Rambler's Top100

РПК
Российская Партия Коммунистов

(Региональная Партия Коммунистов)
 
English
Deutsch

Коммунист Ленинграда

Советское Возрождение

 

Mail to Webmaster rpk@len.ru

Группа РПК
в Контакте

ЖЖ РПК

TopList

 

Вернется ли орган филармонии
после реставрации из Германии в Россию?

Каждый шаг нынешнего министра культуры Михаила Швыдкого, после его попытки вывезти из России "Балдинскую" коллекцию, которая была остановлена усилиями теперь уже бывшего министра культуры и бывшего депутата Госдумы Николая Губенко и Генеральной прокуратурой, должен быть под особым контролем общественности. У меня есть уверенность, что Михаил Швыдкой в своих попытках вывезти что-нибудь ценное из России не остановится.

Когда я прочитал несколько сообщений в городских газетах и в Интернете о реставрации органа Филармонии и решил узнать некоторые детали, то меня поразила "стена молчания" вокруг очередного проекта министра культуры. Слишком много секретов от простых горожан, похожих на "Балдинские", когда известную коллекцию пытались вывезти за границу.

Сразу после празднования 300-летия Санкт-Петербурга, 23 июня 2003 года министр культуры РФ Михаил Швыдкой и генеральный министр культуры и средств массовой информации при ведомстве федерального канцлера Германии Юлиан Ниде-Рюмелин подписали договор о реконструкции органа Большого зала Филармонии. Работы в целом оцениваются в 1,5 млн. евро, 1,2 млн. евро будет выделено из государственного бюджета Германии. Кроме того, еще 200 тыс. евро на ремонт электрики в здании филармонии выделит концерн Siemens. Реставрацию обещали завершить в 2004 г.

Орган Филармонии - уникальный, единственный инструмент известной немецкой фирмы Walcker в России. В конце XIX века она построила два концертных органа: один для - консерватории, другой - для Гинекологического института, директором был Д. Отт, немец по происхождению. Он занимался изучением воздействия этого инструмента на человеческий организм. С 1903 года в великолепном здании на Васильевском острове почти ежедневно устраивались концерты. Причем лежачие больные имели возможность слушать орган с помощью специальных телефонов, расположенных у каждой кровати.

В 1931 году орган был перенесен из Гинекологического института в Большой зал филармонии. Нужно честно признать, что тогда это спасло его от разрушения.

В 1972 году орган был крайне неудачно реконструирован и расширен чешской фирмой Rieger-Kloss. Приблизительно, половину оригинальных немецких труб заменили на чешские, гораздо более низкого качества. Видимо, этот факт известен Михаилу Швыдкому. Зарубежные эксперты считают техническое состояние инструмента критическим. За реализацию этого проекта взялась одна из ведущих органостроительных фирм Европы - "Клайс". В июне 2003 года орган был разобран и перевезен в Бонн.

Это был единственный сохранившийся не только в Петербурге, но и во всей России концертный орган фирмы Walcker. Кроме того, в нашей стране нет других немецких концертных органов.

Недавно я сходил на концерт в Филармонию, поговорил с сотрудниками. На мои вопросы о реставрации они только разводили руками. "Стена молчания" вокруг реставрации филармонического органа для меня лично означает очередную попытку совершить похищение общенародного достояния.

Проекту реставрации органа придано большое политическое значение. Его курируют Президент России Владимир Путин и руководитель Германии Герхард Шрёдер.

Поэтому я отправил несколько вопросов представителю Президента в Северо-Западном федеральном округе Илье Клебанову, опустив их в ящик для писем еще 9 февраля 2004 года в канцелярии на Васильевском острове (входящий N В51-1427).

Нужно помнить, что у чиновников одни интересы, у горожан - другие. Часто они не совпадают. Ведь домой и на работу одни ездят на служебных машинах под мигалкой в иномарке, а другие - в душном метро, в холодном трамвае, в скрипучем троллейбусе или в переполненном автобусе.

