Rambler's Top100

РПК
Российская Партия Коммунистов

(Региональная Партия Коммунистов)
 
English
Deutsch

Коммунист Ленинграда

Советское Возрождение

 

Mail to Webmaster rpk@len.ru

Группа РПК
в Контакте

ЖЖ РПК

TopList

 

Лидер ДГИ об экологии и градостроительной политике в Санкт-Петербурге

Имя сопредседателя Комитета единых действий и руководителя Движения гражданских инициатив Евгения Александровича Козлова хорошо известно в протестных кругах Петербурга. Сегодня мы публикуем тезисы его выступления на предстоящем 8-10 августа Сибирском социальном форуме.

"Цель доклада - представление общих тенденций и особенностей реализации градостроительной политики Российской Федерации на примере Санкт-Петербурга. Материалы доклада основаны на опыте защиты прав граждан общественным объединением Движение гражданских инициатив в 2005-08 гг. в ходе массовых кампаний по борьбе с уплотнительной застройкой, за сохранение исторического облика города, участия в обсуждении проектов Генерального плана развития Санкт-Петербурга на период до 2015 года и Правил землепользования и застройки Санкт-Петербурга.

Значение градостроительной политики и интерес общественности к разрабатываемой градостроительной документации объясняется значительным влиянием параметров застройки на состояние жилищной сферы, среду обитания, условия жизни, сознание и культуру жителей крупных городов.

Официальные и реальные цели российской градостроительной политики.

Официальные цели - создание условий для устойчивого развития территории поселений, т.е. обеспечение при осуществлении градостроительной деятельности безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и обеспечение охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений. Но реализация этих целей подрывается теми социально-экономическими условиями, в рамках которых эта политика осуществляется. Например, декларированные цели Генплана развития Санкт-Петербурга . улучшение качества жизни всех слоев населения и повышение показателей социального развития петербуржцев в 2-3 раза, т.е., выход к 2015 г. на среднеевропейский уровень. Но главный способ обеспечения - создание зеленой улицы для стратегических проектов (ЗСД, Морской фасад, Охта-центр, Китайский квартал), привлечение иностранных инвестиций, приоритет предпринимательской деятельности влечет за собой нарушение прав граждан. Уже через полтора года после принятия закона о Генплане правительство Санкт-Петербурга инициировало его корректировку, цель которой - учет более 1500 поправок, отражающих интересы застройщиков и инвесторов и создание более благоприятных условий для их деятельности. Судебная тяжба активистов ДГИ (дважды дело рассматривалось в Верховном суде РФ) против бюджетного финансирования строительства 400 метрового офиса для Газпрома еще одно доказательство того, что стратегическому инвестору закон (Бюджетный и Градостроительный кодексы) не писан.

Практика реализации градостроительной политики в Санкт-Петербурге выявляет следующие ее проявления, присущие всем мегаполисам, попавшим под воздействие неолиберальной глобализации:

  • увлечение высотными архитектурными проектами, отражающими амбиции ТНК и стремление к максимальной эксплуатации дорожающих городских земель;
  • переселение коренного населения из традиционных кварталов проживания на окраины, финансовые спекуляции на рынке недвижимости и создание социального гетто для малообеспеченных слоев населения;
  • приоритет частных интересов над общегородскими, стремление к максимализации прибыли застройщика за счет экономии на социальной инфраструктуре и уплотнении застройки;
  • вытеснение жилой функции и промышленной функции зонами деловой застройки и индустрии услуг и развлечений (офис и сервис поглощают жилые кварталы центра городов);
  • коллапс транспортной инфраструктуры, вытеснение общественного транспорта персональными автомобилями.

Специфика реализации градостроительной политики в Санкт-Петербурге.

Особые условия, отличающие градостроительную политику правительства Санкт-Петербурга не только от европейских, но в некоторых отношениях, и от других российских городов, проявляются прежде всего в отсутствии местного самоуправления (муниципальное жилье и муниципальная земля запрещены по закону) и высоком уровне бюрократизации управления городом, сосредоточенном в руках чиновников правительства СПБ.

