Rambler's Top100

РПК
Российская Партия Коммунистов

(Региональная Партия Коммунистов)
 
English
Deutsch

Коммунист Ленинграда

Советское Возрождение

 

Mail to Webmaster rpk@len.ru

Группа РПК
в Контакте

ЖЖ РПК

TopList

Rambler's Top100

 

Итоги года, прогнозы и перпективы

Завершившийся 2001 год наибольшие сюрпризы принес на международной арене. Внутри страны его итоги оказались в большей степени близки к предсказываемым ранее. Для президента Путина и олицетворяемых им буржуазных сил 2001-й оказался годом консолидации и укрепления позиций как внутри страны, так и за ее пределами, для левых сил - годом поражений и нереализованных ожиданий.

Экономический рост стал реальностью.

Проблема стабильности и устойчивости путинского режима напрямую связана с тем, насколько эффективно правящая сейчас страной группировка сможет обеспечить рост экономики при сохранении нынешних буржуазных порядков. Судя по официальной статистике (а других цифр в нашем распоряжении нет, ибо практически все экспертные оценки также основаны на данных Госкомстата), этот вопрос в ушедшем году власть решила: если за 2000 год промышленный рост составил 7,8%, то за 2001 - 5,2% (это пока прогноз). Улучшилась как следствие и ситуация с федеральным бюджетом: от бездефицитного бюджета - 2000 перешли к профицитному бюджету - 2001, не прибегая при этом к новым заимствованиям за рубежом и в целом по графику внешние долги прежних лет. Золотовалютные резервы Центробанка РФ приблизились к 5 млрд. долларов. Продолжилась в ушедшем году и тенденция к росту средней заработной платы по стране: в декабре она достигла 3655 рублей,что даже с поправкой на инфляцию (18,6% за 2001 год, по данным Госкомстата РФ) почти в полтора раза выше, чем в 2000 году. Реальные доходы населения России в 2001 году по сравнению с 2000 годом выросли на 6,3%.

Безусловно эти достижения базируются в первую очередь на благоприятной для российской внешней торговли (по преимуществу ориентированной на экспорт энергоносителей) конъюнктуре мирового рынка. В значительно меньшей степени подъем в экономике можно связать с позапрошлогодней налоговой реформой, хотя, справедливости ради, следует отметить рост налоговых поступлений в бюджет по налогу на доходы физических лиц на 47% (после введения новой единой 13% шкалы с 1 января 2001 года) и на 14% по налогу на фонд оплаты труда (после введения с 1 января 2001 года единого социального налога). "Энергетический бум" естественным образом внес изменения и в структуру налоговых поступлений в консолидированный бюджет РФ: рост доли акцизов и платежей за пользование природными ресурсами сопровождался снижением доли НДС и налога на прибыль,что явно должно пойти на пользу промышленным предприятиям - у них появляются дополнительные оборотные средства.

Перспективы российской экономики.

Зависимость российской экономики от сырьевого экспорта (прежде всего нефти и газа) сохранится в полной мере и в нынешнем 2002 году, отдельные экспортные контракты, например, на рынке ВПК или Роскосмоса не в счет. Изменение конъюнктуры на нефтяных рынках после террактов в США 11 сентября сильно ударило по планам правительства создать золото-валютный запас "на 2003 год" (на этот год приходится пик выплат по внешним долгам РФ - около 19 млрд. долларов, к тому же во весь рост встанет проблема обновления основных фондов промышленности, транспорта, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства, оставшихся в наследство от бывшего СССР). То есть возможное дальнейшее падение цен на нефть на мировом рынке энергоресурсов поставит под вопрос не только продолжающийся с 1999 года экономический рост, но и с трудом достигнутую за последние два года режимом Путина "социально-политическую стабильность". Особенно если учесть, что дополнительные финансовые ресурсы потребуются не только на увеличение зарплаты бюджетникам с учетом того,что минимальный размер оплаты труда с 1 января увеличился в полтора раза и составляет сейчас 450 рублей, но и на повышение денежного довольствия "силовикам", на которых опирается бонапартистский по сути своей режим Путина, и на реализацию пенсионной реформы.