Кроме того, чиновники могут сначала пообещать, а затем - забыть о своих обязательствах. Так, в 1998 году после серии акций протеста против сокращения общественного транспорта бывший губернатор нашего города Владимир Яковлев подписал целевую программу "Стабилизация и развитие наземного пассажирского транспорта в Санкт-Петербурге на 1999 - 2003 годы", которая предполагала улучшение трамвайных рельсов и закупку достаточного количества новых вагонов.

Программа осталась лишь красиво оформленной бумажкой - чиновника не было личной заинтересованности. А найти деньги на покрытие центра города дорогой плиткой - сколько угодно. Вырыть котлован у Московского вокзала за миллионы долларов и уйти от ответственности - с удовольствием. Построить пивные "разливухи" - пожалуйста.

Поэтому я решил познакомить с вопросами простых горожан, так как считаю, что общественный контроль за властью - самый эффективный.

  1. Что реально будет представлять собой реставрация органа? Если это действительно реальная реставрация, как о том заявлялось в прессе, то действительно ли наш орган будет полностью восстановлен в первоначальном виде, с сохранением всех особенностей его звучания, конструкции и внешнего вида, имевшихся на момент его создания?
  2. Орган реставрируется, как утверждалось, за немецкие деньги. Однако, орган является нашим достоянием, и очевидно, что его реставрация должна происходить под контролем компетентных российских специалистов. Кто из российских специалистов, курировавших в последние годы реставрацию старых немецких органов, привлечён к контролю за реставрацией?
  3. Учитывая ценность органа, контроль за реставрацией, очевидно, должен осуществляться довольно широко и эффективно. Поэтому у меня есть два вопроса:
    1. Привлечены ли к контролю за ходом реставрации педагоги органной кафедры нашей Санкт-Петербургской консерватории? Дали ли они официальное "добро" на реставрацию?
    2. Согласован ли проект реставрации органа с инспекцией по охране памятников Петербурга? Принимали ли представители инспекции реальное участие в обсуждении проекта реставрации органа?
  4. Как налажен контроль за использованием уникальных старых немецких труб? Зафиксировано ли точное количество старых труб и то, как именно будет использоваться каждая труба в отреставрированном органе филармонии? Все ли старые трубы вернутся в Петербург?
  5. Трубы 70-х гг., которые имелись в большом количестве в органе, представляют, насколько я понимаю, если не историческую, то значительную материальную ценность (это всё же цветные металлы, за которыми сейчас гоняются все кому не лень). Зафиксировано ли точное количество этих труб? Как налажен контроль за их использованием? Где они сейчас находятся? Осуществляется ли контроль за тем, как будет использована каждая труба? Каковы планы их использования (или они уже использованы)?
  6. В свое время ходили разговоры о том, что дирижер Мравинский был очень недоволен том, как влияет орган на акустику зала, и якобы даже требовал убрать орган из зала, чтобы он не портил звучание оркестра. Как будет влиять на акустику зала орган после реставрации, не испортит ли он звучание оркестра ещё больше? Кто из специалистов по акустике привлечен для оценки этого фактора? Каково их заключение на этот счет?
  7. Кто официально является ответственным лицом в нашем городе, а также в России за реализацию и результаты реставрации органа?
  8. Когда орган будет введен в строй? В одних газетах писали про 2004 год, в других - 2005 год. Будут ли проходить концерты во время установки органа, или Большой зал филармонии будет надолго закрыт?
Данную публикацию я отправлю экспертам из ассоциации органистов России и зарубежным журналистам. Надеюсь, что мы все вместе заставим наших чиновников отвечать на поставленные вопросы, а также уважать закон, своих сограждан.

18 февраля 2004 г.   Михаил Дружининский,
водитель трамвая

 



Все содержание (L) Copyleft 1998 - 2024