Самопожертвование
150 лет назад - 13 сентября 1853 года - в семье богатого и облеченного властью
петербургского дворянина родилась девочка. Имя ей дали Софья, а полностью же -
Софья Львовна Перовская. Когда девушке было почти двадцать лет, отец ее стал
губернатором Санкт-Петербургской губернии, войдя в узкий круг высших сановников
империи. Перед молодой, красивой, прекрасно образованной, как тогда было принято
говорить, "благородного происхождения" Перовской открывались блестящие, типичные
для людей ее круга перспективы - светская жизнь, заграничные курорты, поклонники
и романы, наконец, удачный брак и обеспеченная спокойная жизнь.
Она же выбрала другое. Видать, болела душа, видя "свинцовые мерзости русской
жизни", несправедливость, полицейский произвол, беззаконие - словом, все то, в
чем Россия путинская чем дальше, тем больше напоминает Россию царскую. Можно бы
и смириться, ограничиться острыми и едкими разговорами в столичных салонах, или
уехать за границу, или посвятить себя "устройству малых дел" по земской части,
или уйти в науку (благо, способности имелись). Соня Перовская пошла иным путем.
Она примкнула к народничеству, к его революционному крылу. Прокламации, агитация
и "хождение в народ" - так начиналась ее политическая биография.
Но вера в возможность крестьянской социальной революции не оправдалась. Темные
и забитые, религиозные и верящие в миф "о добром царе и злых боярах",
общинники-крестьяне не пошли за народниками. Избиения и аресты, тюрьмы и ссылки показали
бесперспективность "хождения в народ". И тогда революционеры решили продолжить
борьбу против царского самодержавия своими силами, без народа. Они перешли к
открытой политической борьбе, приняв в качестве основного метода этой борьбы
индивидуальный террор. Так в 1879 году возникла организация "Народная воля". У
ее истоков наряду с Александром Михайловым, Андреем Желябловым, Верой Фигнер,
Николаем Морозовым стояла и Софья Перовская.
Это был акт отчаяния. В условиях слабого, зарождавшегося капитализма и почти
полного отсутствия промышленного пролетариата надеяться на победу небольшой
группы заговорщиков-интеллигентов, которая убьет царя и свергнет самодержавие,
было утопией. Но не было сил терпеть долгие годы и десятилетия, пока не созреют
"объективные условия", сил ни моральных, ни физических. И был огромный элемент
самопожертвования. Молодые, энергичные, прекрасно образованные люди, не побоюсь
пафосного определения, "лучшие" люди тогдашней России шли на смерть, на каторгу,
в казематы, в ссылку ради своих идей.
Мы как марксисты понимаем, что тактика индивидуального террора тогда и теперь
отвлекает силы трудящихся от борьбы с эскплуататорскими классами в целом, что
убийства отдельного палача или министра не могут смести буржуазную систему. Но
помним также слова Ленина о том, что в утопических планах народников были не
только утопия, но и прогрессивный "элемент, разрушительный по отношению к
средневековью", к непреодоленным пережиткам крепостничества, к самодержавной
монархии Романовых. И свой огромный вклад в дело "Народной воли" внесла и Софья
Перовская. В 1879 году она активно участвуют в подготовке неудавшегося взрыва
царского поезда под Москвой. 1 марта 1881 года, когда полицией был уже почти
разгромлен боевой аппарат организации, когда уже были схвачены и Михайлов, и
Желябов, эта хрупкая женщина вывела "бомбистов" Рысакова и Гриневецкого на улицы
Питера и привела в исполнения смертный приговор царю Александру. И вместе со
своими товарищами была казнена. Ей было 27 лет.
...В городе на Неве ныне нет ни улицы Перовской, ни улиц Желябова и Халтурина,
ни мостика Гриневицкого. Переименовал Собчак. Но память о героях-"народовольцах"
осталась. Она в книгах Юрия Трифонова и Юрия Давыдова, в исторических трудах, в
памятном стихотворении в прозе Ивана Тургенева. Она - в новых поколениях борцов
за лучшую, справедливую, другую Россию. Россию революционную, социалистическую.
13 сентября 2003 г. |
|
Владимир Соловейчик
|
|