Rambler's Top100

РПК
Российская Партия Коммунистов

(Региональная Партия Коммунистов)
 
English
Deutsch

Коммунист Ленинграда

Советское Возрождение

 

Mail to Webmaster rpk@len.ru

Группа РПК
в Контакте

ЖЖ РПК

TopList

 

Неединый день выборов

Единый день выборов 1 марта 2009 года оказался предсказуемым и сенсационным одновременно. В целом ожидаемыми стали итоги выборов региональных законодательных собраний.

На этом уровне во всех субъектах федерации победила "Единая Россия". Но вот на муниципальных выборах избиратель гораздо чаще предпочитал поворачиваться к "медведям" спиной. Знаковыми стали выборы горсовета Твери, к финалу которых "единороссы" пришли с разгромным результатом в 29,44 %, серьезно отстав от своих конкурентов, коммунистов, получивших 49,18 %. Что же это, просто местная специфика, влияние кризиса или начало падения "Единой России"?

В закс с "медведем"

Итак, результаты региональных выборов обошлись без серьезных сюрпризов. Во всех девяти регионах победу одержали "единороссы", причем в семи из них они получили более 50 % голосов. В лидерах по поддержке "партии власти", естественно, оказались национальные республики: Татарстан (79,5 %), Кабардино-Балкария (72,2 %), Карачаево-Черкесия (69,3 %), Хакасия (57,3 %). Тот факт, что на федеральных парламентских выборах "Единая Россия" получала 96,12 % в Кабардино-Балкарии и 92,9 % в Карачаево-Черкесии, вряд ли нуждается в комментариях, он вряд ли связан с кризисом. Просто в подобных регионах итоги выборов федерального и регионального уровнейтрадиционно различаются - в пользу тех системных партий, которые по разным причинам должны оказаться в региональном законодательном собрании.

Второе место здесь досталось в основном коммунистам: они получили 11 % голосов в Татарстане и 14,7 % в Хакасии. В Кабардино-Балкарии второе место досталось "справедливоросам" (12,2 %), а в Карачаево-Черкесии - "Патриотам России" (11,2 %), оттеснившим коммунистов на третье место. "Патриоты России" смогли попасть и в парламент Хакасии с результатом в 7,2 %, что неудивительно, учитывая давние связи руководства партии с этой республикой. Достаточно вспомнить, что в свое время именно отсюда избирался депутатом Госдумы лидер партии Геннадий Семигин, да и на думских выборах 2007 года результат партии здесь был самым высоким по России.

Снижение поддержки "единороссов" по сравнению с выборами в Госдуму произошло в других регионах. Так, в Ненецком автономном округе "медведи" получили 42,4 % (вместо 48,7 %), в Архангельской области - 51,8 % (вместо 56,7 %), в Брянской области - 53,9 % (вместо 61,77 %), во Владимирской - 51,2 % (вместо 56,75 %), в Волгоградской - 49,4 % (вместо примерно 55 %). Впрочем, и здесь довольно незначительное снижение поддержки "единороссов" можно объяснить не кризисом, а исключением "фактора Путина", который на этот раз не возглавил список партии. Более того, по сравнению с прошлыми региональными выборами "медведи" даже увеличили свою поддержку. В случае с Ненецким округом и Владимирщиной - очень значительно.

В этих регионах на второе место также вышла КПРФ, за исключением Архангельской области, где "серебро" досталось "Справедливой России" (17,8 % против 16,6 % у коммунистов). Наиболее высокие результаты КПРФ получила во Владимирской области (27,7 %), где на прошлых региональных выборах компартия чуть было не отняла победу у "единороссов", и Волгоградской области (23,5%). Собственно, и там, и там губернаторы являются выходцами из КПРФ, но, в отличие от большинства своих коллег, до сих пор сохраняют с "материнской" парией тесные связи.

Высокий результат (20,8 %) коммунисты получили и в Ненецком округе, впрочем, четыре года назад они здесь победили "Единую Россию" (получив 27,02 % против 23,55 % соответственно), да и на думских выборах 2007 года результат "партии власти" здесь был одним из самых низких по стране. Но в этом году "медведи" бросили очень значительные силы на выборы в небольшом по населению НАО, в частности, на агрессивную наружную рекламу. Кроме того, полпред президента в Северо-Западном федеральном округе Илья Клебанов пообещал жителям региона, что после выборов все налоги, собираемые на этой территории, будут оставаться в окружном бюджете.

