Rambler's Top100

РПК
Российская Партия Коммунистов

(Региональная Партия Коммунистов)
 
English
Deutsch

Коммунист Ленинграда

Советское Возрождение

 

Mail to Webmaster rpk@len.ru

Группа РПК
в Контакте

ЖЖ РПК

TopList

 

Депутатские слушания в ЗакС СПб
"Проблемы образования в Санкт-Петербурге в условиях экономического кризиса"

Вчера в ЗакС Санкт-Петербурга прошли организованные фракцией КПРФ депутатские слушания 'Проблемы образования в Санкт-Петербурге в условиях экономического кризиса'.

Слушания вызвали большой общественный интерес. В них приняли участие многие известные сотрудники действующих в Петербурге систем начального, среднего и высшего образования.

Важно отметить, что на слушаниях присутствовал и выступил с докладом и заключительным словом депутат Госдумы (от фракции КПРФ), первый зампред Комитета по образованию и науке О.Н. Смолин. Так же перед собравшимися выступили первый заместитель председателя комитета по образованию Н.Г. Путиловская и начальник отдела профессионального образования Комитета по высшей школе А.А. Матвеев. Кроме того, свою точку зрения на актуальные сегодня для образовательной среды проблемы высказали к.н., доцент исторического факультета СПбГУ К.Б. Назаренко, к.н. доцент кафедры педагогики и психологии Университета технологи и дизайна, заслуженный учитель России С.Н. Иванов, учитель русского языка и литературы гимназии N 42 Лахтина Т.Н., д.н., профессор факультета прикладной математики СПбГУ А.Ю. Утешев, д.н., профессор, зав. кафедрой госпитальной терапии СПбГМУ им. Павлова В.И. Трофимов, д.н., профессор информационных технологий, механики и оптики Ю.А. Гатчин и доцент кафедры истории и права Лесотехнической Академии Е.А. Козлов.

Подавляющее большинство выступавших говорили о кризисе нынешнего "россиянского" образования, кризисе, обусловленным, как отметил О.Н. Смолин, системными дефектами государственной политики РФ в области образования, а не собственно сегодняшними экономическими проблемами. А.Ю. Утешев четко указал на отсутствие внятного целеполагания в образовательной политике властей, ее противоречивость и бестолковость. Разрушительность, а где-то и комичность печально известного проекта "ЕГЭ", утрата традиций качественной подготовки специалистов в ВУЗах (в связи с недальновидным переходом к так называемому и неправильно понятому российскими чиновниками "Болонскому процессу", с "насильственной бакалавризацией ВУЗов"), пугающее понижение уровня развития каждого нового поколения приходящих в ВУЗЫ абитуриентов, - все это и ряд других печальных моментов, были отображены в ходе слушаний. Представители городской администрации пытались рапортовать об успехах, и было видно, что сами по себе, они, судя по всему, пытаются принести пользу горожанам. Но не менее очевидным была и бесплодность их попыток в стратегическом плане. До тех пор, пока государство будет использовать систему образования в интересах правящего класса компрадоров, которым нужны циничные и безвольные "винтики", деградация начального, среднего и высшего образования в РФ будет лишь продолжаться.

Осознавая это, участники депутатских слушаний неоспоримым большинством голосов (особую позицию, что не удивительно, заняли представители Комитетов городского Правительства) приняли резолюцию, в которой содержатся рекомендации различным органам государственной власти по совершенствованию структуры и деятельности системы образования.

03 июня 2009 г.   http://www.cprfspb.ru/2533.html

 

Рекомендации депутатских слушаний на тему
"Проблемы образования в Санкт-Петербурге в условиях экономического кризиса"

Участники депутатских слушаний, организованных фракцией КПРФ Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, заслушав и обсудив доклад Заместителя председателя Комитета Государственной Думы по образованию О.Н.Смолина, выступления представителей образовательных учреждений всех уровней, общественных организаций, экспертов, отмечают, что российское образование оказалось на пороге системного кризиса.

Этот кризис этот порождён не только осложнившейся экономической ситуацией, но и действиями органов исполнительной и законодательной власти.

