Rambler's Top100

РПК
Российская Партия Коммунистов

(Региональная Партия Коммунистов)
 
English
Deutsch

Коммунист Ленинграда

Советское Возрождение

 

Mail to Webmaster rpk@len.ru

Группа РПК
в Контакте

ЖЖ РПК

TopList

 

Реформа образования глазами студента

"Я иногда задаюсь вопросом - почему всевозможные нововведения непонятного характера приходятся именно на мое поколение, наверное, потому, что мы родились и выросли в период глобальных реформ. Сначала перестройка, ельцинские "штучки", путинская "стабилизация". Можно многое писать об этом, как изменилась жизнь простого человека, как все детство надеешься, что колхоз восстановят, "садик" не закроют и у мамы с папой будет работа. Однако, хочется поделиться восприятием реформирования более близкого - образования, так как вот уже 15 лет образовываешься и "варишься в соку" образования.

Первые плоды появились, когда началось деление на "лучшие" классы и "худшие", математические и медицинские, естественные и гуманитарные и так далее. Возможно, данные изменения вполне оправданны, но к чему отбирать лучших и выделять их в отдельный класс, почему им не быть примером, почему уже в школе необходимо сужать знания, когда получение специальности дело ВУЗов, СУЗов и так далее? Не приведет ли это к тому, что наша школьная система образования будет как в США - каждому по историческому событию, вот его и учи, а остальное - дело твоего одноклассника, он расскажет докладом. Следующим порогом реформ был широко известный ЕГЭ. Идея благая - борьба с коррупцией, возможность школьнику из "глубинки" поступить в любой ВУЗ страны. Но как это повлияет на уровень образования школьника и объективность оценки его интеллекта и образованности никто, видимо, не подумал. Во-первых, на протяжении последних двух лет обучения в школе происходит "натаскивание" на экзамен, происходит не работа интеллекта, а просто соотношение картинок в голове, похоже - значит тот вариант, нет - надо вспоминать. Ну, математика, это проще, а вот история или литература - сложнее. Уже доказано, что думающий человек, знающий человек, может написать тест хуже, нежели человек, имеющий поверхностные знания предмета, таких примеров в моей учебной практике десятки. Борьба ЕГЭ против коррупции - явно проиграна, с одной стороны она переместилась в сторону школы, учителя отдают все силы на подготовку к экзамену, проводят репетиторства в ущерб основной деятельности, с другой стороны, в институтах меньше коррупции не стало, как спрашивали, сколько зарабатывают ваши родители, так и спрашивают.

Изобретение Министерства образования - гранты лучшим школам. В ст.43 Конституции РФ сказано, что каждый имеет право на образование. Однако, если в моей школе есть талантливые учителя, которые смогут заработать этот грант, мне повезло, в моей школе образование будет на высоком современном уровне, а если таковых не оказалось, то заниматься мне в старом спортивном зале и сидеть за старой партой. Позвольте отвлечься и провести параллель со здравоохранением, аналогично - ст. 41 Конституции РФ гласит, что каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь, причем бесплатную. Но, приходя в больницу, например, вылечить зуб, вы сталкиваетесь со следующей картиной. Бесплатно лечить стоит огромная очередь, а вот если подойти к регистратуре и сказать, что вы по хозрасчету, то тот же врач, на том же оборудовании примет вас без очереди. Получается, если ты имеешь хоть какие-то деньги, то ты вынужден идти по этому хозрасчету, то есть платишь деньги, а иначе, тебя ждет перспектива двух, а то и трех дневного стояния в очереди. Не ведет ли это к платной медицине?

Вернемся к нашей теме образования. Вот закончили вы школу, хотите поступить в какой-нибудь приглянувшийся вам университет, подаете документы. Вы встречаетесь с такими вопросами - а кто ваши родители, а сколько они зарабатывают? А еще один - вы медалист? Как же нам надоели эти медалисты! Ну вот, всеми правдами и неправдами вас зачисляют на первый курс. Проучившись в институте один год, познакомившись со студентами других вузов, начинаешь понимать, что высшее учебное заведение можно отнести к полукоммерческой организации. На лекции вам напрямую могут рассказать, как сдать экзамен за деньги, если не согласны - вряд ли сдадите.

К счастью, везет очень умным студентам, их преподаватель видит и позволяет сдавать, что называется своим умом. Наблюдая лично, выслушивая разговоры знакомых, понимаешь, что высшая школа в нашей стране серьезно коммерционализирована. Вот уж действительно, рыночные реформы. А как вам такое? Студент, обучающийся на бюджетной основе, может пересдавать экзамен три раза, а "платник" - на усмотрение руководства института, зачастую сколько угодно. Или вот еще, ты учишься на бюджете, не сдал сессию - отчисление, переводишься на платное обучение, и ты - снова студент.

Следующее испытание - реформа высшего образования, оно теперь двухуровневое, то есть бакалавриат и магистратура. Пугает всегда неизвестность, а именно этим словом характеризуется отношение большинства студентов к этим, малознакомым западным словам, не каждый преподаватель вам объяснит, что это такое. Бакалавр, кто это? По мнению большинства - это "недоучка", который не получил в полном объеме фундаментальных знаний, которые так необходимы думающему человеку, а именно думающим должен быть специалист любой отрасли. Происходит пересмотр образовательной программы, для магистров и бакалавров. Как это повлияет на систему высшего образования? Пошатнувшаяся высшая школа, которая нуждается в срочной реставрации, реформируется, как это похоже на современную политику российских властей: не модернизации и инновации - а реформирование, замена одних понятий, другими.

Переход на данную систему объясняется тем, что диплом российского специалиста будет, в таком случае котироваться на западе, а это нам необходимо, так мы стремимся всеми силами к глобализации. Однако насколько оправданны эти действия? Ведь всем известно, что наработанная годами советская система образования превосходила многие системы образования мира, а в определенных вопросах и все существующие. Наши ученые по ряду фундаментальных исследований были далеко впереди от своих ближайших конкурентов. Ведь проблема нашего государства не в отсутствии новаций, а в отсутствии инноваций, то есть практически реализованных нововведений, открытий. Может лучше заняться этой проблемой и реализовывать на практике научный потенциал нашей страны. Очень интересно звучит мнение, что наши дипломы не признают на западе. Тогда объясните, почему самые талантливые студенты, к примеру, одного из вузов города Иваново ежегодно уезжают в страны Западной и Восточной Европы, в США? Они едут даже в Чехию, не самую постиндустриально развитую страну, только не работа в России, о какой модернизации нашей экономики можно говорить?

Итак, машина реформирования образования запущена, остается надеется, что эти реформы не окажутся для нашей системы образования аналогом гайдаровской реформы российской экономики и общества."

03 февраля 2010 г.   Борис Макаров
(Иваново)

 



Все содержание (L) Copyleft 1998 - 2024