Rambler's Top100

РПК
Российская Партия Коммунистов

(Региональная Партия Коммунистов)
 
English
Deutsch

Коммунист Ленинграда

Советское Возрождение

 

Mail to Webmaster rpk@len.ru

Группа РПК
в Контакте

ЖЖ РПК

TopList

 

"Генеральный контролёр" всех российских конфессий

События последних дней подхлестнули волну интереса к тем или иным аспектам, связанным с деятельностью Русской православной церкви Московского патриархата (РПЦ МП), её руководителей, их оппонентов и влиянием отечественного политического процесса на ситуацию вокруг РПЦ МП. О суде над "Pussy Riot" и некоторых особенностях общественной реакции на двухлетний приговор трём девушкам из этой панк-группы написано уже немало. В тени этого скандального судебного решения оказалось не менее важное событие, непосредственно связанное с деятельностью как РПЦ МП, так и иных действующих на территории РФ религиозных объединений.

10 августа председатель правительства РФ Дмитрий Медведев подписал распоряжение, согласно которому его заместитель и одновременно руководитель аппарата правительства РФ Владислав Сурков будет отвечать за взаимодействие с религиозными организациями. Он заменит в данном качестве свою коллегу, заместителя председателя правительства РФ Ольгу Голодец. О распоряжении г-на Медведева стало известно три дня спустя после его подписания, когда "всемирная паутина" откликнулась на возвращение г-на Суркова в прежнее качество. Ведь вопросы взаимодействия с российскими конфессиями долгожитель Кремля и Белого Дома на Краснопресненской набережной курировал и во время своей работы в администрации президента РФ, и в предыдущем составе федерального правительства, с февраля по июнь этого года возглавляя комиссию по взаимодействию с религиозными объединениями. Фактически речь идёт об "антикризисном управлении", о чём прямо говорили самые первые комментаторы. С учётом прежней работы г-на Суркова и сложной ситуации, которая складывается в стране, поручение ему взаимодействия с религиозными организациями произошло "неспроста, это имеет смысл очень серьёзный". Такое мнение выразил старший научный сотрудник Института этнологии и антропологии РАН Ахмед Ярлыкапов, добавив, что "в отношении ислама от него ожидают каких-то изменений в подходах, прежде всего, в самом правительстве ожидают каких-то изменений в подходах, каких-то новых решений". Ещё чётче и откровенней сказал о подоплёке появления в новом качестве старого и опытного "генерального контролёра" религиозной политики анонимный правительственный чиновник: "Это решение прежде всего связано с необходимостью стабилизировать непростую ситуацию, сложившуюся вокруг руководства традиционными конфессиями - РПЦ (критика позиции патриархата в связи с процессом "Pussy Riot") и исламского духовенства (покушение на муфтия и убийство одного из руководителей Духовного управления мусульман Татарстана). Все эти события в Кремле и правительстве склонны рассматривать как составляющую кампании по дискредитации власти и дестабилизации ситуации в стране".

"Возвращение" Владислава Юрьевича, как можно было без труда предположить заранее, нашло одобрение среди ведущих функционеров РПЦ МП и у руководителей отечественных мусульман. "Интерес Суркова к религиозной тематике всегда был довольно глубоким, личностным. Владислав Юрьевич - мыслящий человек", - заявил 13 августа председатель синодального отдела по взаимоотношениям церкви и общества РПЦ МП протоиерей Всеволод Чаплин. Председатель Духовного управления мусульман (ДУМ) Чечни Султан Мирзаев надеется на помощь власти "в пропаганде традиционного ислама в обществе и усилении контроля за экстремистскими сайтами". В том же ключе высказался и руководитель аппарата ДУМ Татарстана Ришат Хамидуллин, надеющийся, что после передачи функций взаимодействия российского правительства с религиозными организациями в ведение вице-премьера Владислава Суркова между светской властью и мусульманским духовенством будет больше взаимопонимания. "Но у нас есть пожелание, - сказал Ришат Хамидуллин. - Считаем, что следует усилить контроль в средствах массовой информации. Сейчас многие СМИ, в особенности интернет-издания и социальные сети, проповедуют экстремистские взгляды, вражду среди представителей не только различных религий, конфессий, но и национальностей. Уверены, что этому надо положить конец, и сделать это должны органы государственной власти".