В современной России происходит борьба двух направлений в образовательной политике: антидемократического (элитарного) и демократического (социального). Сторонники первого полагают, что качественное образование должно быть доступно людям с высокими доходами. Именно это направление возобладало в стране в настоящее время: федеральная власть фактически отказалась от принципов образовательной политики, законодательно закрепленных в 1992 г.. Особенно эта тенденция усугубилась в период экономического кризиса. Сторонники второго направления уверены, что путь к образованию следует открыть всем, кто хочет и способен его получить, независимо от доходов, места жительства, национальности и проч. Образование, реально доступное для всех - это не только важнейшее гуманистическое требование и необходимый элемент социального государства, но и условие движения нашей страны к "обществу знаний".

Основу конкурентоспособности любого государства и благосостояния его граждан составляют мощные научные кадры, особенно в сфере передовых технологий, и квалифицированные рабочие кадры, способные воплотить в жизнь новые научные разработки. В Санкт-Петербурге отсутствует единая система образовательной политики. С одной стороны, понижен базовый стандарт среднего образования, что приводит к трудно преодолимому разрыву между школьной программой и требованиями вузов. С другой стороны, новая система подушевого финансирования школ приводит к искусственному удержанию учащихся от перехода в систему начального профобразования. Эти тенденции многократно усилились после введения ЕГЭ. Отсутствие государственной политики в сфере профтехобразования и высшего образования приводит к тому, что на рынок труда выходят неквалифицированные работники и специалисты, уровень подготовки которых не соответствует потребностям рынка труда Санкт-Петербурга. Это стало особенно заметно в период экономического кризиса. Согласно экспертным оценкам, в результате снижения платёжеспособности населения до 25% обучающихся на внебюджетной основе в государственных и негосударственных образовательных учреждениях не смогут оплачивать образование. Учитывая тот факт, что в Российской Федерации на внебюджетной основе обучается 4 млн. 618 тыс. студентов вузов, не менее 1 млн. 150 тыс. молодых людей вынуждены будут их покинуть. В 2009 г. в полном объёме вступает в силу Федеральный закон от 09.02.2007 N 17-ФЗ об обязательности единого государственного экзамена (ЕГЭ). Министр образования и науки А. Фурсенко публично согласился с экспертными оценками, согласно которым 10-12% выпускников школ не смогут сдать ЕГЭ и не получат аттестатов. Однако он может оказаться и выше: в 2008 г. ЕГЭ по русскому языку не сдали около 11% выпускников, по математике - около 23%, по литературе - 25,5%. Таким образом, около 100 тыс. выпускников школ в этом году не получат аттестатов и не смогут ни продолжить образование, ни трудоустроиться, что существенно повлияет на социальную и политическую стабильность общества.

С учётом выпускников прошлых лет, не смогут поступить в вузы до полумиллиона человек. Можно прогнозировать, что в последующие годы эта цифра возрастет в несколько раз. Помимо изменений правил приёма, связанных с ЕГЭ, фактором кризиса могут выступать следующие аспекты политики Министерства образования и науки РФ. Развёрнутая в последние годы и не опирающаяся на серьёзные исследования критика деятельности российских вузов, сопровождаемая призывами к их массовому сокращению. Наибольшую известность в этой связи приобрело заявление Министра А. Фурсенко 24 июля 2008 г. в Московском инженерно-физическом институте о необходимости снижения числа вузов в России примерно с 1 000 до 150-200.

По оценкам экспертов, в результате действия всех перечисленных и некоторых неупомянутых факторов в 2009 г. "на улице" (т.е. без возможности работы и получения образования) могут оказаться около 2,5 млн. молодых людей. Как показывает опыт преодоления кризисов в других странах, эта часть населения в период кризиса может и должна быть занята в системе образования.

Стремясь сохранить и увеличить образовательный потенциал нашего города и страны, участники депутатских слушаний выступают категорически против:

