Российский интернет в зеркале российской социологии
Недавно зашел на статистический сервер экономического и социологического
факультетов ХГУ и нашел там весьма интересные данные. Попытаюсь передать их
вам, со своими комментариями.
По данным Фонда "Общественное Мнение" (ФОМ) - в Российской Федерации - 8.8
миллионов пользователей интернета
По принятой в мире методике подсчета Nielsen/NetRatings в России 8,8
миллиона пользователей интернета, или 8% жителей России. Этот результат был
впервые представлен на заседании Интернет Бизнес Клуба - объединения людей,
работающих в Рунете. Заседания клуба традиционно проходят в последнюю среду
месяца, их организаторами выступают Рамблер и Яндекс.
8,8 миллионов - это те, кто живет в России и пользовался интернетом хотя бы
раз за последние полгода. Это примерно столько же пользователей, сколько в
Индии, Испании и Нидерландах, и больше, чем в Аргентине, Мексике и Швеции.
В опросе участвовало 18 тысяч респондентов в возрасте от 18 лет и старше.
Исследование проведено по заказу Совета по информационным технологиям при
Министре РФ по связи и информации Российской Федерации и при поддержке
Ассоциации предприятий компьютерных и информационных технологий.
Если сравнить Россию с другими странами первого, второго и третьего миров, -
то картина получится следующая. По международно принятой методике
статистического подсчета пользователей Интернета - учитываются пользователи
_СТАРШЕ 16 ЛЕТ_ и _ДОМАШНИЙ ТЕЛЕФОН_. (для российских исследований - взяли
показатель - старше 18 лет, что потенциальном снижает реальное число
пользователей Интернета в РФ, из-за недоучета относительно многочисленной
юношеской группы пользователей Интернета в возрасте от 14 до 18 лет).
Как и следовало ожидать - по числу пользователей Интернета _НА ДУШУ
НАСЕЛЕНИЯ_ страны, - лидируют наиболее благополучные с
социально-экономической точки зрения страны первого мира. Так по данным
Nielsen/NetRatings - доля пользвателей Интернета в процентах от всего
населения старше 16 лет с домашним телефоном, - составила (выборка по
некоторым странам)
- Швеция - 82%
- Норвегия - 77%
- США - 72%
- Австралия - 70%
- Нидерланды - 66%
- Швейцария - 60%
- Великобритания - 57%
- Германия - 52%
- Бельгия - 48%
- Франция и Италия - по 43%.
Некоторым сюрпризом является то, что наиболее успешные "новые индустриальные
страны" Восточной и Юго-Восточной Азии - фактически сравнялись и даже
несколько обошли многие страны традиционной метрополии капитализма по числу
Интернет-пользователей, - и уверенно обошли обычно сравниваемые с ними по
социально-экономическим показателям страны Южной Европы (Испания, Греция,
Португалия, Израиль).
- Южная Корея - 70%
- Гонконг - 68%
- Сингапур - 64%
- Тайвань - 63%
По всей видимости решающим фактором тут является то, что эти страны являются
основными мировыми производителями компьютерной техники, и соответственно -
располагают значительным компьютерным парком и следующей за ним.
Далее, если смотреть мировую таблицу, - действительно следуют страны
"нижнего первого мира" -
Испания - 29%,
- и "верхнего" "второго мира" - Аргентина - 27%.
За ними следуют страны устойчиво второго мира
Бразилия - 15%,
Мексика и Южная Африка - по 10%.
За ними, в качестве "нижнего" второго мира - следует Россия - 8%
пользователей Интернета от общего населения страны в возрасте старше 16 лет,
имеющие домашний телефон.
Достаточно сильно оторвался от обшей массы "третьего мира" - Китай. 5%
Интернет-пользователей от населения страны старше 16 лет (~50 миллионов
человек).
Для стран третьего мира - как и следовало ожидать - доля пользователей
Интернета в обшем взрослом населении страны - довольно низка. Так например,
в Индии эта цифра составляет 1,2% (10 миллионов человек). Для большинства же
африканских и азиатских стран "4-го мира" - эта доля колеблется в пределах
от 0,06% до 0,7%.
Весьма интересными, как впрочем и закономерными, являются данные по
региональному рапределению Интернет-пользователей в процентах от общего
населения России старше 18 лет.
Тут безусловным лидером, - является Москва. Согласно статистическим
данным, - тут 27% процентов населения в возрасте старше 18 лет (1,7 млн.
чел.) пользовались Интернетом хотя бы раз за последние полгода. За ней,
уверенно, и с большим отрывом от всех остальных регионов и федеральных
округов РФ - следует Санкт-Петербург - 21% (0,8 млн. чел). Эти данные - еще
раз подтверждают "новолевый" тезис, выдвинутый А. Тарасовым, О. Торбасовым и
др, что на фоне того, что остальная часть РФ по основным
социально-экономическим показателям передвинулась ближе к третьем миру, -
Москва и Санкт-Петербург - имеют социально-экономические показатели в
основном на уровне второго мира. 27% пользователей Интернета в Москве - это
показатель сравнимый с Аргентиной и Эстонией, а 21% в Санкт-Петербурге - с
Венгрией и Чехией.
Раскладка по остальным федеральным округам Российской Федерации следующая (в
среднем по России, напомню - 8%)
- Сибирский ФО - 8% (1,3 млн. чел)
- Северо-Западный ФО, без Санкт-Петербурга - 7% (0,5 млн. чел)
- Уральский ФО - 7% (0,5 млн. чел)
- Южный ФО - 6% (1 млн. чел)
- Центральный ФО, кроме Москвы - 6% (1,4 млн. чел)
- Дальневосточный ФО - 6% (0,3 млн. чел)
- Приволжский - 5%. (1,2 млн. чел)
Если рассмотреть долю пользователей Интернета по возрастным группам, - то
лидером является возрастная группа от 18 до 34 лет (плюс вероятно
существенное число пользователей от 15 до 18 лет). В среднем по стране - 17%
населения в возрасте 18-34 лет пользовались Интернетом хотя бы один раз за
прошедшие полгода. С региональными колебаниями - от 52% в Москве до 13% в
Приволжском ФО. Доля пользователей Интернета в возрастной группе от 35 до 54
лет - составила 6% от общей численности этой возрастной группы, в среднем по
стране, и в группе старше 55 лет эта доля составила 1%.
Если взять образовательный уровень российских пользователей Интернета - то в
среднем по стране - 25% человек от общего числа людей с высшим образованием
являются пользователями "всемирной паутины". для группы со средним
специальным образованием эта цифра составала - 7%, также как и для группы со
средним общим, и для группы с образованием ниже среднего - 1%.
Если взять гендерное сравнение, - то 61% от обшего числа российских
пользователей Интернета составили мужчины и 39% - женщины. В пересчете на
долю в общем населении страны - это выглядит следующим образом - 10% мужчин
от общего числа российских мужчин являются пользователями Интернета и 6% -
для женщин.
13 октября 2002 г. |
|
Петр Красноперов
|
|