсутствием достаточных оснований для увольнения.(ст.44).

Согласие профкома или иного представительного органа работников на увольнение всех работников требуется по всем основаниям расторжения трудового договора по инициативе администрации. Увольнение работника за появление на работе в нетрезвом состоянии и за прогул возможно только при систематическом нарушении им трудовых обязанностей (ст.132).

12

Вопрос о рабочем времени и времени отдыха











Фактически отменяет 8- часовой рабочий день через узаконение работы по инициативе работника сверх нормальной продолжительности рабочего времени до 4 часов в день (ст.98) и без повышенной оплаты.

Не предусмотрены сокращенная продолжительность рабочего времени для учителей, врачей, женщин, работающих в сельской местности, а также дополнительные отпуска за работу в тяжелых условиях, а также за работу с ненормированным рабочим днем.

Сохраняет положения действующего КЗоТ о 40-часовой рабочей неделе и сокращенной продолжительности рабочего времени для отдельных категорий работников.


Графики сменности, графики отпусков, привлечения к сверхурочным работам согласуются с профкомом.

По мере создания экономических и других необходимых условий осуществляется переход от 40 часовой к более короткой рабочей неделе без уменьшения реальной заработной платы. (ст36).

Регулирование ряда вопросов (продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска, основания предоставления дополнительных отпусков) осуществляется не законом, а коллективным договором.

Не содержит перечня оснований обязательного предоставления кратковременного отпуска без сохранения заработной платы (ст.66).

13

Вопрос об индексации оплаты труда.

Порядок индексации оплаты труда законопроектом не устанавливается (ст.143)



Индексация оплаты труда осуществляется в порядке, установленном федеральным законом не реже одного раза в три месяца или при росте цен на потребительские товары и услуги не менее чем на шесть процентов.

Периодичность индексационных увеличений оплаты труда и их минимальный размер устанавливается в коллективных договорах, соглашениях.(ст.177)


14

Вопрос о своевременной выплате зарплаты и ограничения оплаты труда в натуральной форме

При задержке зарплаты: работодатель несет ответственность в соответствии с федеральным законом (ст.149).

С согласия работника оплата труда может производится продукцией в натуре. Размер и порядок натуроплаты устанавливается колдоговором, но не может быть более 20% зарплаты (ст.129).

Гарантии выплаты зарплаты в случае прекращения деятельности работодателя и его неплатежеспособности не предусмотрены.


При задержке зарплаты(ст 117):

1)зарплата руководителям выплачивается после выплат работникам;

2)начисляются проценты по ставке ЦБ за каждый день задержки на сумму зарплаты; 3)при задержке более 10 дней, работник имеет право приостановить работу на весь период задержки зарплаты с оплатой приостановки как за простой,

Натуроплата производится с письменного согласия работника по себестоимости продукции и не может превышать одной трети зарплаты (ст.116)

При задержке зарплаты (ст.191):

1)Работник вправе прекратить работу, если задержка составила свыше 5 дней с оплатой приостановки по среднему заработку;

2) задержанная зарплата выдается с начислением процентов по ставке ЦБ РФ

3) накладывается штраф на представителя собственника

Законопроект не допускает натуроплаты труда.

Гарантии выплаты зарплаты в случае прекращения деятельности работодателя и его неплатежеспособности не предусмотрены.

15

Вопрос о материальной ответственности работника

Вводит понятие имущественная ответственность?, размер ущерба во всех случаях определяется не по балансовой стоимости, а по рыночным ценам (ст.218)

Вводятся новые основания полной имущественной ответственности (причинение ущерба в результате административного проступка и за разглашение служебной или коммерческой тайны) (ст.215).

Не допускается обжалование удержаний за причиненный ущерб в пределах среднего заработка, отменено ограничение срока его обращения распоряжения о возмещении ущерба к исполнению (ст.220).

Воспроизводит положения КЗоТ о случаях полной материальной ответственности (с добавлением к ним случаев ответственности руководителей за ущерб причиненный предприятию своими виновными действиями - ст.141), о порядке возмещения ущерба , в т.ч. возможности обжаловать удержание из зарплаты при нарушении этого порядка в органах по рассмотрению трудовых споров(ст.145).

При выдаче заработной платы работодатель обязан письменно извещать каждого работника о составных частях его заработной платы за данный период, размерах и причинах произведенных удержаний, (ст.122

Сокращает перечень случаев полной материальной ответственности, предусмотренный КЗоТ, с 7 до 4 (за счет полной ответственности по закону и за недостачу, умышленную порчу имущества, а также за причинение ущерба в нетрезвом состоянии).(ст.196).

Не предусматривает бригадной материальной ответственности.

