Rambler's Top100

РПК
Российская Партия Коммунистов

(Региональная Партия Коммунистов)
 
English
Deutsch

Коммунист Ленинграда

Советское Возрождение

 

Mail to Webmaster rpk@len.ru

Группа РПК
в Контакте

ЖЖ РПК

TopList

 

Стоит ли судить Васила Биляка?

В Братиславе начинается заключительный акт судебного преследования 84-летнего бывшего руководящего функционера КПЧ Васила Биляка. Буржуазная словацкая юстиция ставит ему в вину злоупотребления властью (перечисление средств КПЧ в помощь зарубежным компартиям в 70-80 годы) и государственную измену ("приглашение" войск стран Варшавского договора оккупировать Чехословакию в августе 1968 года).

Личность Биляка неоднозначна. В ряды КПЧ он вступил в 1945 году, делал карьеру и в 1954-89 годах являлся членом ЦК КПЧ, а в 1968-88 годах членом Президиума ЦК КПЧ. В 1960-62 годах работал председателем Словацкого национального совета, в 1962-68 годах - секретарем ЦК Компартии Словакии по идеологии, с января по август 1968 года являлся первым секретарем ЦК КПС, а затем, вплоть до ухода на пенсию в конце 1988 года был секретарем ЦК КПЧ, курируя идеологию и международные связи.

Роль Биляка в 60-е годы была безусловно позитивной. Он много сделал для развития словацкой культуры, достижения реального равноправия чехов и словаков в рамках федеративного государства, реабилитации и возвращения в политическую жизнь многих словацких коммунистов (Г. Гусак, Л. Новомесский, Э. Лебль и др.), ставших жертвами фальсифицированных политических процессов 1949-54 годов. Начиная с 1967 года он вместе с тогдашним первым секретарем ЦК КПС Александром Дубчеком и другими коммунистами-реформаторами все более резко выступал против ошибочной политики, проводившейся тогдашним руководством КПЧ во главе с Антонином Новотным. Именно с отставки Новотного с поста первого секретаря ЦК КПЧ и началась в январе 1968 года решающая фаза т. н. "Пражской весны".

Однако дальнейшее политическое развитие в 1968 году провело черту между сторонниками радикальных преобразований в экономической и общественной жизни среди руководителей КПЧ (Й. Шпачек, Ф. Кригель, Ф. Водслонь, З. Млынарж, Э. Гольдштюккер и др.) и КПС (В. Павленда, Р. Гаренчар, А. Тяжкий и др.), поддерживаемым ими Дубчеком и его сторонниками, с одной стороны, и противниками радикального отхода от сложившейся в ЧССР системы власти, с другой. Биляк присоединился ко второй группе. Отсюда - и его публичные оценки событий как "угрозы контрреволюции", и голосование на заседании Президиума ЦК КПЧ в ночь с 20 на 21 августа 1968 против резолюции, осуждающей ввод войск Варшавского договора на территорию ЧССР, и активнейшее участие в последовавшей за ним неудавшейся попытке создать т. н."рабоче-крестьянское правительство". Логика политической борьбы неминуемо привела Биляка в стан "нормализаторов", многие из которых еще недавно, при Новотном, были его непримиримыми оппонентами.

Двадцать лет "нормализации" не прошли даром ни для КПЧ, ни для социалистической системы в ЧССР. Удушение любой критики, диктат внутри и вне партии (к чему активно приложил руку и Биляк) привели к девальвации социалистических ценностей в общественном сознании, что и завершилось победой буржуазной контрреволюции в ноябре 1989 года. Теперь победители сводят счеты с побежденными, среди которых и пенсионер Биляк.

Политическую оценку его деятельности дали сами чешские и словацкие коммунисты, исключив Биляка решением Чрезвычайного съезда КПЧ (декабрь 1989 года) из рядов партии. Что же до уголовного преследования, то по действовавшим в тогдашней ЧССР законам он не совершил никаких противоправных деяний: и в Конституции ЧССР 1960 года, и в иных законодательных актах была официально закреплена руководящая роль КПЧ, дружба с СССР, членство в Варшавском договоре и все, что из этого вытекало. Сам Варшавский договор был ратифицирован Национальным собранием Чехословакии и тем самым вступил в законную силу, а он предусматривал и возможность ввода на территорию любой страны войск других государств-участников. Так что, правовых оснований для судебного преследования Васила Биляка нет, а вся комедия суда в Братиславе представляет собой лишь антикоммунистическую демонстрацию в интересах словацких буржуазных политиков, крайне заинтересованных представить нынешних словацких левых как идейных наследников крайне непопулярных в народе "нормализаторов", одним из которых был и остается Васил Биляк.

5 декабря 2001 г.   Владимир Соловейчик

 



Все содержание (L) Copyleft 1998 - 2024