Уровень развития городского транспорта Санкт-Петербурга
Протяженность действующих линий метрополитена - 91,8 км, протяженность сетей
наземного транспорта составляет 1350 км, в том числе на трамвай приходится 300
км, на троллейбус - 340 и на автобус - 710 км. Длина железной дороги в черте СПб
составляет 75 км. Этого совершенно недостаточно для удовлетворения нужд города.
Площадь городских территорий составляет 605,8 кв.км, а с пригородами - 1357 кв.
км. При норме плотности маршрутной сети для центра города в 4,5 км/кв. км для
маршрутной сети наземного транспорта протяженность должна составлять 2726 км, а
для остальных территорий (это - 751,2 кв.км) при норме плотности маршрутной сети
в 2,5 км/кв. км - 1878 км. Таким образом, общая протяженность маршрутной сети
наземного транспорта должна составлять приблизительно 4600 км, что в три раза
превышает современный уровень.
Параллельно с ростом протяженности маршрутной сети должны решаться задачи
снижения маршрутных интервалов с 18-20 минут до мирового уровня в 6-7 минут и
наполняемости подвижного состава с 8-12 человек на 1 кв.м пола до 4-4,5 человек.
Если удастся одновременно повысить среднюю эксплуатационную скорость наземного
транспорта с 16 км/ч до 30 км/ч, то при сохранении нынешней структуры перевозок
в городе должно быть около 3000 трамвайных вагонов, 1600 троллейбусов и около
5000 автобусов.
В средствах массовой информации неоднократно высказывалось мнение, будто бы
можно отказаться от трамвая и заменить его сетью метро. Как показала мировая
практика, крупный город, не имеющий разветвленную систему метрополитена с такой
плотностью как 2,5 км/кв.км, без трамвая обойтись не может. Плотность линий метро
в центре СПб составляет менее 30% потребности, причем не следует ожидать большого
роста протяженности линий метро из-за большой стоимости и технической сложности
строительства. Таким образом, для нашего города точка зрения о "необходимости
снятия трамвайных путей" - несостоятельна.
18 июнь 2003 г. |
|
Андрей Ганзбург,
кандидат экономических наук
|
|