Монополия на распоряжение городской землей, в т.ч., бесконтрольное использование земель общего пользования, предоставление земельных участков многоквартирных домов под обрез фундамента, запутанная система землепользования 90-х гг., выборочное межевание земель в интересах инвесторов характеризуется рядом специалистов как проявление нового феодализма чиновников в земельной сфере.

Бюрократический произвол и коррупция в сфере градостроительства обеспечиваются прямым подчинением контролирующих организаций (САСН, УСПХ, КГИОП) администрации города и свертыванием экологической и санитарно-эпидемиологической экспертизы новой редакцией Градостроительного кодекса РФ. Зависимость от исполнительной власти судебных и законодательных органов также препятствует правовому регулированию и защите прав граждан.

Высокий статус Санкт-Петербурга как объекта всемирного культурного наследия, существование в центре города с 1988 г. Объединенной охранной зоны, предусматривающей запрет на новое строительство, повышает уровень бюрократической ренты, но не защищает город от культурного и морального нигилизма нуворишей, привыкших, что все продается и покупается.(Снос около 100 зданий за последние пять лет в исторической части города, попытки строительства элитного жилья на территории памятников федерального значения, заявления Миллера о новом менталитете олицетворяемом газоскребом).

Проявления отмеченных выше тенденций в сфере градостроительного регулирования.

Отвергнув советские нормативно-правовые акты и затягивая разработку новой градостроительной документации на базе Градостроительного кодекса РФ 1998 года органы власти Санкт-Петербурга породили ситуацию правового вакуума, когда участки под застройку предоставлялись без межевания земель, при игнорировании предусмотренных ранее разработанными проектами планировки функциональными характеристиками и видами использования, нормативами застройки.

Массовые протесты горожан против уплотнительной застройки и регулярные представления на этот счет прокуратуры, начавшийся в начале 2000-х годов инвестиционно-строительный бум, вынудили перейти к выполнению требований Градостроительного кодекса о создании системы градостроительной документации, начиная с Генплана и завершая проектами планировки и межевания.

Принятый в декабре 2005 года Генплан развития Санкт-Петербурга, по мнению губернатора В.Матвиенко, должен был обеспечить переход в строительстве от "жизни по понятиям" к следованию закону. Как известно, Генплан, как документ территориального планирования определяет размещение инфраструктуры города и функциональное назначение его территории (функциональные зоны). На его основе разрабатываются Правила землепользования и застройки, графическая часть которых представлена картой территориальных зон, а текстовая часть - градостроительными регламентами застройки этих зон, определяющими виды разрешенного использования земельных участков, их предельные размеры и ограничения использования, предельные параметры разрешенного строительства.

Когда осенью 2006 года ПЗЗ были вынесены на публичные слушания, общественность обратила внимание, что перечень территориальных зон не соответствует закону о Генплане: функциональных зон 29, а территориальных -22, причем появилась смешанная территориальная зона многофункциональной общественно-деловой и жилой застройки (ТЖД1). При этом регламенты застройки с этими противоречащими друг другу функциями были весьма размыты.

Отмеченное противоречие закону было устранено... корректировкой Генплана, в новой редакции которого, вынесенного на обсуждение летом 2007 года, было уже не 7 функциональных жилых зон (отличавшихся принадлежность к историческому центру, пригородам, районам массовой застройки с разной этажностью), а только 3, не две деловые зоны (многофункциональная и специализированная - для бюджетных организаций образования и здравоохранения), а универсальная, с равными условиями застройки.

Когда активисты ДГИ, выступая на слушаниях, говорили, что в жилых кварталах существуют другие потребности в социальной, транспортной и инженерной инфраструктуре, чем в кварталах деловой застройки и отказ от дифференцирования функциональных зон равнозначен отказу от градостроительного регулирования, чиновники КГА успокаивали их обещанием все отрегулировать в новом варианте ПЗЗ, освободив Генплан от излишней детализации.

И вот 14 августа этого года начинаются публичные слушания по новой редакции ПЗЗ, в проекте которых вообще все жилые зоны преобразованы в зоны жилищно-деловой застройки, а в историческом центре и исторических пригородах предусмотрен регламент застройки деловых территориальных зон! Перспективы и приоритеты весьма очевидны.

