Rambler's Top100

РПК
Российская Партия Коммунистов

(Региональная Партия Коммунистов)
 
English
Deutsch

Коммунист Ленинграда

Советское Возрождение

 

Mail to Webmaster rpk@len.ru

Группа РПК
в Контакте

ЖЖ РПК

TopList

 

Обращение
к депутатам Государственной Думы РФ

Уважаемые депутаты!

Мы, члены Оргкомитета единых действий против правительственного проекта Трудового кодекса в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, объединившего в своих рядах представителей коммунистических, социал-демократических и патриотических организаций, руководителей профкомов ряда крупных предприятий города, хотели бы довести до вашего сведения свою позицию всвязи с предстоящим обсуждением законопроектов нового Трудового кодекса РФ.

Прежде всего, мы выражаем решительный протест против ключевых положений правительственного законопроекта. Мы не можем согласиться с такими новациями этого законопроекта, значительно ухудшающими положение работников, как:

  • легализация 12-часового рабочего дня "по инициативе работника" и введение сверхурочных без дополнительной оплаты;
  • повсеместное внедрение срочных контрактов, ставящих работника в полную зависимость от произвола работодателя;
  • расширение оснований для увольнения работников и упрощенный порядок расторжения трудовых договоров, допускающий произвол при увольнении;
  • введение полной имущественной ответственности работника перед работодателем и ослабление ограничений удержания из зарплаты;
  • разрешение на использование труда женщин с малолетними детьми в ночное время. сверхурочно, в выходные и праздничные дни и сокращение оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком с трех до полутора лет;

Вместо того, чтобы усиливать меры ответственности за нарушения трудового законодательства и распространить гарантии трудовых прав на работающих по гражданско-правовым договорам или без всякого оформления трудовых отношений, правительство намерено узаконить произвол работодателей, особенно в новом секторе экономики. Тем самым оно не только нарушает положения многих конвенций МОТ, но и попирает статью 55 Конституции РФ о недопустимости издания законов отменяющих или умаляющих права и свободы человека и гражданина.

Внесение правительственного проекта ТК РФ обосновывалось необходимостью привести трудовое законодательство в соответствие с новыми, рыночными отношениями в экономике. Однако правительственный законопроект не предлагает решения многих существующих проблем правового регулирования трудовых отношений. Он по прежнему ориентирован на крупное предприятие (организацию), не предлагает механизма разрешения индивидуальных трудовых споров об установлении и изменении условий труда, не вносит ясность во многие процедурные вопросы коллективно-трудового регулирования, определение представительства работодателей (особенно бюджетных организаций) и их ответственности за выполнение колдоговоров и соглашений, не решает также проблему ответственности работодателей за задержку выплаты зарплаты и гарантий ее выплаты при банкротстве, не определяет порядок урегулирования коллективных трудовых споров на уровне территории, отрасли, Российской Федерации. Мы не можем согласиться с отсутствием в законопроекте раздела о принципах социального страхования и содействия занятости, со значительными изменениями и изъятиями допущенными при инкорпорировании в текст проекта ТК положений федеральных законов о коллективных договорах и соглашениях, о порядке разрешения коллективных трудовых споров, о профсоюзах, их правах и гарантиях деятельности.Учитывая приоритет Трудового кодекса над иными законами о труде, это грозит разрушением достигнутого уровня регулирования коллективно-трудовых отношений и существующих гарантий профсоюзной деятельности.

Третьим серьезным недостатком правительственного законопроекта является лишение профсоюзов и коллективов работников права голоса при принятии работодателем решений, связанных с установлением и изменением условий труда в результате замены согласований при принятии этих решений ни к чему не обязывающей процедурой консультаций. Это означает, что решение вопросов трудового распорядка, графиков сменности и предоставления отпусков, пересмотра норм труда и порядка выплаты премий передается полностью на откуп работодателю! Учитывая также необязательность заключения коллективных договоров, отсутствие гарантий профсоюзной деятельности, предусмотренных статьей 235 ныне действующего КзоТа, введение нормы о назначении половины состава комиссии по трудовым спорам из представителей администрации можно сделать вывод, что провозглашенное разработчиками правительственного законопроекта стремление к более широкому использованию договорного (коллективного и индивидуального) регулирования трудовых отношений может остаться пустой декларацией. Даже сохранение статьи 35 действующего КзоТа о предварительном согласии профкома на увольнение работников по инициативе администрации, статьи, вызывающей наибольшее неприятие авторов правительственного законопроекта, представляется нам необходимым и незаменимым препятствием произволу работодателей в условиях неразвитости трудовой юстиции и слабого государственного надзора за соблюдением законодательства о труде. В то же время очевидно, что эта статья не является тормозом в увольнении нерадивых и недисциплинированных работников.

Перечень недостатков концептуального характера, отхода от международных стандартов трудовых прав, присущих правительственному законопроекту, можно было бы и продолжить. Но и приведенные примеры должны убедить вас, уважаемые депутаты, в антинародном, антипрофсоюзном характере этого варианта Трудового Кодекса.

Что касается других законопроектов, внесенных депутатами Государственной Думы, то все они (кроме законопроекта депутата А. Голова) не имеют указанных выше изъянов и отличаются от правительственного варианта приверженностью изначально присущему трудовому праву принципу защиты прав работников и их профсоюзов.

