Коллизии исполнения закона о госзакупках
Недавняя история с обсуждением концепции изменений Федерального закона, регулирующего процедуру организации и проведения закупок товаров, работ и услуг для
государственных и муниципальных нужд, наглядно показала, что механизмы общественного влияния на принятие важнейших управленческих решений в современном российском
обществе существуют.
Местами просто безумен
Федеральный закон No. 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" был принят 21
июля 2005 года и вступил в силу с 1 января 2006 года. За пять с лишним лет его действия стали понятны и явные плюсы данного нормативного акта и очевидные минусы,
возникшие в ходе его реализации. По мнению руководителя Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игоря Артемьева, контролирующего соблюдение данного ФЗ по долгу
службы, "несомненными плюсами 94-ФЗ является создание единого экономического пространства за счёт внедрения единого интернет-портала, на котором публикуется вся
информация о торгах, переход на электронные процедуры, экономия бюджетных средств и развитие конкуренции". С этим можно и согласиться, особенно, если учесть цифры,
недавно приведённые главой ФАС: на 5 электронных площадках зарегистрировалось около 100 тысяч компаний, количество заказчиков составляет около 300 тысяч, количество
запросов на едином портале достигает 2,5 млн. в день, ежедневно проводится от 3 до 5 тысяч аукционов.
В то же время практика показала, что применение 94-ФЗ далеко не всегда идёт на пользу тем или иным бюджетным учреждениям, к примеру, образовательным. В минувшем
сентябре во время видеомоста Москва - Санкт-Петербург - Казань ректор Санкт-Петербургского государственного университета путей сообщения (СПбГУПС) Валерий Ковалёв
поделился своими соображениями по поводу созданных процедурами законодательства о госзакупках коллизий: "Теперь сделать ремонт в общежитии - это просто мука
какая-то, ведь для этого надо проводить тендер, а это занимает время. Я уже не говорю о том, что мы уже создали дополнительные отделы по торгам, юридическим вопросам.
Это колоссальные траты. Например, чтобы обновить туалеты, мы объявили тендер. Никто не явился. Объявили ещё раз, а время идёт, лето короткое. Наконец, тендер
выигрывают люди, которые называют себя профессионалами. В итоге они просто окончательно ломают наши туалеты и исчезают. Надо опять объявлять тендер, это опять
занимает время, а студенты уже начинают заселяться".
Следует отметить, что со своим мнением ректор СПбГУПС оказался не одинок. "Я согласен, что надо корректировать этот закон, так как он местами просто безумен: когда
цена - это единственный критерий", - поддержал, по информации газеты "Деловой Петербург", своего коллегу проректор по учебной и воспитательной работе Российского
государственного педагогического университета имени А.И.Герцена Сергей Смирнов.
Или возьмем ситуацию с государственными корпорациями. Их деятельность регламентируется специальным Федеральным законом, а остальные применяются лишь в той части,
которая не противоречит этому документу. Поэтому требования 94-ФЗ на деятельность государственных корпораций не распространяются, закупки товаров, производство
работ и оказание услуг осуществляется там по особой процедуре, зачастую кулуарно, без привычных и четко регламентированных 94-ФЗ конкурсных процедур и, разумеется,
без оглядки на общественность.
Детские сказки
То, что 94-ФЗ "не идеален, но он сделал своё дело, принёс много пользы для страны, и сейчас нуждается в доработке", признал и руководитель ФАС. Дело за малым: как и
когда доработать. Тут-то и возникло противоречие, столь явно проявившиеся в ходе дискуссии экономистов, чиновников, депутатов и примкнувшего к ним популярного блогера
Алексея Навального в минувшем марте. В Госдуме была создана рабочая группа для рассмотрения инициатив по совершенствованию законодательства в сфере государственных
контрактов на товары и услуги, благо рассматривать было что: предложения прислали практически все отраслевые ассоциации и саморегулирующиеся организации. Тут-то
впервые и столкнулись два подхода: либо корректировка действующего закона о госзакупках, либо принятие нового закона "О Федеральной контрактной системе". При этом в
кулуарах активно курсировали слухи о том, что второй вариант в ноябре 2010 года был устно одобрен Дмитрием Медведевым, ознакомившимся с практикой осуществления
госзаказа в США, действующей там уже почти восемьдесят лет, с 1932 года. Именно "с планом по введению Федеральной контрактной системы, предусмотренной Концепцией по
повышению эффективности бюджетных расходов, одобренной в Правительстве РФ" и должны были бы быть увязаны изменения 94-ФЗ, которые готовили чиновники, традиционно
относимые к "либеральному крылу" исполнительной власти.