В том же НАО самый высокий результат по стране получила и ЛДПР (19,7 %), почти вдвое превысив свой же результат четырехлетней давности. Видимо, самая агрессивная (после разве что "единороссов") рекламная кампания позволила "соколам Жириновского" забрать часть голосов у коммунистов. В других регионов результат ЛДПР был в целом предсказуемым (в том числе и непопадание в парламенты Татарстана и Карачаево-Черкесии, где представителям этой партии и раньше не очень везло).

Бой в берлоге?

Менее удачно выступила "Единая Россия" на муниципальном уровне. Здесь выборы состоялись в 79 регионах. Хороших результатов "единороссы" добились, например, в муниципальных образованиях Кемеровской области, при выборах горсоветов и мэров Читы, Челябинска, Анадыря. Успешно выступили "медведи" на муниципальных выборах в Санкт-Петербурге - впрочем, здесь не обошлось без конфуза. Проиграл выборы в муниципальный совет Дмитрий Грызлов, сын председателя Госдумы, правда, шедший независимо от партии своего знаменитого папы. Кроме того, не надо забывать, что выборы здесь проходили на фоне массового отстранения от выборов оппозиционных кандидатов и кризиса в местном отделении КПРФ.

Гораздо сложнее оказалось положение у "единороссов" в Свердловской и Псковской областях, где они потеряли контроль над несколькими муниципальными образованиями. В Калининградской области кресел мэров лишились два кандидата, поддержанных "единороссами", в том числе глава Ассоциации муниципальных образований области Юрий Юхтенко. В Тульской области "единороссы" слабо выступили при выборе муниципальных советов в городах Ефремов (38,9 %) и Узловая (36,7 %).

Еще в более тяжелой ситуации оказались "единороссы" в нескольких областных центрах. Так, в Смоленске выдвиженец партии, председатель производственного кооператива "Лаваш" Валерий Разуваев (считавшийся ставленником ушедшего в отставку губернатора Виктора Маслова) занял лишь третье место с 17,82 %, в то время как лидером гонки в 28,51 % стал предприниматель Эдуард Качановский, месяцем ранее исключенный из партии.

В Мурманске сложилась ситуация, чем-то напоминающая смоленскую - там, правда, на первое место вышел представитель "медведей", действующий мэр Михаил Савченко с 31,2 %, но его главным конкурентом стал вице-губернатор Сергей Субботин с 24,28 % (выдвиженец КПРФ, гендиректор "Союза рыбопромышленников Севера" Геннадий Степахно пришел лишь третьим с 17,04 %). При этом губернатор области Юрий Евдокимов активно поддерживал не официального кандидата "единороссов", а собственного выдвиженца Субботина. Таким образом, здесь имел место не столько поединок "партии власти" и оппозиции, сколько "бой в берлоге" между самими "медведями".

В Петропавловске-Камчатском действующий мэр Владислав Скворцов, поддержанный "единороссами", не сумел одержать победу в первом туре, заручившись поддержкой 32,85 % избирателей. Его соперником во втором туре станет начальник Управления социальной поддержки населения города Михаил Пучковский ("Справедливая Россия"), набравший 27,81 % голосов.

В Томске вопрос о кресле мэра также окончательно решится во втором туре. Здесь кандидат "единороссов", и.о. мэра Николай Николайчук (40,6 %) будет бороться с самовыдвиженцем, депутатом гордумы, редактором газеты "Томская неделя" Александром Деевым (34,82 %), участником многих городских акций протеста.

Однако действительно серьезным и самым нашумевшим поражением "единороссов" ознаменовались выборы в Твери. 49,18 % у коммунистов против 29,18 % у "Единой России" - это действительно серьезный удар, который уже назвали "новым Ставропольем", по аналогии с состоявшимися в 2007 году выборами в заксобрание этого южного края, где "Справедливая Россия" с разгромным счетом победила "Единую". В чем же тут дело?

Из Твери - в Калинин?

Тверью вообще впору пугать политиков - она, пожалуй, является рекордсменом по числу ведущих муниципальных управленцев, в кратчайший период оказавшихся за решеткой. Под судом оказался и мэр города Олег Лебедев, и 13 городских депутатов. Уже то, что значительная часть последних - "единороссы", должно было навести избирателей на мысль, что что-то с этой партией не так. К тому же областные "единороссы" успели добиться отмены прямых выборов мэров и ряда непопулярных мер в сфере ЖКХ.

КПРФ в городе давно имеет достаточно сильные позиции. Так, на последних выборах в областное законодательное собрание коммунисты добились высоких результатов в городе, а в Центральном районе Твери даже опередили "единороссов", набрав, 21,2 % против 17,35 % соответственно.