Подобная реакция со стороны бывших и будущих "контактёров" г-на Суркова, повторюсь, вполне закономерна и предсказуема. Удивляет, однако, в связи с расширением круга полномочий Владислава Юрьевича, реакция некоторых экспертов, футурологов и либеральных публицистов. Квинтэссенцией подобных страхов и комплексов я бы назвал мнение футуролога Андрея Столярова, выраженное в достаточно яркой и образной литературной форме: "Само назначение Суркова свидетельствует о том, что позиции Русской православной церкви в государстве укрепляются. Если раньше можно было говорить об огосударствлении церкви, то сейчас, пожалуй, можно говорить о воцерковлении государства. То есть церковь становится реальной политической силой, имеющей своих представителей на самом высоком уровне власти. Теперь позиции Русской православной церкви будут ещё больше укрепляться". Сказано хлёстко, красиво, но давайте попробуем разобраться, насколько тезис известного писателя-фантаста соотносится с реальным положением дел.

Реально вести речь "о воцерковлении государства", то есть о превращении христианства по версии РПЦ МП в официальную идеологию страны стоило бы, на мой взгляд, лишь в одном случае: когда такие воззрения в мыслях и своём образе действий разделяло бы если не численное большинство дееспособных граждан России, то, как минимум, их социально активное и наиболее мобильное меньшинство. В данный момент это вовсе не так, о чём свидетельствуют, не только жизненный опыт каждого из нас, но и данные социологических опросов. Два месяца тому назад в Московском Центре Карнеги обсуждалось, что представляют собой православные в современной России. В качестве докладчика выступил руководитель отдела социально-политических исследований "Левада-Центра", заместитель главного редактора журнала "Вестник общественного мнения" Борис Дубин, представивший результаты многолетних опросов "Левада-Центра" по теме религиозности россиян. Согласно этим данным, после 2008 года (напомним, это - год ухода из жизни предшественника нынешнего главы РПЦ МП, патриарха Московского и всея Руси Алексия II) показатели по российским православным в целом стабилизировались, при этом процент граждан, называющих себя православными верующими, в настоящее время остаётся на уровне примерно 70%. Казалось бы, внушительная сила. Но дьявол, как известно, кроется в деталях. А они таковы: "многие считают Церковь своеобразной политической партией, которая обслуживает власть или извлекает собственную выгоду при взаимодействии с властными структурами". При этом 60% православных не относят себя к религиозным людям. Более того: только около 40% православных уверены в существовании Бога. В то же время около 30% из числа тех, кто называет себя православными верующими, вообще полагают, что Бога на самом-то деле нет! Согласно приведенным Борисом Дубиным данным, около 80% российских православных не бывают на причастии, 55% не посещают службы в храмах, 90% православных признают, что они не принимают участия в деятельности РПЦ МП. Похоже, что за 165 лет, прошедших с момента написания письма Виссариона Белинского к Николаю Гоголю, в религиозности наших людей изменилось немногое. "Русский человек произносит имя божие, почёсывая себе задницу, - писал Виссарион Григорьевич. - Приглядитесь пристальнее, и Вы увидите, что это по натуре своей глубоко атеистический народ. В нём ещё много суеверия, но нет и следа религиозности".

Примерно о том же самом отношении к действительной религиозности, пусть и более сухим, в научных терминах, языком высказываются и современные исследователи. Как отмечает социолог, ведущий научный сотрудник Наталья Зоркая, "доля людей, относящих себя к православию, последние годы составляет по разным замерам от 73% до 76%. Это совершенно не означает, что такое количество людей действительно являются верующими и выполняют все религиозные предписания, соблюдают все религиозные нормы, ходят в церковь и так далее. По нашим же количественным исследованиям, доля людей, которых, так или иначе, можно считать воцерковлёнными, гораздо меньше. Например, постоянно хотя бы раз в неделю в церковь ходит 5% опрошенных людей. Если к этой цифре прибавить тех, кто ходит не реже раза в месяц, то получается около 12%. Причём это давно фиксируемый разрыв..." В подобной ситуации если и можно что-то утверждать с уверенностью - так лишь то, что власть "использует церковь". Почему, опять же понятно: "Для власти при разрушенной культуре, при отсутствии влиятельных элит - это такая дополнительная форма легитимации, как бы символического освящения себя. Власть, конечно, играет с церковью, она её использует. Но у церкви есть свои претензии. Она претендует на очень большое влияние... Но дело в том, что рычаги власти просто не у церкви".

То есть речь пока идет всё-таки об "огосударствлении", а фактически о превращении аппаратчиков РПЦ МП в идеологическую и внешнеполитическую обслугу нынешних власть и деньги имущих. С богословскими дискуссиями, душевной работой, верой людей в Бога и библейским пониманием деяний Христа как идейной и нравственной основы "религии искупления" этот процесс имеет мало общего. Зато в качестве "генерального контролёра" за подобным развитием вещей лучшего специалиста, нежели Владислав Юрьевич Сурков, в нынешней федеральной власти и впрямь трудно было бы сыскать.

19 августа 2012 г.   Владимир Соловейчик
http://www.sensusnovus.ru/analytics/2012/08/19/14259.html

 



Все содержание (L) Copyleft 1998 - 2024