Распоряжение администрации о возмещении ущерба необходимо согласовывать с профорганом (ст.199)



16

Вопрос о трудовой дисциплине

Правила внутреннего трудового распорядка утверждаются работодателем после консультаций с представительными органами работников (ст.85

Меры общественного воздействия отменены.

Ст.90 содержит перечень оснований отстранения работника от работы

.Правила внутреннего трудового распорядка утверждаются общим собрание (конференцией) работников по представлению работодателя.(ст.154).

Поощрения применяются работодателем совместно или по согласованию с профорганом (ст.156)

Имеется специальная норма (в ст.159) запрещающая применение дисциплинарных взысканий, не предусмотренных федеральными законами.)

В ст.162 предусматривает меры общественного взыскания (товарищеское замечание, общественный выговор)

Правила внутреннего трудового распорядка утверждаются по согласованию с профсоюзными и иными представительными органами работников (ст.155).

Поощрения (включают повышение заработной платы) и взыскания применяются администрацией по согласованию с профорганом(ст.ст157 и 160).

Меры общественного взыскания не предусматриваются, хотя вопрос о нарушении трудовой дисциплины может быть передан на рассмотрения трудового коллектива или профоргана (ст.163)

17

Вопросы охраны труда женщин

Направление в служебные командировки, привлечение к ночной, сверхурочной работе и работе в выходные и праздничные дни запрещено только для беременных женщин, а для женщин, имеющих детей до 14 лет, (ребенка-инвалида - до 16 лет) разрешается с их согласия (ст.246)

Снята норма ч.1 статьи 170 КЗоТ, запрещающая отказывать в приеме на работу и снижать заработную плату работникам по мотивам, связанным с наличием детей, а женщинам также по мотивам, связанным с беременностью.

По заявлению женщин им предоставляется отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста до полутора лет - с выплатой пособия, до трех лет - без сохранения зарплаты (ст.243)

Увольнение беременных женщин, женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, одинокой матери или имеющих ребенка в возрасте до четырнадцати лет по инициативе работодателя допускается и за виновные действия.

Обязательное трудоустройство указанных работников отменяется.

Привлечение к работам в ночное время, к сверхурочным работам и работам в выходные дни и направление в командировки беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет допускается с их письменного согласия,.(ст.186)


По желанию женщин им предоставляется отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, (ст.192) (о пособии в этой статье ничего нет)


Увольнение беременных женщин, женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, работников, имеющих детей - инвалидов или инвалидов с детства до достижения ими возраста восемнадцати лет, одинокой матери или одинокого отца, имеющих ребенка в возрасте до четырнадцати лет , по инициативе работодателя допускается за их виновные.действия В случае ликвидации организации их увольнение допускается только с обязательным трудоустройством. Обязательное трудоустройство указанных работников осуществляется работодателем также в случаях их увольнения по окончании срочного трудового договора. На период трудоустройства за ними сохраняется средняя заработная плата, но не свыше трех месяцев со дня окончания срочного трудового договора (контракта)

Не допускается привлечение к работам в ночное время, к сверхурочным работам и работам в выходные дни и направление в командировки беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет. (ст.69)

Женщине, по ее заявлению, предоставляется дополнительный частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет с выплатой за период такого отпуска пособия по государственному социальному страхованию в размере не менее 50 процентов среднего заработка,.(ст.75)


Увольнение беременных женщин, женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, (одинокой матери, имеющей ребенка в возрасте до 16 лет или ребенка-инвалида до 18 лет), по инициативе работодателя не допускается, кроме случаев полной ликвидации предприятий (с обязательным трудоустройством . Обязательное трудоустройство указанных работников осуществляется работодателем также в случаях их увольнения по окончании срочного трудового договора . На период трудоустройства за ними сохраняется средняя заработная плата, но не свыше шести месяцев. (ст.78)


18

Вопрос об охране труда молодежи

Сняты статьи КЗоТ о льготах в оплате труда молодежи (пониженных нормах выработки и оплате сокращенного рабочего времени как полного.) и запрете применения их труда на тяжелых работах

Сняты также статьи о квотировании рабочих мест для молодежи и обеспечении работой лиц, окончивших образовательные учреждения профессионального образования.



Сохранены статьи КЗОТ о льготах в оплате труда молодежи

Работодатель обязан принимать на работу выпускников общеобразовательных учреждений, образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, а также лиц моложе 18 лет, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы), направляемых органами государственной службы занятости в порядке трудоустройства, в счет квоты.

Для рабочих моложе восемнадцати лет нормы выработки устанавливаются, исходя из норм выработки для взрослых рабочих, уменьшенных пропорционально сокращенной продолжительности рабочего времени для лиц, не достигших восемнадцати лет.

Имеются также статьи о бронировании рабочих мест для молодежи и трудоустройстве выпускников учреждений профессионального образования



8 апреля 2001 г.  

 



Все содержание (L) Copyleft 1998 - 2024