Обращение
к депутатам Государственной Думы РФ
Уважаемые депутаты!
Мы, члены Оргкомитета единых действий против правительственного
проекта Трудового кодекса в Санкт-Петербурге и Ленинградской области,
объединившего в своих рядах представителей коммунистических, социал-демократических
и патриотических организаций, руководителей профкомов
ряда крупных предприятий города, хотели бы довести до вашего сведения свою
позицию всвязи с предстоящим обсуждением законопроектов нового Трудового
кодекса РФ.
Прежде всего, мы выражаем решительный протест против ключевых
положений правительственного законопроекта. Мы не можем согласиться с
такими новациями этого законопроекта, значительно ухудшающими положение
работников, как:
- легализация 12-часового рабочего дня "по инициативе работника" и введение
сверхурочных без дополнительной оплаты;
- повсеместное внедрение срочных контрактов, ставящих работника в полную
зависимость от произвола работодателя;
- расширение оснований для увольнения работников и упрощенный порядок
расторжения трудовых договоров, допускающий произвол при увольнении;
- введение полной имущественной ответственности работника перед работодателем
и ослабление ограничений удержания из зарплаты;
- разрешение на использование труда женщин с малолетними детьми в ночное
время. сверхурочно, в выходные и праздничные дни и сокращение оплачиваемого
отпуска по уходу за ребенком с трех до полутора лет;
Вместо того, чтобы усиливать меры ответственности за нарушения
трудового законодательства и распространить гарантии трудовых прав на
работающих по гражданско-правовым договорам или без всякого оформления
трудовых отношений, правительство намерено узаконить произвол
работодателей, особенно в новом секторе экономики. Тем самым оно не только
нарушает положения многих конвенций МОТ, но и попирает статью 55
Конституции РФ о недопустимости издания законов отменяющих или
умаляющих права и свободы человека и гражданина.
Внесение правительственного проекта ТК РФ обосновывалось
необходимостью привести трудовое законодательство в соответствие с новыми,
рыночными отношениями в экономике. Однако правительственный законопроект
не предлагает решения многих существующих проблем правового
регулирования трудовых отношений. Он по прежнему ориентирован на крупное
предприятие (организацию), не предлагает механизма разрешения индивидуальных
трудовых споров об установлении и изменении условий труда, не
вносит ясность во многие процедурные вопросы коллективно-трудового регулирования,
определение представительства работодателей (особенно бюджетных
организаций) и их ответственности за выполнение колдоговоров и соглашений,
не решает также проблему ответственности работодателей за задержку выплаты
зарплаты и гарантий ее выплаты при банкротстве, не определяет порядок
урегулирования коллективных трудовых споров на уровне территории, отрасли,
Российской Федерации. Мы не можем согласиться с отсутствием в
законопроекте раздела о принципах социального страхования и содействия
занятости, со значительными изменениями и изъятиями допущенными при
инкорпорировании в текст проекта ТК положений федеральных законов о
коллективных договорах и соглашениях, о порядке разрешения коллективных
трудовых споров, о профсоюзах, их правах и гарантиях деятельности.Учитывая
приоритет Трудового кодекса над иными законами о труде, это грозит
разрушением достигнутого уровня регулирования коллективно-трудовых
отношений и существующих гарантий профсоюзной деятельности.
Третьим серьезным недостатком правительственного законопроекта
является лишение профсоюзов и коллективов работников права голоса при
принятии работодателем решений, связанных с установлением и изменением
условий труда в результате замены согласований при принятии этих решений
ни к чему не обязывающей процедурой консультаций. Это означает, что
решение вопросов трудового распорядка, графиков сменности и предоставления
отпусков, пересмотра норм труда и порядка выплаты премий передается
полностью на откуп работодателю! Учитывая также необязательность
заключения коллективных договоров, отсутствие гарантий профсоюзной
деятельности, предусмотренных статьей 235 ныне действующего КзоТа,
введение нормы о назначении половины состава комиссии по трудовым спорам
из представителей администрации можно сделать вывод, что провозглашенное
разработчиками правительственного законопроекта стремление к более
широкому использованию договорного (коллективного и индивидуального)
регулирования трудовых отношений может остаться пустой декларацией. Даже
сохранение статьи 35 действующего КзоТа о предварительном согласии
профкома на увольнение работников по инициативе администрации, статьи,
вызывающей наибольшее неприятие авторов правительственного
законопроекта, представляется нам необходимым и незаменимым препятствием
произволу работодателей в условиях неразвитости трудовой юстиции и слабого
государственного надзора за соблюдением законодательства о труде.
В то же время очевидно, что эта статья не является тормозом в увольнении
нерадивых и недисциплинированных работников.
Перечень недостатков концептуального характера, отхода от
международных стандартов трудовых прав, присущих правительственному
законопроекту, можно было бы и продолжить. Но и приведенные примеры
должны убедить вас, уважаемые депутаты, в антинародном, антипрофсоюзном
характере этого варианта Трудового Кодекса.
Что касается других законопроектов, внесенных депутатами
Государственной Думы, то все они (кроме законопроекта депутата А. Голова) не
имеют указанных выше изъянов и отличаются от правительственного варианта
приверженностью изначально присущему трудовому праву принципу защиты
прав работников и их профсоюзов.
