Rambler's Top100

РПК
Российская Партия Коммунистов

(Региональная Партия Коммунистов)
 
English
Deutsch

Коммунист Ленинграда

Советское Возрождение

 

Mail to Webmaster rpk@len.ru

Группа РПК
в Контакте

ЖЖ РПК

TopList

 

Руководители "Рабочего движения Казахстана - Солидарность" на свободе

17 марта 2004 года после более чем одного года нахождения в заключении были условно-досрочно освобождены лидеры "Рабочего движения Казахстана - Солидарность по карагандинскому региону" отец и сын Сакен и Рустем Жунусовы (Жунусов-старший одновременно является руководителей Ассоциации независимых профсоюзов области).

20 января 2003 года в суде N 2 города Караганды судья Малышко Н.Н. вынес 50-летнему Сакену и его сыну, 30-летнему юристу Рустему, приговор в виде 3-х лет лишения свободы в колонии общего режима. Официальным поводом для обвинения послужил конфликт с судебными приставами 25 апреля 2002 г. в суде N 3 города Караганды, которые по приказу судьи пытались задержать Сакена и Рустема Жунусовых после заседания по иску рабочих Жилищно-Эксплутационных предприятий, не получавших длительное время заработной платы. В результате этого отцу и сыну было инкриминировано совершение преступления по ст. 341 ч. 2 и 3 УК РК (угроза или насильственные действия в отношении работников суда). Одновременно с Жунусовыми по аналогичной статье суд признал виновным Рамиля Мингазова, директора общественно-правового объединения "Благо", и назначил ему выплату штрафа в 600 000 тенге (примерно 4 000 долларов США).

Внезапное освобождение рабочих лидеров можно считать некоторым прогрессом в отношении властей Казахстана к политическим оппонентам. Можно также принять во внимание, что 3 месяца вышел на свободу журналист Сергей Дуванов, а еще ранее один из руководителей оппозиционного движения Демократический Выбор Казахстана (ДВК) Мухтар Аблязов. На данный момент в заключении остался лидер ДВК Галымжан Жакиянов. Айнур Курманов, сопредседатель "Рабочего Движения Казахстана - Солидарность" и координатор кампании по освобождению карагандинских узников говорит: "Видимо, освобождение Жунусовых связано с относительным "потеплением" в отношении властей РК к инакомыслящим перед возобновлением "Казахгейта", чтобы снять с себя обвинения в преследованиях оппозиции".

В 2002 году органами прокуратуры, Комитета Национальной Безопасности и полиции в отношении Сакена Жунусова, Рустема Жунусова, Рамиля Мингазова и Сергея Попова (тоже из правового объединения "Благо") было возбуждено в общей сложности семь уголовных дел, пять из которых по политическим статьям. Самым тяжким из них стало дело из-за конфликта с судебными приставами. Сам судебный процесс начался без обязательного предварительного слушания. Судья постоянно отказывал вводить в процесс защитников подсудимых, лишив их тем самым права на защиту. Немаловажно, что суд затребовал от полицейских дать письменные характеристики политических взглядов и хронику политических действий обвиняемых. Областной суд, состоявшийся 15 марта 2003 г. и прошедший в течение всего лишь одного часа, сняв с подсудимых наиболее грубые обвинения и, освободив от штрафа Рамиля Мингазова, после того как он был признан невиновным, все же оставил наиболее тяжкую для Жунусовых статью в силе. Перед этим в течение 2000-2002 годов "Рабочее движение Казахстана - Солидарность" совместно с организацией пенсионеров "Поколение" и некоторыми независимыми профсоюзами провело ряд кампаний протеста против социально - экономической политики областного акимата, крупных работодателей и коммунальных монополистов. Против повышений тарифов со стороны коммунального монополиста "Караганда Пауэр" были проведены многочисленные митинги протеста, в результате которых эта корпорация перестала быть собственником городских ТЭЦ. В 2001 году РДКС поддержало борьбу работников предприятий банкротов, таких как "Караганда Авиа" и ряда некоторых других заводов. В июле того же года был предпринят, пресеченный специальными подразделениями полиции, марш протеста на Астану. В августе 2001 в Караганде была проведена конференция трудовых коллективов предприятий, подвергнутых банкротству, в которой приняли участие представители нескольких десятков заводов, шахт и профсоюзных организаций. На этом мероприятии кроме социально-экономических требований рабочие, ссылаясь на Конституцию РК, избрали и объявили о создании органов местного самоуправления города и области. Данные действия вызвали настоящий шок властей и привели к немедленному ответу прокуратуры по пресечению "антигосударственных действий". Кроме этого, похожая инициатива была опробована в городе Сарани (что под Карагандой), когда жители, лишенные долгие месяцы воды под воздействием агитации членов РДКС сформировали собственный орган самоуправления. Власти сразу же возобновили водоснабжение.