А в ходе нынешней избирательной кампании власти просто не оставили оппозиционно настроенному населению выбора. Учитывая, что местные "Справедливая Россия" и ЛДПР приобрели репутацию союзников "партии власти", реальную оппозицию, кроме коммунистов, составили местное отделение партии "Яблоко" и общественные организации (имеющие право наряду с партиями принимать участие в выборах городского совета) - "Союз избирателей" Игоря Ялышева, "Родители за будущее детей" Александра Деревянко и "Союз народных депутатов" (объединение тверских депутатов первого созыва 1990-1993 годов).

Организация "Родители за будущее детей" ориентировалась на сторонников находящегося под судом тверского мэра Олега Лебедева, "Союз избирателей" опирался на сильные медиа-ресурсы - независимый телеканал "Тверской проспект" и радиостанцию "Эхо Москвы в Твери" Так что у "единороссов" оказались сильные соперники.

К тому же лейтмотивом предвыборной кампании стало обыгрывание противостояния "тверских" (оппозиционных) и "промосковских сил" (к которым относили "Единую", "Справедливую Россию" и ЛДПР). Внимание к этой проблеме часто приносило победу местным силам и в других регионах. Вспомним, например, удачное выступление на выборах в Красноярском крае в декабре 2001 года блока "Наши" во главе со спикером краевого заксобрания Александром Уссом (не путать с появившимся позже движением Якеменко!), противостоявшего "варягам", которых привел в региональную власть губернатор Александр Лебедь. Ситуация в Тверской области, действительно, заставляет вспомнить Красноярский край. Хотя бы потому, что нынешний губернатор региона Дмитрий Зеленин имеет к нему непосредственное отношение (с 1996 по 2002 года он занимал различные посты в руководстве РАО "Норильский никель"). Победа Зеленина на губернаторских выборах 2003 года тоже чем-то напоминало историю с Лебедем - в эпоху, когда губернаторы еще избирались, было не так много случаев, чтобы "варяг" побеждал местных кандидатов. Впрочем, и административная поддержка из Москвы в случае Зеленина проявлялась не в пример активнее.

Придя к власти, Зеленин, естественно, привел за собой московскую команду. Обычно в региональных заксах доминируют местные уроженцы, но председателем избранного при новом губернаторе областного законодательного собрания стал Андрей Епишин - родившийся в Москве, а работавший в столичном регионе и Республике Коми. Политическую карьеру Епишин также начал в Подмосковье, в 2000 году став депутатом Мособлдумы, где позже возглавил Комитет по бюджету.

Вполне понятно, что занятие ведущих позиций в области москвичами пугало местную элиту и настораживало население. Во многих оппозиционных изданиях политика новой администрации называлась "колониальной". Поэтому и симпатии жителей в противостоянии "местных" и "промосковских" движений были соответствующими.

Вдобавок сначала в выборах решило принять участие движение "Родители против наркомании", появление которого многие в Твери восприняли как попытку создать лояльный власти клон оппозиционного объединения "Родители за будущее детей". А затем "Родители за будущее детей", местное отделение партии "Яблоко" и "Союз избирателей" оказались и вовсе отстранены от участия в выборах. Всерьез рассматривался вопрос даже об отстранении КПРФ - партии, представленной в парламенте!

Этим, впрочем, противостояние властей и оппозиции не закончилось. Предвыборная кампания ознаменовалась самыми разными инцидентами. Достаточно вспомнить разгон ОМОНом 16 февраля разрешенного пикета у здания областной администрации, в результате чего досталось не только пикетчикам, но и журналистам французского телевидения, которые освещали это событие, или отключение электричества студии независимого телеканала "Тверской проспект".

В общем, было понятно, что закончиться предвыборная кампания в Твери могла только так, а не иначе. Отстраненные от выборов оппозиционеры призвали избирателей поддержать КПРФ, а избирателям, которые знали историю города последних лет и были настроены оппозиционно, практически ничего не осталось, как поддержать коммунистов. Немного изменив знаменитую пословицу, про областную администрацию и местную "Единую Россию" можно сказать: с такими политтехнологиями и враги не нужны.

А при чем же здесь кризис?

Кстати, и кризис тоже не нужен. Между прочим, стоит задуматься: а при чем же здесь кризис? Хотя некоторые политологи уже успели объяснить неудачи "единороссов" на муниципальном уровне именно его "дыханием", выходит, что кризис пока и не при чем. Причин для поражений "медведей" оказалось более чем достаточно и без него. К тому же вряд ли Тверь, где "единороссы" разгромно проиграли, намного больше пострадала от кризиса, чем Екатеринбург и Челябинск, где они же на выборах в городские представительные органы уверенно выиграли. Наконец, "Единая Россия" знала и более тяжелые поражения, не сравнимые с Тверью - в Корякии, Ненецком автономном округе, Приамурье, Сахалине, упомянутом выше Ставрополье, - но тогда ни о каком глобальном кризисе говорить не приходилось.

