Rambler's Top100

РПК
Российская Партия Коммунистов

(Региональная Партия Коммунистов)
 
English
Deutsch

Коммунист Ленинграда

Советское Возрождение

 

Mail to Webmaster rpk@len.ru

Группа РПК
в Контакте

ЖЖ РПК

TopList

 

Остановить приватизацию народного образования!

После нескольких лет передышки либеральные реформаторы из правительства Путина-Касьянова вновь предлагают приватизировать образовательные учреждения России. "Основные мероприятия правительства РФ в области социальной политики и модернизации экономики на 2000-2001 гг." предусматривают внесение в середине текущего года законопроектов о замене существующего статуса государственных образовательных учреждений на статус образовательных организаций и переход на контрактную основу финансовых взаимоотношений образовательных организаций с государством. Таким образом, "программа Грефа" по приватизации земли, железных дорог, жилищного хозяйства, энергетики, пенсионной системы распространяется и на сферу народного образования.

Что означают эти, на первый взгляд, не очень значимые формулировки правительственного плана и к каким последствиям для детей и учителей они могут привести?

Прежде всего, они означают, что государство намерено снять с себя ответственность за финансирование школ (бюджет народного образования за 2000 год выполнен на 88 %), за невыплаченные долги по зарплате (1,3 млрд. руб.), за уровень оплаты по ст. 54 "Закона РФ Об образовании" (учителя получают только 40% от зарплаты в промышленности, а все прибавки 2000 года "съела" инфляция).

Теперь отвечать за финансирование будут учредители самостоятельных юридических лиц - образовательных организаций, новые собственники и их органы управления. Но это означает возможность банкротства школ и вузов и передачу их в собственность частных лиц. Ослабление государственного влияния на содержание образования, разрушение его светского характера, отмена гарантий на получение образования малоимущими, введение повсеместной платности за учебу - вот неизбежные последствия этих либерально-рыночных проектов.

При реорганизации школ и вузов в образовательные организации велика вероятность сокращения преподавательских кадров, перевода на срочные трудовые контракты, необоснованных увольнений. Оплата и условия труда будут определяться не законом, а органом управления организации, т. е. будут зависеть от частного произвола. Льготы и пенсии за выслугу лет, предусмотренные работникам государственных и муниципальных учреждений, будут утрачены.

Введение государственных именных финансовых обязательств (ГИФО) в высшей школе означает, что государство берет на себя только функции заказчика на подготовку специалистов, выделяя при этом минимальные средства и, рассчитывая, что недостающие деньги дадут ему родители. По расчетам разработчиков только 30% поступающих в вузы и набравших наибольший балл на Едином экзамене освобождаются от доплаты. Все остальные будут выплачивать разницу между суммой ГИФО и ценой обучения, которую вузы будут устанавливать самостоятельно. Таким образом, мы получим не конкурс знаний, а конкурс платежеспособности родителей. Вряд ли дети учителей смогут его выдержать при поступлении в вузы.

Предлагаемые планы фактической ликвидации государственного образования не только похоронят конституционные права на получение бесплатного среднего и высшего образования, не только закрепят социальный раскол общества на богатых и бедных, но и нанесут существенный моральный урон взаимоотношениям в школьном коллективе. Разве не известно, как деформируются уже сейчас отношения учителя и ученика после широкого распространения так называемых "дополнительных платных услуг" в средней и высшей школе!

Обращает на себя внимание тот факт, что планируемая реформа народного образования вынашивается и проводится в келейной тиши министерских кабинетов, без широкого обсуждения педагогической общественности, несмотря на протестующие резолюции Всероссийской акции протеста учителей 27 февраля этого года. Показательно, что обращение нашей Региональной партии коммунистов и Движения в защиту детства к руководству Комитета по образованию Администрации Санкт-Петербурга от 1 июня 2000 г., в котором предлагалось провести публичное обсуждение планов Центра стратегических разработок Г. Грефа по "американизации" народного образования, так и осталось без ответа.

Зачем тревожить педагогическую совесть учителей? Ведь за структурную перестройку образования правительство получит займ от Всемирного банка в несколько миллионов долларов! Вот только вопрос: дойдут ли эти деньги до школы? И не являются ли они теми тридцатью серебряниками?, которые Запад намерен заплатить за разрушение лучшей в мире системы народного образования? Ведь образованность кадров сильно влияет на конкурентоспособность товаров на мировом рынке.

Мы понимаем, что многим обнищавшим за годы "реформ" учителям, уставшим бороться за свое сносное существование, безразлично, кто заплатит им приличную зарплату - государство или член попечительского совета. Но мы предлагаем задуматься: не для того ли сократилось в 10 раз за 10 лет финансирование народного образования, чтобы замордованному учителю было безразлично, кто купит его педагогический талант за минимальную цену.

И мы предупреждаем о негативных последствиях приватизации народного образования для будущего России, для будущего наших детей. Давайте вместе думать и искать пути, как отвести нависшую опасность.

 

  Координационный Совет Движения "В защиту детства"
Исполком Региональной партии коммунистов

(контактный телефон 252-27-13)

 



Все содержание (L) Copyleft 1998 - 2024