Одновременно, корректировка Генплана привела и к изменению баланса городских земель. Промышленный пояс вокруг исторического центра, возникший на рубеже 19-20 веков ликвидируется, а на землях бывших пригородных совхозов развертывается коттеджное строительство и закладывается отверточное производство четырех мировых автомобильных концернов. С 34 до 32 % сокращается удельный вес земель реакреционного назначения.

Победив на губернаторских выборах осенью 2004 года, В.И. Матвиенко обещала покончить с уплотнительной застройкой. Но тот, кто читает сайт ИКД знает, что и до сих пор в нашем городе возникают конфликты между жителями и застройщиками. Сквер Подводников, Бульвар Крыленко, Площадь Мужества - эти адреса недавних боев холодной гражданской войны, что идет в кварталах и скверах Санкт-Петербурга.

Почему же не удалось победить уплотнительную застройку? Ведь теперь, чтобы получить разрешение на строительство застройщик должен разработать временный регламент застройки (ВРЗ) на основе проекта ПЗЗ, составить проект планировки и проект межевания территории, градостроительный план земельного участка?

Но дело все в том, что документация вся эта разрабатывается за счет средств и в интересах застройщика, утверждается постановлением правительства и его уполномоченных органов. При этом требованиям СНИПов придан рекомендательный характер, территориальные строительные нормы по постановлению правительство исполняются по доброй воле заказчика документации, новые нормативы градостроительного проектирования до сих пор не разработаны, инструкции КГА по разработке градостроительной документации отменены. Закон Санкт-Петербурга "О зеленых насаждениях общего пользования" игнорируется, а участки внутриквартального озеленения по-прежнему рассматриваются как потенциальные пятна застройки. Не сформированы и не отмежеваны по нормативам земельные участки абсолютного большинства многоквартирных домов.

Последствия такой коррупционной практики можно проиллюстрировать на примерах обсуждения ВРЗ и проекта планировки и проекта межевания территории для строительства небоскреба "Газпрома", территории застройки для ОАО "Охта-центр" в июне и в январе 2008 года. Общественная экспертиза данных проектов показала их несоответствие Земельному, Градостроительному кодексам, закону о Генплане, отсутствие в представленных проектах таких обязательных элементов как плотность и высотность застройки. Сотни квалифицированных замечаний на слушаниях, единодушное голосование и скандирование тысячи собравшихся на слушаниях граждан в январе были проигнорированы, а в июне их протест был подавлен совместными усилиями ОМОНА и проплаченной массовки Ленфильма, нанятой для противодействия общественным активистам.

Чуть ли не единственная польза от этих слушаний - фиксаций откровений отдельных чиновников. Оказывается, Временный регламент параметров высотности застройки в Санкт-Петербурге, установивший в 2004 году для района Охты максимально допустимую отметку в 48 метров был отменен телефонным опросом членов правительства 28 декабря 21007 г., и заменен (без всякого общественного обсуждения) некими методическими материалами, по которым в районах, примыкающих к охранной зоне центра города, можно уже строить и до 100 метров. В июне мы уже услышали, что для уникальных архитектурных объектов, к коим относится и газоскреб, регламент высотности вообще не применим.

И действительно, такое положение, также как и десятки подобных статей заменяющих норму праву усмотрением органов власти и послушных им и инвесторам экспертов, можно прочитать в проекте ПЗЗ, вынесенным на слушания в августе. Следует отметить также, что в данном проекте отсутствует среди обязательных параметров градрегламента показатель плотности застройки. И это тоже вполне объяснимо. В сентябре в нашем городе пройдут первые аукционы на право застройки ранее застроенных территорий "хрущевок". Потенциальные инвесторы уже предупредили, что коммерческая привлекательность их участия в программе реновации, т.е. сносе домов первых массовых серий и расселении их обитателей, возможна только при повышении плотности новой застройки этих кварталов в два-три раза.

Требования ДГИ против уплотнительной застройки.