И "законопроект 8-ми" (В. Т. Сайкина, А. К. Исаева,
А. И. Лукьянова, А. С. Иванова, Л. Н. Яркина и др.), и законопроект О. В. Шеина
содержат более широкие перечни основных прав работников, более полно и
точно определяют регулируемые ими общественные отношения, распространяя
нормы ТК и не трудовые отношения, которые не оформлены надлежащим
образом. Весьма важными в современных условиях являются также гарантии
реализации права на труд, льготы и компенсации высвобождаемым
работникам, о которых умалчивает правительственный законопроект. Оба
законопроекта примерно в равной мере обеспечивают гарантии реализации
права работников на управление своими организациями, на контроль за
соблюдением трудового законодательства и охраной труда, определяя
полномочия в этой сфере не только профсоюзов, но и трудовых коллективов
(коллективов работников). Лучше, чем в правительственном варианте
прописаны в них меры ответственности работодателя за нарушение условий
коллективных договоров и соглашений, трудового законодательства, способы
защиты трудовых прав работников, в т.ч. меры самозащиты этих прав. Все эти
положения отвечают конституционному принципу, объявляющему Россию
правовым государством.
Наряду с общими чертами положительного свойства, "законопроекту
восьми", также как и законопроекту О. В. Шеина, присущи отдельные
недостатки.
Так, законопроект, поддерживаемый ФНПР, не содержит (в отличии от
законопроекта О. Шеина и существующего КЗоТ) права работников на труд,
закрепленного ст.6 Международного пакта об экономических, социальных и
культурных правах, Пакта, являющегося по Конституции РФ составной частью
ее правовой системы. Ничем иным как нарушением конституционного права
граждан на объединение следует считать положение "законопроекта восьми" о
том, что только профсоюзы могут признаваться представителями работников, а
иные представительные органы могут быть избраны только для ведения
коллективных переговоров и только при отсутствии в организации
профсоюза.(ст. 17). По меньшей мере спорным является положение ст. 44
данного законопроекта об обязанности профсоюза представить
мотивированный отказ в даче согласии на увольнение работников, что
повышает шансы работодателя необоснованно уволить того или иного рабочего
или профсоюзного активиста, в т.ч. через обращение в суд.
В свою очередь законопроект О. Шеина уступает "законопроекту восьми"
в части обжалования в суд необоснованного отказа в приеме на работу, в
прописанности процедур принятия решения о прохождении испытательного
срока, оформления трудового договора, в т.ч. на время выполнения
определенной работы. Не предусматривает данный законопроект возможность
временного перевода работника в случае простоя и выплату выходного пособия
в зависимости от стажа работы. Сохранение в нем такого основания увольнения
работника как длительное отсутствие на работе вследствии болезни
противоречит требованиям конвенции МОТ.
И в то же время нельзя не заметить, что оба "профсоюзных" проекта
Трудового Кодекса концептуально не отличаются от существующего КзоТ РФ.
Они в большей или меньшей мере развивают уже закрепленные в КЗОТ
положения, или просто повторяют их. И в этом состоит их положительное
значение - защитить проверенные временем и практикой современных
трудовых отношений нормы КзоТ от поспешного и необосонованного
пересмотра. Но может быть решение этой задачи, как и задачи уточнения и
развития отдельных положений действующего КзоТ рациональнее решать
путем внесения в него отдельных поправок и дополнений?
И опыт работы представляемых нами профосоюзных организаций и ряд
социологических исследований (например, проведенных Институтом
сравнительного исследования трудовых отношений) доказывает, что
существующий КзоТ неплохо "работает" и в современных условиях,
обеспечивая баланс интересов работника и работодателя, демонстрируя
способность правового регулирования "гибких" трудовых отношений в новом
частном секторе. Важно только усилить меры ответственности за соблюдение
норм существующего трудового законодательства, более четко прописать
некоторые процедуры реализации его положений (а еще лучше - принять
Трудовой процессуальный кодекс) и реальное воздействие КзоТ, давно
ставшего привычным для миллионов работников в России, получившего
широкое международное признание, на практику трудовых отношений будет
несопоставимо ни с каким новоиспеченным Трудовым кодексом.
Вот почему, опираясь на волю представляемых нами организаций и
мнение тысяч работников, высказанное ими в ходе проведенных нами за
последние полгода пикетах, митингах, встречах с профактивом ряда
крупнейших предприятий нашего города, мы предлагаем депутатам
Государственной Думы:
- Снимите с обсуждения все представленные проекты нового
Трудового Кодекса.
- Вернитесь к принятию Федерального закона "О внесении изменений
и дополнений в Кодекс законов о труде РФ", принятого
Государственной Думой 27 октября 1999 года, одобренного Советом
Федерации 11 ноября 1999 года и отклоненного президентом
Б. Ельциным .
- Используете в ходе работы согласительной комиссии и повторного
обсужденния данного Федерального закона наиболее ценные
поправки и дополнения, содержащиеся в представленных
законопроектах нового Трудового Кодекса РФ.
- Ни в коем случае не голосуйте за правительственный проект
Трудового Кодекса, концептуальная основа которого противоречит
конституционным положениям о России как правовом и социальном
государстве, а также международным обязательствам Российской
Федерации.
13 ноября 2000 г. |
|
По поручению Оргкомитета, его сопредседатели:
Председатель профкома
ОАО "Ленинградский металлический завод"
В. Д. Артюхин
Председатель профкома ЗАО "Комбинат цветной печати"
Т. Б. Ведерникова
Член исполкома "Движения за рабочую партию"
Е. А. Козлов
|
|