Один из нас
Среди людей, уже более двух лет работающих в Комитете единых действий в защиту
социально-трудовых прав граждан Санкт-Петербурга и Ленинградской области, есть
немало авторитетных профсоюзных активистов, принципиальных политиков, грамотных
аналитиков и искушенных в тайнах своей профессии журналистов. Почти о каждом из
них можно сказать много добрых слов, которые - и это отличает активистов Комитета
от очень и очень многих статусных "вождей русского рабочего движения" и "профессиональных
непримиримых оппозиционеров" - будут соответствовать действительности. Но даже в
этом достойном ряду фигура председателя свободного профсоюза трампарка N 2, водителя
трамвая Михаила Дружининского выделяется своей неординарностью, с полным на то
основанием отмеченной многими, включая даже враждебные буржуазные СМИ.
Сама его биография не вполне обычна для "среднестатистического" оппозиционного
активиста. Родился в Ленинграде в 1961 году, закончил журфак ЛГУ, печатался в
"Смене" и "Комсомолке", работал в газете объединения "Ленполиграфмаш" и во Дворце
молодежи Ленинградского обкома ВЛКСМ. Вместе с Михаилом Маневичем и Андреем Илларионовым
принимал активное участие в заседаниях клуба молодых экономистов, был в числе
организаторов дискуссий о "теневой" и "прозрачной" экономике в СССР и США, о биржевых
колебаниях и "портовых" войнах и иных "прелестях" американской экономической
системы. В отличие от г-д Маневича и Илларионова и многих им подобных сделал по
ходу дискуссий правильные выводы о том, кто "заказывает музыку" в буржуазном
государстве, и что стоит за парадными витринами американского общества "равных
возможностей и всеобщего благоденствия". Эти выводы Михаил подкрепил и собственным
опытом: пять лет он работал и учился в США, строил дома, работал массажистом,
после того, как стал свободно говорить, читать и писать по-английски, сдал экзамены
и поступил в колледж. За эти годы он увидел и другую Америку - страну тружеников
и иммигрантов, страну людей, в поте лица своего борющихся за выживание в безжалостном
мире капитала, людей, борющихся за свои права. Эта школа борьбы пригодилась ему
в России, за эти годы стараниями ельциных и путиных, чубайсов и кохов, илларионовых
и маневичей превращенной в полуколонию США.
Вернувшись на Родину, Михаил много работал, с 1998 года - он водитель трамвая.
Организовал и ныне возглавляет свободный профсоюз в своем трамвайном парке. В его
планах - создание свободного городского профсоюза трамвайщиков, независимого от
власти и администрации предприятия, свободного от продажности и пресмыкательства
перед начальством, которые постоянно демонстрирует руководство т.н. "официальных",
доставшихся в наследство от бывшего СССР профсоюзов. И в своем трампарке, и в
Комитете единых действий Михаил Дружининский постоянно борется за соблюдение
трудовых прав работников общественного транспорта, продолжительности отпусков,
выполнение администрацией требований по безопасности работы и движения. Он очень
помог и при проведении Международной конференции против приватизации железных
дорог в ноябре 2001 года.
Но только профсоюзной деятельностью активность Михаила не ограничивается. Он
- непременный участник всех городских акций протеста, уличных мероприятий, проводимых
Комитетом, будь то кампания против принятия антирабочего и антипрофсоюзного КЗоТ
РФ или против введения повременной оплаты за городской телефон. Именно во многом
благодаря его находчивости и изобретательности уличные акции Комитета выгодно
отличаются в смысле зрелищности и эффектности от традиционных "оппозиционных
кликушеств и стенаний" и от нудных митингов, где заранее подобранные ораторы, в
основном преклонного возраста, с заслуживающим лучшего применения упорством по
бумажке зачитывают уже набившие оскомину проклятия "антинародному режиму" или
требуют "восстановить советскую власть и возродить СССР".
Особенно удачны были находки Михаила при организации массовых акций противников
капиталистической глобализации: против вступления России в ВТО с символической
"казнью" чучела приватизатора Грефа, с символическим же гробом "главных глобалистов"
Путина, Чубайса, Яковлева и прочих на шествии 1 мая 2002 года, в акциях против
визита в наш город президента США Д. Буша в мае этого года. Последние мероприятия,
так же как и участие Михаила в поездке делегации российских антиглобалистов в
июле 2001 года в Геную на встречу "большой восьмерки" показали, что водитель
трамвая Дружининский - человек не только изобретательный, но и мужественный.
Несмотря на запрет городских властей, трусливо выслуживавшихся перед Путиным и
Бушем, он как ответственный за проведение митинга протеста на Итальянской принял
твердое решение, благодаря которому с успехом прошла акция протеста, вызвавшая в
прямом смысле всплеск ненависти чиновников городской администрации и обслуживающих
их и г-на Путина "правоохранителей". Как и иные питерские антиглобалисты - члены
Комитета единых действий (Евгений Козлов, Григорий Попов, Игорь Готлиб, Евгений
Павленко и др.), Михаил провел двое суток под арестом, подвергался издевательствам
и запугиванию со стороны граждан из т. н. "антиэкстремистского отдела", что на
Чайковского, дом 30, но, как и остальные товарищи, не сломался. Ненависть и
репрессии режима только красят настоящего революционера. Тем более, что у Миша
есть не только идейная, но и спортивная закалка: еще 15 лет назад он участвовал
в организации крупнейшего в городе центра восточных единоборств, да и теперь не
порывает связи с боевыми искусствами, участвует в соревнованиях.
Недостаток места препятствует поподробнее рассказать об этом человеке. Но в
заключение можно отметить: хорошо, что на путь борьбы за лучшую справедливую
Россию встают такие люди. Их пока не много. Но за ними - будущее.
10 июня 2002 г. |
|
В. Соловейчик
|
|