Теперь их двадцать пять...
Завершившиеся визит в Россию президента США Джорджа Буша и итальянский "саммит"
Россия - НАТО дают прекрасную возможность любому непредвзятому наблюдателю сделать
более чем однозначные выводы уже не столько о характере внешней политики нынешних
правителей РФ (тут все ясно уже, как минимум, с осени прошлого года, а то и ранее),
сколько об эффективности этой внешней политики, а, стало быть, и об общей дееспособности
администрации Путина.
Единственной безусловной удачей путинской команды можно с некоторой натяжкой
признать "агитпроп" на предмет вбивания в массовое сознание тем "партнерства",
"дружбы двух президентов" и "конца холодной войны". Правда, эти PR - ходы так и
остались "пиаром" путинских пропагандистов. Администрация США не отказалась ни
от проекта "звездных войн", ни от выхода из договора по ПРО, ни от жесткой позиции
по поводу складирования, а не уничтожения боеголовок в рамках договора СНВ-3.
Сам этот договор вряд ли можно занести в актив путинской дипломатии, поскольку
он, скорее, фиксирует экономическую и военно-политическую слабость путинской
России, нежели сохранение стратегического паритета с США.
В сфере экономики - результаты и того хуже. Несмотря на все словеса, в США
по-прежнему действует дискриминационная поправка Джексона-Вэника, а ее применение
или неприменение как и раньше зависят от "доброй воли" Буша и стоящих за ним сил.
Путинская РФ вопреки усилиям разного рода грефов так и не признана "страной с
рыночной экономикой" - высший оценочный балл из рук администрации США наши либералы
- рыночники так и не получили. Туманные намеки на то, что это-де случится 14
июня, так и остаются намеками. Не удалось в полной мере урегулировать конфликты
российских и американских компаний на национальных рынках, например, в ситуации
со сталью. Более того, еще хуже станет ситуация с визами в США для отечественных
бизнесменов.
Конечно, поддержка администрации Буша скорейшего вступления РФ в ВТО для путинской
команды "дорогого стоит". Вот только для экономики страны ускоренное вступление
в ВТО скорее во вред: те же американцы даже не скрывают своего стремления как
можно быстрее проникнуть на российские рынки страхования и банковских услуг. Если
это произойдет по "версии ВТО", то судьба отечественных финансовых институтов
будет более чем печальна, что, в свою очередь, отразится не столько на банкирах
и страховых олигархах, сколько на рядовых гражданах (вспомним, дефолт - 1998!).
Может быть, раз уж не удается привлечь передовые американские технологии (из-за
упомянутой выше поправки Джексона - Вэника), то, может быть, визит Буша "притянул"
в российскую экономику американские инвестиции? Как бы не так. Накопленные в экономику
РФ инвестиции США составляют всего порядка 6 млрд. долларов, в то время как, например,
инвестиции ФРГ - более 10 млрд. долларов. (В Китае, к слову, накоплено почти 300
млрд. долларов американских инвестиций.) Да и те вливания в российскую экономику,
которые имеют место, - совместные проекты в топливно-энергетическом комплексе,
прежде всего добыче и транспортировке нефти (отсюда и все разговоры о некоем
"энергетическом партнерстве").
Что же до подписания соглашения о партнерстве РФ - НАТО, то эту "двадцатку",
где у России нет, по сути, никаких равных прав не только с США, но даже с Венгрией
или Чехией, следует скорее именовать "двадцатьпяткой": 19 стран блока НАТО плюс
их "шестерка" в лице путинской РФ.
И эти факты не изменятся, несмотря на холуйское желание федеральных и местных
властей нашего государства выслужиться перед своими реальными "хозяевами", которое
путинская "административная вертикаль" во всей красе продемонстрировала в ходе
визита Буша на берега Невы и в Москве в ходе т. н."саммита Евросоюза". Никакие
запреты уличных акций, сделанные, кстати, с грубым нарушением действующего законодательства,
никакие массовые аресты (в Питере - 50, в Москве -27) не помешали противникам
капиталистической глобализации выразить свой протест. Протест по отношению к
политике "большого жандарма", практикуемой властями США, и протест по отношению
к политике "верного лакея большого жандарма", практикуемой властями РФ. И эти
протесты будут только нарастать.
29 мая 2002 г. |
|
Владимир Соловейчик |
|