  1. изменения статуса государственных и муниципальных образовательных учреждений на автономные учреждения (АУ), поскольку оно открывает дорогу массовой приватизации в сфере образования, что приведет к резкому сокращению бюджетного финансирования образовательных учреждений и росту доли платных образовательных услуг за счёт бесплатного образования;
  2. Федерального закона от 01.12.2007 N 309 о структуре и принципах образовательного стандарта, предполагающего исключение из школьного стандарта минимального содержания образования.
  3. введения единого государственного экзамена (ЕГЭ) в качестве единственной (главной) формы выпускных экзаменов в школе и вступительных - в вузах. Эта система резко снижает и без того невысокое качество школьного образования и ежегодно лишает права на образование десятки тысяч выпускников школ и ПТУ, которые не смогут получить аттестатов, а потенциально - многие миллионы взрослых людей, давно окончивших школу, которым потребуется высшее или среднее профессиональное образование.
  4. изъятия из учебного процесса начального профтехобразования общеобразовательных дисциплин. Это приводит к тому, что огромное количество детей, потенциальных учащихся НПО, вынуждены числиться в школе до 11 класса, рискуя не сдать ЕГЭ и вообще не получить аттестат.
  5. реакционной программы подготовки рабочих кадров в Санкт-Петербурге, приводящей к сокращению учебных заведений НПО, и как следствие, к невозможности обеспечить городские предприятия квалифицированными кадрами.
  6. принудительного введения двухступенчатой системы высшего образования во всех или абсолютном большинстве вузов. Переход на двухуровневое высшее образование приведёт к тому, что большинство вузов, особенно технических, за 3 года не смогут подготовить специалистов, соответствующих требованиям современного производства. А тем, кто захочет получить фундаментальные знания, придётся полностью оплачивать свое образование.

Мы считаем, что государственная образовательная политика должна быть изменена в направлении предания образованию научного и системного характера. Для этого необходимо:

  • привести законодательные акты и нормативные документы, определяющие политику Российской Федерации в сфере образования в соответствие с нормами и положениями международных документов, составляющих основу стратегии ЮНЕСКО "Образование для всех".
  • обеспечить реализацию равного доступного образования органами законодательной и исполнительной власти, создать систему социальных гарантий, обеспечивающих всем гражданам равные возможности получения всех уровней образования;
  • создать систему государственной поддержки образования, повышение расходов на образование до 10% ВВП;
  • разработать новые государственные образовательные стандарты нового поколения, соответствующие современным научным представлениям и требованиям рынка труда.

Наши рекомендации: Государственной Думе ФС РФ: В течение 2009 г. принять специальную государственную программу антикризисных мер в образовательной политике

Правительству РФ:

  1. Отказаться от планируемого сокращения в 2009 г. на 2% бюджетного набора в вузы и вернуться к контрольным цифрам 2004 г., т.е. увеличить бюджетный набор примерно на 17% при сохранении запланированного в федеральном бюджете на текущий год уровня финансирования образования.
  2. При пересмотре основных параметров бюджета на 2009 г. выделить средства регионам для повышения заработной платы педагогических работников и работников бюджетной сферы вообще. По расчётам Минфина, сумма должна составить около 500 млрд. рублей, что, с одной стороны, представляет собой лишь примерно 10% средств, выделяемых на поддержку банковского сектора и определённых правительством экономических структур, а с другой - вряд ли существенной усилит ожидаемую 13-процентную инфляцию. Вместе с тем, увеличение доходов низкооплачиваемых "бюджетников" способно поддержать отечественное производство и снизить социальное напряжение.
  3. Принять решение о значительном снижении налогового бремени для образовательных организаций.
  4. Отказаться на период кризиса от реализации любых мер образовательной политики, способных вызвать социальное напряжение в обществе и отдельных слоях населения, в т.ч. отложить на 3 года введение в действие закона N 17-ФЗ, предусматривающего обязательность ЕГЭ либо поддержать проект федерального закона N 455479-4 о добровольности ЕГЭ для выпускников и абитуриентов.
Законодательному Собранию Санкт-Петербурга: Выйти с законодательной инициативой в ГД ФС РФ о присвоении педагогическим работникам всех уровней образования статуса государственных служащих

Правительству Санкт-Петербурга: Пересмотреть программу сокращения учебных заведений системы начального профессионального образования в Санкт-Петербурге и выведения из учебного процесса НПО общеобразовательных дисциплин.

Только образовательная политика, опирающаяся на эти принципы, и объединение на её основе всех прогрессивных сил и организаций, заинтересованных в развитии России, воплотит в жизнь смысл общепризнанных лозунгов мирового сообщества: "Образование - для всех" и "Образование - через всю жизнь", способна сделать отечественное образование более свободным и более социальным, способным держаться на передовых позициях мирового сообщества.

02 июня 2009 г.   г. Ленинград
http://www.cprfspb.ru/2536.html

 

 



Все содержание (L) Copyleft 1998 - 2022