Телешизофрения
Телевидение, маленький светящийся ящик, который так любили приводить в
пример советские социологи, сравнивая социалистический режим с
капиталистическим, наконец, победил, войдя практически в каждый дом. Его
смотрят буквально все: домохозяйки, студенты, ученые, инженеры, учителя,
безработные в свободное от работы или какого-либо другого занятия время. И,
как отмечали и отмечают социологи, немалое время - в среднем по 2-3 часа в
день, причем в выходные даже больше. Прочитав социологические исследования,
читатель может узнать, как разнится этот количественный показатель от
социальных, гендерных и иных характеристик индивидуума. Большей частью
человек не неподвижно глядит на телеэкран, его окружают члены его семьи,
родственники, друзья, с которыми он периодически делится своими
впечатлениями, но иногда случается (чаще по независимым от человека
обстоятельствам), просмотр может проходить и в одиночестве, тогда человек
делится информацией с коллегами по работе или размышляет, сидя в транспорте,
пока едет на работу. Так что же смотрит наш современник, терпеливо
вглядываясь в телевизионный экран? Тут (опять же прочитав соответствующие
исследования, по собственному опыту, опыту знакомых, и малознакомых людей,
услышанных случайно в транспорте разговорам) мы выясняем следующее: наиболее
популярны (по абсолютным показателям) следующие телевизионные "жанры":
телесериалы, спорт, развлекательные передачи, новости. Разберем по порядку.
Телесериалы не зря занимают первое место, по популярности - именно женская
аудитория изо дня в день смотрит "мыльные оперы", иногда по несколько
сериалов сразу. Что представляют собой сериалы? Это не просто скучные,
нудные повторяющиеся серии испано-американских страстей, а мощное средство
воздействия: насмотревшись "мыла", женщина уходит от проблем своей
собственной семьи, от объективного восприятия происходящих вокруг событий. В
результате ей все равно, какая власть, что за чем стоит, какую бурду
предлагают в магазине, почему такая низкая зарплата. Кроме эффекта
затуманивания мозгов сериалы преследуют и цель изменения мировоззрения
телезрителя: например, именно телесериалы в свое время внесли немалый вклад
в проведение гибельной земельной реформы в Аргентине, в нашей же стране они
непосредственным образом способствовали тому, что наступающая в начале
капиталистическая действительность стала восприниматься еще более апатично -
ведь в латиноамериканских странах есть много проблем, сходных с российскими
(недаром в прессе еще недавно до всеобщего кризиса в Латинской Америке
постоянно предлагалось развитие России по бразильско-аргентинскому пути).
Спорт. С одной стороны, спортивные состязания должны способствовать
формированию спортивного образа жизни среди нашего населения. Но
показываются в основном избранные команды высшего дивизиона (в большинстве
наиболее популярных видах спорта) и иностранные команды. При этом внимание
развивающимся командам практически не уделяется. Не показываются практически
и начинающие команды. Не уделяется внимание просто оздоровительному
движению. Действительно, зачем? Ведь простому россиянину гораздо проще под
пиво смотреть футбол, чем самому заняться зарядкой, или молодому человеку
пойти в спортивную секцию - бесплатных секций практически нет. Не говоря уже
о массовой шизофрении фанатов, о которой писал еще Ортега-и-Гассет, как о
преддверии фашизма.
Что же представляют собой наши развлекательные передачи, бесконечные "Окна",
"Что хочет женщина?" и т.д. На бесконечно популистском уровне нашему
населению вдалбливаются стереотипы, народ приучается к сплетням, раздорам,
примитивному восприятию жизни. В результате опять достигается цель - увод
телеаудитории в пучину животных страстей от объективного восприятия
действительности.
Новости. Вроде, вполне серьезная передача. Но! Сразу бросается в глаза
стремление "подложиться" под телезрителя - они ориентированы на уровень ниже
даже невысокого уровня развития и уставшего после работы зрителя. Этот
примитивизм царит везде. В каждом слове ведущего. Если это женщина, так она
заигрывает, если мужчина, то подает информацию без всякого участия к
происходящему: несмотря на должному уровню мимики в его глазах сквозит
незаинтересованность, будничность к предмету разговора. Еще хуже выглядит
заинтересованность: апломб, взгляд сверху, снисходительное отношение к
"тупой провинции", кривые улыбки. Но какой смысл руководству выдавать свои
секреты? Можно конечно рассказать о мелких нарушениях подчиненных. Можно
рассказать о каких-то чудачествах европейцев, новом галстуке ВВП и т.п. На
самом деле задача новостей в том, чтобы "пипл хавал", остальная информация
поступает подспудно, мелкими порциями, часто по недогляду. И вся лояльна
капиталу...
И, наконец, главным образом наш телезритель занят просмотром РЕКЛАМЫ. Любой:
товаров, политической, идеологической. Несмотря на принятый закон о рекламе,
основа любой передачи нашего коммерческого телевидения именно она. Все
остальное лишь приправа к ней. Что только не делают телезрители, борясь с
ней: играют в "щелкунчика", переключая каналы (не всегда помогает: часто
реклама синхронизирована по всем каналам), уходят в другую комнату, им
ничего не помогает: рекламу втискивают в часть телевизионного экрана, в виде
телевизионной строки, в один из 25 кадров, реклама сквозит из слов ведущих,
из кинофильмов. Думайте сами, решайте сами - смотреть или не смотреть!
08 марта 2004 г. |
|
Дмитрий Пронин
("Рабочий вестник", N 68 за 2004 год)
|
|