Упадет ли влияние Путина вслед за падением цен на нефть?
Случившееся в конце октября 2001 года резкое падение мировых цен на нефть (они
упали до 19 долларов за 1 баррель) заставляет всерьез задуматься о
перспективах нынешнего "экономического роста" и "политической стабильности" в
РФ. Поскольку во многом эти явления зависят от поступлений в доходную часть
российского бюджета,который,в свою очередь, формируется в значительной мере за
счет поступлений от экспорта энергоносителей (нефти и газа), то резкое падение
цен на нефть вполне способно поставить под вопрос все "достижения" правления
Путина.
Проект федерального бюджета - 2002, без проблем протаскиваемый право -
либеральным большинством ГосДумы, сверстан, исходя из "предела прочности" -
минимальной цены за 1 баррель нефти не менее 18 долларов. При этом, как
признают сами министры Правительства РФ, "бюджет будет выполнен, но вот
экономический рост может сильно замедлиться". А что же произойдет, если цена на
нефть покатится вниз и дальше, что весьма вероятно в свете все более
затягивающихся военных действий в Афганистане. Вспомним, что дефолт 17 августа
1998 года и последовавший за ним экономический кризис были связаны не только с
обвалом финансовой пирамиды государственного долга, но и с рекордно низким
падением мировых цен на нефть (до 10 долларов США за 1 баррель). От повторения
подобной ситуации власти РФ не смогут гарантировать ни МВФ, ни "большая семерка",
ни государства ОПЕК - участники организации стран - экспортеров нефти.
Безусловно страны ОПЕК могут снизить квоту на добычу нефти, чтобы избежать
резкого падения цен (так, с 15 ноября предполагается снижение добычи нефти на
1 млн. баррелей в сутки). Но даже такого рода меры не гарантируют сохранения
высоких цен на российскую нефть. Это связано как со сравнительно низким (по
сравнению с ближневосточной) качеством сырой российской нефти, так и с
проблемами чисто технологического характера: условия нефтедобычи у нас в
стране гораздо тяжелее, степень изношенности трубопроводов и буровых установок
велика. Бюджет не в состоянии выделять средства на техническое перевооружение
отрасли, собственных средств нефтяных компаний не хватает, а объемы
иностранных инвестиций невелики и направляются, в основном, в проекты по т.н.
"соглашениям о разделе продукции". Наращивать экспорт за счет снижения
потребления на внутреннем рынке властям РФ не позволяет уже приближающая зима,
ибо превращение почти всей страны в одно "большое Приморье" чревато социальным
взрывом, чего власти боятся.
Таким образом зависимость от внешнеэкономической конъюнктуры, не подкрепленная
устойчивым экономическим ростом внутри страны, вынуждает режим Путина
заискивать перед ведущими империалистическими державами в надежде получить при
необходимости экстренные кредиты, добиться списания долгов и т.п. Отсюда - и
все последние внешнеполитические шаги Путина (закрытие станции на Кубе и базы
ВМФ во Вьетнаме, фактическая поодержка агрессии США на Среднем Востоке и т.п.),
в корне противоречащие национальным интересам страны. Отсюда и ответ на вопрос,
вынесенный в заголовок. Ответ, положительный и более чем очевидный.
1 ноября 2001 г. |
|
Владимир Соловейчик |
|