Нынешние неудачи "единороссов" объясняются гораздо проще. Там, где административная вертикаль оказалась достроена до самых низов и переплелась с партийной, где губернатор крепко держит область и достаточно авторитетен, никаких сюрпризов на выборах не происходит - достаточно взглянуть на Кемеровскую область. Там, где оппозиция слаба, все представители элиты оказались собраны в "Единой России", а областные власти еще недостаточно контролируют ситуацию в рядах "медведей", "единороссы" начинают бороться между собой, и именно их противостояние составляет главную интригу. Вспомним, например, Смоленск, Мурманск (с некоторыми оговорками), отдельные территории в Свердловской области. Наконец, там, где и оппозиция еще сильна, далеко не все заметные деятели региона шагают в ногу с "косолапыми" и "вертикаль" не достроена, имеет место классическая предвыборная интрига, которая может привести и к серьезному поражению "партии власти" - как в Твери.

Кстати, об оппозиции. Нынешние региональные выборы должны заставить ее не только радоваться победам, но и серьезно задуматься. Существует два устоявшихся мнения в ее рядах. Одно - что она на самом деле чрезвычайно сильна, а все поражения "власть нарисовала". То есть, на самом деле, у нас, мол, поддержка не 10 %, скажем, а все 60 %, но об этом никто, кроме нас, не знает. Действительно, существуют фальсификации, и есть регионы (прежде всего ряд национальных республик), где очень многое зависит от тех, кто может что-то "нарисовать". Однако прошедшие выборы показали нам примеры настоящих побед тех, кто пошел на выборы. И тогда возникает вопрос: вот вам настоящие победы, так, может, и большинство поражений оппозиции тоже были настоящими, и стоит трезво оценить не только недостатки государственного режима, но и собственные слабости?

Другое мнение: кризис для оппозиции - это что-то вроде Деда Мороза. Пока оппозиционные активисты спят, он сам принесет им власть - и им даже делать ничего не придется. Но вот кризис есть, однако неудачи "партии власти" готовит не он, а сама "партия власти" на местах. Да и так ли уж велики эти неудачи? Из десяти выборов мэров городов - шесть побед в первом туре и пока одно поражение. Поражение в Твери - против уверенной победы в гораздо более крупных Екатеринбурге и Челябинске. Конечно, нельзя забывать, что настроение населения меняется не единовременно, но кто сказал, что экономический кризис обязательно приводит к падению существующего режима - история знает немало обратных примеров (http://www.rabkor.ru/?area=articleItem&id=955). Так что оппозиционерам стоит еще раз задуматься.

Кстати, даже провалы властей не всегда приводят к победе традиционной КПРФ. Кроме "единороссов"-"фрондеров", избиратели могут отдавать предпочтение и "Справедливой России". Скажем, во время выборов законодательного собрания Волгоградской области в областном центре более высокий результат, чем коммунисты, получили "эсеры". Между прочим, новый приток к "эсерам" заметных деятелей, пусть и на муниципальном уровне, должно внушить им дополнительную надежду, что их проект будет развиваться.

Но кроме "эсеров", есть еще оппозиционные группы местного уровня - национальные движения и представители духовенства в республиках Северного Кавказа (на выборах в Карачаево-Черкесии, например, кандидатами в депутаты стало сразу несколько имамов), организации вроде "Союза избирателей" и "Родителей за будущее детей" в Твери, отдельные оппозиционные политики, например, Александр Деев в Томске, или движение "Декабрь" в Тольятти, которое стало наиболее удачливым из местных соперников "единороссов". И часто именно им, а не традиционным оппозиционерам, избиратели готовы отдать предпочтение. Пока даже наиболее успешные из них действуют только в пределах своих городов или регионов. Но возможно, именно из таких движений вновь могла бы сложиться та самая, новая и живая оппозиция. Со своими недостатками, конечно, где-то левая, где-то либеральная, где-то связанная с местными бизнес-лоббистами, но живая и вынужденная прислушиваться к населению. Впрочем, не для того ли были созданы ограничения для создания новых политических партий, а самовыдвиженцы на многих уровнях оттеснены партийными списками, чтобы этой возможности избежать? Кажется, именно этих сил "наверху" опасаются больше, чем солидных, но предсказуемых федеральных партий.

Впрочем, возможно, ближайшие годы и дадут этим силам новый шанс - и дело здесь не только в кризисе.

05 марта 2009 г.   Михаил Нейжмаков,
Рабкор.ру
ИА "ИКД"
http://www.ikd.ru/node/8934

 



Все содержание (L) Copyleft 1998 - 2024