По мнению аналитиков ряда ведущих нефтяных компаний, цена на нефть в течение 2002 года вряд ли будет стабильной: прогнозируется ее снижение в начале года до 13 долларов за 1 баррель, а среднегодовая цена составит, скорее всего 16,5-18 долларов за 1 баррель против 23 в 2001 году, что естественным образом отразится на доходной части федерального бюджета. Отразится на доходной части бюджета и снижение налога на прибыль с 35% до 24%, причем новый порядок его исчисления и уплаты (авансовые платежи) вряд ли исправит ситуацию. Попытки решить проблемы за счет населения - введение с 1 января 10% ставки НДС на лекарства и печатную продукцию - ведут скорее к росту инфляции и сокращают надежды на продолжение экономического подъема.

Учитывая и уже принятые решения о 35% повышении тарифов всех естественых монополий, и вызванный этим рост квартплаты и коммунальных платежей, и рост остальных цен, уровень инфляции в наступившем году вряд ли удержится в рамках запланированных правительством 12%. Скорее всего инфляция составит 15-18% (многие экономисты, например, Михаил Делягин, называют еще большие цифры), а курс доллара составит не 31,5 рубль за 1 доллар (цифра, заложенная в федеральный бюджет - 2002), а будет колебаться в коридоре 32-35 рублей.

Совокупность всех этих факторов будет, скорее всего, замедлять темпы дальнейшего экономического роста, однако масштабного спада также ожидать не приходится, ибо на смену вызвавшим экономический рост 1999-2000 годов эффекту импортозамещения из-за девальвации рубля и резкому увеличению валютных поступлений за счет экспорта приходят такие факторы как увеличение покупательского спроса из-за роста зарплат и вывода их из тени, связанного с этим роста в пищевой и легкой промышленности и торговле, снижение безработицы и т.п.

Наступление на права трудящихся.

Нынешняя власть не могла не использовать благоприятную экономическую конъюнктуру последних двух лет для укрепления своих позиций, причем не только в политической сфере, о чем мы уже ранее писали. 2001 год ознаменовался масштабным наступлением на права людей, живущих трудом своих рук или ума, прежде всего, в социальной сфере. Речь идет о принятии нового Трудового Кодекса РФ, закрепляющего нормы "победившего" капитализма в сфере социально - трудовых отношений.

КЗоТом дело не ограничилось: в прошлом году были приняты законы о пенсионной реформе в РФ, переводящие эту ключевую сферу социального обеспечения страны (особенно с учетом старения населения России и роста числа пенсионеров) фактически на "рыночные рельсы", вступил в силу Земельный Кодекс, узаконивавший частную собственность на землю и ее куплю - продажу в городах, что приведет к дальнейшему росту квартплаты и сопутствующих платежей, равно как и цен на недвижимость, что, в свою очередь, еще более затруднит приобретение жилья группами населения с низким уровнем доходов. Закон о партиях фактически "накинул намордник" на любую легальную оппозиционную деятельность, той же цели служат и принятые в первом чтении депутатами ГосДумы поправки в закон о СМИ.

Провал левых сил.

"Успех" прошлогоднего наступления реакции был бы невозможен при наличии мощной и активной оппозиции режиму слева. Но увы... На фоне резко возросшей после принятия ФЗ "О политических партиях" активности на правом фланге российского политического спектра, приведшего к консолидации проправительственных ("Единая Россия" и Народная партия России, партия "Союз" и т.п.) и как бы "оппозиционных", а по сути таких же прокапиталистических (СПС, "Яблоко", "Либеральная Россия", ДПР) партий и движений, левые силы выглядят пока что весьма бледно.