Благодаря активной работе в судах, удалось выплатить работникам разных предприятий и организаций свыше 150.000.000 млн. тенге "замороженной зарплаты" (более 1 миллиона $ США). Только 300 рабочих Актаского Кирпичного завода получили, наконец, задолженности по заработной плате в сумме около 6.000.000 млн. тенге (или около 43 тысяч долларов США). Помимо этого, посредством шумных разоблачений в СМИ оказались приподняты завесы над серьезными коррупционными преступлениями чиновников по растрате и нецелевому использованию значительных бюджетных средств, которые должны были пойти на выплату зарплаты работникам Жилищно-Ремонтных Эксплутационных предприятий города. Тогда же была доказана фиктивность банкротства крестьянского хозяйства "Тогыз Кудук", после чего крестьянам вернули незаконно отнятую технику, инвентарь и землю.

Все это, конечно, не могло не вызвать серьезного недовольства и беспокойства у ряда представителей большого бизнеса и связанных с ним группировок чиновников, заметивших в лице лидеров Карагандинских рабочих лидеров серьезную политическую опасность. Крупный деградирующий индустриальный город действительно несет в себе потенциальную угрозу массовых социальных конфликтов. Близость столичной Астаны еще более осложняет властям дело поддержания видимости "спокойствия и стабильности". Поэтому ликвидация организаторов "деструктивных и экстремистских действий в обществе" стала для властей необходимой и неотложной потребностью момента.

С одной стороны казахстанская оппозиция в лице руководства Коммунистической Партии и Демократического Выбора Казахстана считает, что излишне радикальные действия Жунусовых спровоцировали власти на противодействие. Однако, с самого начала судебного процесса ряд зарубежных политических и правозащитных организаций выступил в защиту обвиняемых. Помимо этого в течение нескольких лет более в чем 20 странах мира прошли пикеты возле посольств Казахстана с требованиями освобождения рабочих лидеров. А в октябре 2003 года на заседании комиссии по делам стран Центральной Азии в поддержку политических осужденных выступила депутат Европарламента Армони Борд: "...Касательно Рамиля Мингазова и Сергея Попова (Караганда), то они являются жертвами необоснованных судебных преследований, устроенных репрессивными органами Казахстана. Если говорить о Сакене и Рустеме Жунусовых (РДКС, Караганда), то они были приговорены на три года и сидят в изоляторе уже год только потому, что они защитили права трудящихся. Я резко выступаю против такой юстиции, действующей помощником репрессивных структур и соучастником сверхбогатых граждан Казахстана". Все это в целом, скорее всего, и привело к тому, что в марте этого года профсоюзные и общественные лидеры Сакен и Рустем Жунусовы вышли на свободу, проведя за решеткой за свои политические взгляды почти 1 год и 5 месяцев. Тем не менее, они намерены продолжить борьбу за свои права и права трудящихся. А Рамиль Мингалев готовит документы, чтобы подать в суд на действия полицейских и первого судьи, благодаря которым он находился в тюрьме 4 месяца.

13 апреля 2004 г.   Андрей Гришин

 



Все содержание (L) Copyleft 1998 - 2024