В 2005-08 гг. в различных обращениях в федеральные и местные органы власти КС ДГИ выдвигал следующие требования:

  • прекратить предоставление земельных участков под застройку на основании статьи 30 Земельного кодекса, которая не имеет отношения к землеотводу в поселениях;
  • вести новое строительство на застроенных территориях только при наличии полного пакета градостроительной документации, в т.ч. правил застройки и проектов планировки, учитывающих интересы всех жителей квартала.
  • отказаться от спорадического межевания за счет средств и в интересах инвестора и запретить предоставление земельных участков без проектов межевания, которые должны быть разработаны за счет бюджета города.
  • прекратить манипуляции с общественными обсуждениями, когда на слушания выносятся предпроектные разработки, а строительство ведется по существенно отличающимся от них проектам, не прошедшим экологической экспертизы.

Методы противодействия нарушению прав граждан при реализации градостроительной политике.

Методы и средства противодействия - традиционные, применяемые во многих регионах.

Это пикеты, митинги, обращения в органы власти, судебные иски, привлечение СМИ. В наиболее кризисных моментах - акции гражданского неповиновения: перекрытие улиц и въездов на стройплощадки, слом строительных заборов, блокирование общественных слушаний. В борьбе против газоскреба и за сохранение памятников архитектуры - проводились театрализованные инсценировки, флэш-мобы, экскурсии. 12 апреля 2007 года жители Московского района отправляли на воздушном шаре в космический полет на Луну строительного вице-губернатора Вахмистрова (его чучело).

Активисты борьбы за сохранение исторического облика города и противники уплотнительной застройки составляли значительную часть участников Маршей несогласных весной прошлого года (максимум участников, перекрывших 3 марта 2007 года Невский проспект - 8 тыс. чел). В сентябре 2007 года (годовщину установления блокады Ленинграда) проходил специализированный Марш за сохранение города. В этом году он намечен на 13 сентября.

Большой общественный интерес и истерику со стороны городской власти вызвала публикация Открытого письма в защиту исторического облика Санкт-Петербурга, под которым удалось собрать подписи более 70 известных деятелей науки, искусства, культуры города. Под влиянием этого письма и усилением внимания к данной теме со стороны ряда федеральных телеканалов, прошел телемарафон с участием подписантов данного письма, городские телевизионные и печатные СМИ стали активнее реагировать на эти проблемы (скандал вокруг высотного здания товарно-сырьевой биржи, испортившей вид на стрелку Васильевского острова и др.).

Организуя эти акции и кампании, в т.ч. городские кампании по участию в обсуждении проектов градостроительной документации, мы взаимодействуем с архитекторами, реставраторами, юристами, депутатами и специалистами Законодательного Собрания.

На регулярной основе это взаимодействие организовано с фракцией КПРФ, само появление которой в местном парламенте в результате удвоения процента голосов избирателей, поданных за данную партию по сравнению с выборами 2003 года, во многом было связано с включением в ее предвыборную программу темы борьбы с уплотнительной застройкой и защиты прав граждан в ходе реализации стратегических проектов. Уже год при фракции работает Совет представителей общественных организаций, депутаты от КПРФ вносили разработанные нами поправки при обсуждении новой редакции Генплана и законопроекта о реновации кварталов массовой застройки.

Специализированного городского координационного центра вроде Совета инициативных групп Москвы в Питере нет. Координация борьбы домовых и локальных инициативных групп и организаций ("Живой город", "Защитим остров Васильевский", "Охтинская дуга" и др.) осуществляется усилиями ДГИ, Комитета единых действий, Координационного совещания петербургской оппозиции.

По последним данным опросов городского общественного мнения, градостроительная тематика, в.т.ч. темы строительства небоскребов, уродующих уникальный архитектурный облик Санкт-Петербурга, вышли на первое место среди волнующих горожан проблем, обогнав даже жилищную тематику. В этой связи некоторые журналисты прогнозируют возможность новой социальной революции в Санкт-Петербурге как реакции на массовые нарушения градостроительных прав граждан. Не берусь судить об обоснованности данного прогноза, но могу подтвердить то, что приходилось часто слышать от наших активистов - градостроительные конфликты порождены классовыми интересами тех, кто правит бал в нашем городе..

06 августа 2008 г.   http://www.cprf.spb.ru/news/comments.php?id=1838

 

 



Все содержание (L) Copyleft 1998 - 2022