Rambler's Top100

РПК
Российская Партия Коммунистов

(Региональная Партия Коммунистов)
 
English
Deutsch

Коммунист Ленинграда

Советское Возрождение

 

Mail to Webmaster rpk@len.ru

Группа РПК
в Контакте

ЖЖ РПК

TopList

 

Путями "Вашингтонского консенсуса"

Окончательное вступление нашей страны во Всемирную торговую организацию (ВТО), закреплённое недавней ратификацией соответствующих соглашений обеими палатами Федерального Собрания и подписанием ратификационных грамот президентом РФ, подводит промежуточный итог более чем двадцатилетнему встраиванию России в мировую систему капиталистического разделения труда. Разумеется, на правах младшего периферийного партнёра, исправного поставщика энергоресурсов, леса и иных даров отечественных недр, доставшихся нынешним правителям по наследству.

Вхождение государств, возникших на руинах СССР, в ВТО было неравномерным по срокам и различным по формам, но общие его принципы были одинаковы, ибо осуществлялись в рамках т.н. "Вашингтонского консенсуса". Что же представляет из себя эта расхожая в среде экономистов и политологов формула, о каких принципах экономической и социальной политики, этим термином описываемых, идёт речь?

Ещё в 1989 году, когда после серии антикоммунистических "бархатных революций" на Востоке Европы стал очевидным распад мировой социалистической системы, английский экономист Джон Уильямсон сформулировал положения новой "Библии неолиберализма", первоначально как свод правил экономической политики для стран Латинской Америки. По мере либерально-рыночных реформ на востоке старого континента и в республиках бывшего СССР эти положения стали рассматриваться как основополагающие для современной системы глобального капиталистического рынка. Тезисы Уильямсона должны были стать и фактически, как мы видим по опыту прошедших лет, стали основой перехода государств с плановой экономикой к новым правилам игры. Правилам, установленным монетарными властями США и международными финансовыми организациями, в частности, Всемирным банком и Международным валютным фондом, опять-таки отражающими интересы США и ведущих империалистических держав. Отметим, что ВТО на тот момент ещё не существовала: она возникла в январе 1995 года путём трансформации ГАТТ - генерального соглашения по тарифам и торговле. Поскольку все головные офисы международных финансовых организаций находятся в столице США, то и разработанные Уильямсоном принципы вполне логично получили своё современное наименование. Так в обращение вошёл термин "Вашингтонский консенсус".

"Вашингтонский консенсус" включал в себя набор из всего лишь десяти рекомендаций, которые, однако, рассматривались в качестве обязательных принципов, на коих должна базироваться политика правительственных органов и финансовых структур старых и новых капиталистических стран:

  1. Поддержание фискальной дисциплины. Этот принцип подразумевал минимальный дефицит бюджета, то есть покрытия возможного бюджетного дефицита без т.н. "инфляционного налога";

  2. Приоритетными общественные расходы, в том числе на цели здравоохранения, образования и инфраструктуры, среди государственных расходов должны быть только в сферах с высокой экономической отдачей;

  3. Налоговая реформа, осуществляемая за счёт снижения предельных ставок налогов и расширения налогооблагаемой базы;

  4. Либерализация финансовых рынков для поддержания реальной ставки по кредитам, то есть превращение процентных ставок в рыночно ориентированные;

  5. Подержание валютного курса на уровне конкурентоспособности, достаточном для того, чтобы обеспечить рост экспорта нетрадиционных товаров, то есть фактически свободный обменный курс национальной валюты;

  6. Либерализация внешней торговли за счёт количественных ограничений пошлинами в определённом ("приемлемом") диапазоне, в основном, путём снижения ставок импортных пошлин;

  7. Снижение ограничений для прямых иностранных инвестиций;

  8. Проведение политики приватизации, отказ от поддержки и сохранения государственных предприятий;

  9. Дерегулирование экономики посредством устранения ограничений, сдерживающих свободную конкуренцию;

  10. Защита и законодательное обеспечение прав собственности.
Как мы видим из изложенного выше перечня, речь идёт об усилении роли рыночных факторов и повсеместном снижении влияния в народном хозяйстве государственного сектора. Оценивая экономическую политику правительства РФ за последние два с лишним десятилетия, мы видим, что оно движется по указанным "Вашингтонским консенсусом" направлениям. Лица, принимающие решения, даже не пытаются понять, насколько полезна и адекватна условиям нашей страны реализация данных мер по отдельности и совокупности. Пусть эта реализация происходит и не всегда последовательно - в силу страха перед народным возмущением (вспомним хотя бы, к примеру, "антимонетизационные" стихийные бунты января 2005 года). Хотя задуматься стоило бы, даже исходя не из практических результатов - а они заметны каждому из нас, - а в силу научного анализа. Ведь в принципах "Вашингтонского консенсуса" всё вперемешку: цели и задачи соседствуют с возможными институциональными изменениями, тут же представлены инструменты макроэкономической политики и набор сугубо идеологических (неолиберальных) постулатов. Даже сугубо методологически такая система порочна, а уж практика воплощения подобных постулатов в жизнь доморощенными кудриными и чубайсами привела к долгосрочному закреплению за нашей страной статуса отсталого придатка развитых империалистических хищников (они же - партнёры авторов теории "суверенной демократии" по G8). Результаты жёсткой финансовой политики с массовым использованием методов дерегулирования и либерализации налицо - достаточно посмотреть то, что сейчас творится в отечественном образовании и здравоохранении, увидеть, в каком состоянии находятся ныне российская наука или обрабатывающая промышленность.

Применение принципов "Вашингтонского консенсуса" в течение десятилетий рыночных реформ так и не смогло обеспечить решения насущных социальных проблем РФ, как это наглядно показал текущий экономический кризис. В условиях нашей экономики применение принципов "Вашингтонского консенсуса" означает увеличение безработицы, что неизбежно в условиях глобальной торговли при разных ставках заработной платы в различных странах мира. В условиях нашей экономики применение принципов "Вашингтонского консенсуса" означает снижение темпов роста и увеличение отставания России от развитых капиталистических держав. В условиях нашей экономики применение принципов "Вашингтонского консенсуса" означает рост гигантской пирамиды долгов, в том числе и внешних, особенно, долгов российских корпораций, и массовый вывоз капитала из страны. Следствием этого являются всем заметная нестабильность отечественной валютно-финансовой системы (не забудем про недавние очередные резкие колебания курса рубля), а, стало быть, дальнейшее разрушение отечественной промышленности, сокращение рабочих мест, ещё большее снижение темпов роста. И, как следствие этого, ещё больший отказ от социальных функций государства, воплотившийся, к примеру, в пресловутом ФЗ-83 о коммерциализации здравоохранения, образования и культуры, как раз входящим в силу в полном объёме одновременно с завершением процедур вступления РФ в ВТО.

Впрочем, следование принципам "Вашингтонского консенсуса" для российских капиталистов вполне логично и органично. Как отмечает известный исследователь глобальных рынков Василий Колташов, "для появления в стране передовых отраслей и развития внутреннего рынка нужна политика, направленная на повышение доходов населения, его культурного и интеллектуального уровня. Необходимо развитие системы образования и науки с объёмным их финансированием. Отечественные сырьевые монополии не хотят ничего подобного" консолидированный курс капитала и чиновников направлен к закреплению периферийного положения экономики России. Элиты ждут спасения от мирового рынка, а он подготовляет новые бедствия".

22 июля 2012 г.   Владимир Соловейчик
http://www.sensusnovus.ru/opinion/2012/07/23/14064.html

 



Все содержание (L) Copyleft 1998 - 2022