Россия и ВТО
Форсируемое нынешнеми властями РФ вступление нашей страны во всемирную торговую
организацию (ВТО) заставляет пристальнее вглядеться в суть этой структуры и
поразмыслить, насколько выгодно России участие в этом орудии мировой империалистической
глобализации.
ВТО была создана в 1995 году на основе действующего с 1947 года Генерального
соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ). В состав ВТО входит порядка 150 государств
мира, прежде всего крупные империалистические державы - США, Канада, Япония, страны
Евросоюза. На только что закончившемся саммите в Шанхае было объявлено о вступлении
в ВТО Китая. Основными принципами ВТО являются т.н. "открытость торговой политики",
т.е. приведение в соответствие с нормами, диктуемыми наиболее экономически
сильными странами-участницами, тарифов, импортно-экспортных пошлин, финансовой и
бухгалтерской отчетности, юридической защиты прав собственности и т.п.
Адвокаты скорейшего вступления России в ВТО заявляют, что данная мера привлечет
дополнительные инвестиции в российскую экономику, сделает более прозрачным и
конкурентоспособным внутренний рынок, избавит отечественных экспортеров от антидемпинговых
расследований. Но все не так просто. Конечно, для крупнейших экспортеров,
прежде всего сырьевиков, вступление в ВТО - на руку. Но членство в ВТО не гарантирует
отсутствия антидемпинговых разбирательств, особенно с учетом царящих в этой
организации двойных стандартов, когда, например, ввозные пошлины на продовольствие
в странах ЕЭС в несколько раз выше, чем у иных участников ВТО. Это во-первых.
Во-вторых, свободной допуск на российские финансовые рынки зарубежных кредитных
институтов (а это - требование ВТО) сразу же приведет к массовому оттоку клиентов
(как физических, так и юридических лиц) из отечественных банков в зарубежные,
поскольку их активы, а, стало быть, и возможности кредитования значительно выше. Это
же вполне может вызвать повторение банковского кризиса по образцу 1998 года, но в
еще более худшем варианте.
В-третьих, на внутренние рынки хлынет дешевый и отнюдь не всегда качественный импорт.
Особенно это будет касаться сельского хозяйства, легкой, электротеехнической
и автомобильной промышленности, что может вызвать спад производства в этих отраслях
и соответственно рост безработицы.
В-четвертых, наша экономика не готова пока что работать по правовым стандартам
ВТО и принятым в этой организации нормам финансовой отчетности. По данным недавно
проведенных соцопросов, только в 15 % российских коммерческих структур есть специалисты,
владеющие тематикой ВТО. А средств на подготовку и обучение как всегда
нет ни у фирм, ни в бюджете.
Очевидно,что в данной ситуации ускоренное вовлечение РФ в структуры ВТО вряд ли
пойдет на пользу экономике страны и ее гражданам.
21 октября 2001 г. |
|
Владимир Соловейчик |
|