Русское либеральное западничество всегда отличалось склонностью не только к слепому копированию зарубежных образцов, но и ставкой на некие "идеальные отношения",
хорошо описанные в учебниках по рыночной экономике и худо-бедно работающие в условиях развитой за века конкуренции, но мало совместимые с отечественными реалиями.
Так, проект введения Федеральной контрактной системы основан на абсолютно утопичной для всякого, кто знаком с российскими чиновниками низшего и среднего звена,
предпосылке о заведомой добросовестности уполномоченных лиц государственного заказчика. Не исключено, что таковые могут и найтись, но лишь в ситуации отсутствия
"должностной ренты" и конфликта объективных экономических интересов. Для страны, традиционно занимающей самые последние места в мировом рейтинге коррупции
(последний раз, кажется, 154-е), согласитесь, скорее, похоже на детскую сказку на ночь... В подобной ситуации всякого рода упоминания "конкурсных процедур" и
"презумпции порядочности заказчика" выглядят весьма комично. И это не говоря уже о том, что, как это обычно происходит с "модернизационными" прожектами
кремлевских либералов, последствия внедрения данной идеи не были заранее ни проработаны, ни оценены, ни апробированы в пилотном режиме в качестве серии локальных
экспериментов.
Внятных ответов нет
В результате разгорелась широкая общественная дискуссия, состоявшая из серии "круглых столов" в Госдуме и редакциях влиятельных деловых и общественно-политических
СМИ, голосования на сайте "Финнам" и, наконец, нашумевших дебатов Алексея Навального с ректором ГУ-ВШЭ и по совместительству законным супругом министра
экономического развития и торговли (МЭРТ) РФ Эльвиры Набиуллиной Ярославом Кузьминовым. По её итогам руководители ФАС и МЭРТ были вынуждены придти к вполне
приемлемому для интересов дела компромиссу: Федеральная контрактная система пока законодательно оформляться не будет, а будет принята новая редакция 94-ФЗ.
Там, конечно же, есть что менять. На данный момент в 94-ФЗ отсутствует внятное определение стартовой цены, но механизм её прояснения необходим. Это может быть и
публикация котировок, и проведение анализа рынка, разумеется, с учётом отраслевой специфики. Не чёток в действующем законе и механизм контроля за результатом
выполнения госзаказа. Процедура проведения торгов описана детально и чётко, а вот критериев оценки исполнения условий тендера не хватает. Стоит подумать и над тем,
как оценивать потенциального исполнителя госзаказа. Достаточно ли при принятии решения знаний о его деловой репутации и компетентность, решает ли все проблемы наличие
лицензии и опыта по выполнению работ, подобных тем, что прописаны в условиях госконтракта? Внятных ответов на эти вопросы пока нет и, надо полагать, они окажутся в
центре дальнейшей работы чиновников, депутатов и отраслевых экспертов.
Видимо, необходимо разработать типовые требования к закупаемой продукции, а в целях недопущения сговора участников на торгах внести поправки, направленные на введение
поэтапно обязательного электронного аукциона. Ради защиты бюджетных средств от мошенников стоит подумать о введении обязательности выставления требований об
обеспечении исполнения всех контрактов путём экономической предквалификации. Поможет борьбе с коррупцией и создание единой системы мониторинга государственных и
муниципальных закупок, позволяющей проследить историю конкретной закупки от этапа объявления о проведении торгов до этапа завершения исполнения контракта.
В любом случае, работа над важным для экономического развития нашей страны документом набирает обороты. И есть шанс, что она будет проходить под пристальным вниманием
общественности. В таком случае новая редакция 94-ФЗ не просто послужит расширению конкуренции, но и усилит прозрачность при принятии чиновниками решений о трате наших
налогов, аккумулированных в бюджетах всех уровней, а, стало быть, сократит лазейки для коррупции.
|