КПРФ пожинает плоды проводимой в течение 1999 - 2000 годов руководством партии политики "исторического компромисса" с "патриотом-государственником" Путиным. Недавние провалы на региональных выборах в ряде субъектов РФ (Красноярский край, Ленинградская область, Чувашия, Горный Алтай, Якутия), где партия ранее демонстрировала в основном стабильные результаты - яркое, но не единственное тому свидетельство. Необходимость проведения новой политики начинают понимать во все большей мере и в активе КПРФ, свидетельством чему предсъездовская дискуссия. Но новую политику можно эффективно осуществлять лишь с новыми людьми, а вот в кардинальное обновление руководства КПРФ верится с трудом. Это полностью подтвердили и итоги прошедшего 19 января VIII (внеочередного) съезда КПРФ. Хотя в докладе Г. Зюганова и были подвергнуты критике руководители многих региональных структур КПРФ, прежде всего тех, руководство которых вошло в резкий конфликт с "красными" губернаторами (Амурская, Волгоградская области, Ставропольский край), но ни глубокого анализа причин неудач партии, ни путей выхода из кризиса представлено не было.

Возглавляемое В. Анпиловым движение "Трудовая Россия", принявшее минувшей осенью решение о преобразовании в одноименную политическую партию, скорее всего, сможет представить в Министерство юстиции РФ необходимые списки на 10 тысяч членов партии и получить госрегистрацию, однако маловероятно, что эта структура сможет стать эффективно функционирующим центром организации социального протеста трудящихся в силу ее слабой связи с профсоюзами и рабочим движением.

Поглотившая в октябре прошлого года "революционных коммунистов" А. Крючкова РКРП испытывает аналогичные проблемы, усугубляемые малочисленностью, что побуждает руководителей "объединенной партии" РКРП-РПК (таково теперь ее официальное название) в поисках недостающих до заветных 10 тысяч членов изобретать всякие экзотические трюки типа введения института "ассоциированного членства"(эти люди должны лишь предоставить свои паспортные данные для перерегистрации, не неся более никаких партийных обязанностей) - даже меньшевики и бундовцы до такого не додумались! - или сбора подписей "за восстановления памятника Сталину". Тут уже не до рабочего или протестного движения, несмотря на все разговоры о "революционной стратегии борьбы" или "нелегальной партийной литературе". Когда пленумы выборных партийных органов рассматривают, в основном, или вопросы, связанные с перерегистрацией партии, или занимаются разделом квартир, оставленных в наследство РКРП умершими коммунистами и под шумок "приватизированными" партбоссами (как это имеет место в Москве), очевидно, что на иное не хватает ни времени, ни сил.

Что же дальше?

Ситуация,сложившаяся в стране, требует от всех, кто относит себя к активистам левого движения, ответа на вопрос: "Что же делать дальше?". Очевидно, что сила путинского режима лежит в том числе (хотя причины не только в этом) и в слабости оппозиции этому режиму слева. Антисоциальная политика властей, дискредитация т. н. "официальных" (то есть ФНПРовских) профсоюзов, фактическое удушение независимых рабочих организаций будут с неизбежностью толкать наиболее сознательных наемных работников к выступлениям как против отдельных сторон окружающей их действительности, так и против режима в целом. Пока таких людей немного, но они есть, их число будет расти. Вопрос в том, кем и в какую сторону будет направлена их социальная активность? В сторону парламентских иллюзий под прикрытием "державно-патриотической" демагогии, как это имеет место в случае КПРФ, или к разного рода провокационным действиям, помогающим их оранизаторам успешно решать свои финансовые, квартирные и дачные проблемы, маскируя все это дело трепотней о "нелегальной партии" и "революционным" названием?

И тот, и другой вариант ведут в никуда и не имеют будущего в плане революционной перспективы. Наш путь - иной. Несмотря на все неудачи и поражения, мы по-прежнему убеждены в необходимости формирования в нашей стране левого движения нового типа, способного остановить очередной виток либерально-рыночных реформ и эффективно противостоять создающемуся ускоренными темпами путинскому полицейскому государству. Создание такого движение по-прежнему остается основной задачей левых сил. Какие организационные формы оно примет, покажет время. Но над созданием такого движения надо работать уже сейчас.

5 февраля 2002 г.   Владимир Соловейчик

 



Все содержание (L) Copyleft 1998 - 2022