И "законопроект 8-ми" (В. Т. Сайкина, А. К. Исаева, А. И. Лукьянова, А. С. Иванова, Л. Н. Яркина и др.), и законопроект О. В. Шеина содержат более широкие перечни основных прав работников, более полно и точно определяют регулируемые ими общественные отношения, распространяя нормы ТК и не трудовые отношения, которые не оформлены надлежащим образом. Весьма важными в современных условиях являются также гарантии реализации права на труд, льготы и компенсации высвобождаемым работникам, о которых умалчивает правительственный законопроект. Оба законопроекта примерно в равной мере обеспечивают гарантии реализации права работников на управление своими организациями, на контроль за соблюдением трудового законодательства и охраной труда, определяя полномочия в этой сфере не только профсоюзов, но и трудовых коллективов (коллективов работников). Лучше, чем в правительственном варианте прописаны в них меры ответственности работодателя за нарушение условий коллективных договоров и соглашений, трудового законодательства, способы защиты трудовых прав работников, в т.ч. меры самозащиты этих прав. Все эти положения отвечают конституционному принципу, объявляющему Россию правовым государством.

Наряду с общими чертами положительного свойства, "законопроекту восьми", также как и законопроекту О. В. Шеина, присущи отдельные недостатки.

Так, законопроект, поддерживаемый ФНПР, не содержит (в отличии от законопроекта О. Шеина и существующего КЗоТ) права работников на труд, закрепленного ст.6 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, Пакта, являющегося по Конституции РФ составной частью ее правовой системы. Ничем иным как нарушением конституционного права граждан на объединение следует считать положение "законопроекта восьми" о том, что только профсоюзы могут признаваться представителями работников, а иные представительные органы могут быть избраны только для ведения коллективных переговоров и только при отсутствии в организации профсоюза.(ст. 17). По меньшей мере спорным является положение ст. 44 данного законопроекта об обязанности профсоюза представить мотивированный отказ в даче согласии на увольнение работников, что повышает шансы работодателя необоснованно уволить того или иного рабочего или профсоюзного активиста, в т.ч. через обращение в суд. В свою очередь законопроект О. Шеина уступает "законопроекту восьми" в части обжалования в суд необоснованного отказа в приеме на работу, в прописанности процедур принятия решения о прохождении испытательного срока, оформления трудового договора, в т.ч. на время выполнения определенной работы. Не предусматривает данный законопроект возможность временного перевода работника в случае простоя и выплату выходного пособия в зависимости от стажа работы. Сохранение в нем такого основания увольнения работника как длительное отсутствие на работе вследствии болезни противоречит требованиям конвенции МОТ.

И в то же время нельзя не заметить, что оба "профсоюзных" проекта Трудового Кодекса концептуально не отличаются от существующего КзоТ РФ. Они в большей или меньшей мере развивают уже закрепленные в КЗОТ положения, или просто повторяют их. И в этом состоит их положительное значение - защитить проверенные временем и практикой современных трудовых отношений нормы КзоТ от поспешного и необосонованного пересмотра. Но может быть решение этой задачи, как и задачи уточнения и развития отдельных положений действующего КзоТ рациональнее решать путем внесения в него отдельных поправок и дополнений?

И опыт работы представляемых нами профосоюзных организаций и ряд социологических исследований (например, проведенных Институтом сравнительного исследования трудовых отношений) доказывает, что существующий КзоТ неплохо "работает" и в современных условиях, обеспечивая баланс интересов работника и работодателя, демонстрируя способность правового регулирования "гибких" трудовых отношений в новом частном секторе. Важно только усилить меры ответственности за соблюдение норм существующего трудового законодательства, более четко прописать некоторые процедуры реализации его положений (а еще лучше - принять Трудовой процессуальный кодекс) и реальное воздействие КзоТ, давно ставшего привычным для миллионов работников в России, получившего широкое международное признание, на практику трудовых отношений будет несопоставимо ни с каким новоиспеченным Трудовым кодексом.

Вот почему, опираясь на волю представляемых нами организаций и мнение тысяч работников, высказанное ими в ходе проведенных нами за последние полгода пикетах, митингах, встречах с профактивом ряда крупнейших предприятий нашего города, мы предлагаем депутатам Государственной Думы:

  1. Снимите с обсуждения все представленные проекты нового Трудового Кодекса.
  2. Вернитесь к принятию Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РФ", принятого Государственной Думой 27 октября 1999 года, одобренного Советом Федерации 11 ноября 1999 года и отклоненного президентом Б. Ельциным .
  3. Используете в ходе работы согласительной комиссии и повторного обсужденния данного Федерального закона наиболее ценные поправки и дополнения, содержащиеся в представленных законопроектах нового Трудового Кодекса РФ.
  4. Ни в коем случае не голосуйте за правительственный проект Трудового Кодекса, концептуальная основа которого противоречит конституционным положениям о России как правовом и социальном государстве, а также международным обязательствам Российской Федерации.

 

13 ноября 2000 г.   По поручению Оргкомитета, его сопредседатели:
Председатель профкома
ОАО "Ленинградский металлический завод"
В. Д. Артюхин
Председатель профкома ЗАО "Комбинат цветной печати"
Т. Б. Ведерникова
Член исполкома "Движения за рабочую партию"
Е. А. Козлов

 



Все содержание (L) Copyleft 1998 - 2024