Rambler's Top100

РПК
Российская Партия Коммунистов

(Региональная Партия Коммунистов)
 
English
Deutsch

Коммунист Ленинграда

Советское Возрождение

 

Mail to Webmaster rpk@len.ru

Группа РПК
в Контакте

ЖЖ РПК

TopList

 

Век США можно считать завершенным

На прилавках книжных магазинов появилась новая книга, которая, если судить по названию, могла бы занять место на полке вместе со всякими дешёвыми, но цветастыми конспирологическими книжонками. И тем было бы лучше для рядовых читателей, среди которых есть немалый спрос на подобную литературу. Ведь под несколько провокационной обложкой скрывается тщательно составленный Борисом Кагарлицким букет из статей ведущих мировых учёных - социологов, политологов и экономистов, таких как Самир Амин, Иммануил Валлерстайн, Георгий Дерлугьян и многие другие. Книга издана издательством "МАКС пресс" по инициативе международного проекта "Постглобализация". Собранный в книге "Закат Империи США" материал во многом уникален и уже только поэтому далеко превосходит всех своих потенциальных соседей по полке - если не считать, конечно, случайно попадающих в такие места работ Наоми Кляйн или Бориса Кагарлицкого.

Со словами английского экономиста Джеффри Соммерса, вынесенными в заголовок этой статьи, согласны не только авторы книги, но даже многие вполне благонадёжные неолиберальные эксперты. Вопрос в другом - как, почему и когда начался закат империи США, и что нас ждёт после того, как Америка окончательно утратит свою гегемонию? На эти вопросы и пытаются дать свой ответ авторы книги.

Как часто бывает в последнее время у исследователей левого толка, критическая часть содержания их работ выше всяких похвал, а вот с позитивной программой ситуация несколько хуже. В этом плане мудрее всех поступил Самир Амин, один из патриархов мир-системного анализа. В своей статье "Конфликты и современная политическая культура" он констатирует: "Мы живём, говоря словами Антонио Грамши, в век, когда старое уже умерло, а новое ещё не родилось. В этот "серый" период появляется множество "монстров"".

Политический сон большинства действительно рождает чудовищ. И даже авторы этой книги, увы, отдают им свою дань. Сам Самир Амин и в ещё большей степени Уильям Энгдаль, изображая США и англосаксонскую гегемонию как абсолютное зло, вольно или невольно обеляют их конкурентов - будь то Франция, Китай, Бразилия или Россия. Их вполне можно понять - десятилетия борьбы с неолибрализмом, борьбы зачастую безуспешной, ослабили их веру в мировую революцию снизу. Отсюда и весьма распространённая среди теоретиков мир-системного анализа любовь к Китаю: ему готовы простить предательство коммунистической идеологии и даже бесчеловечные, рабские условия труда большинства граждан - лишь бы только он победил ненавистную Атлантическую Империю. Не избежал этого и Георгий Дерлугьян, противопоставивший вашингтонскому консенсусу некий "пекинский консенсус, так и не увидев, что последний является вполне органичной частью первого. Несколько более молодо и современно смотрятся мысли Джеффри Соммерса, который в основу будущего мироустройства кладёт умеренный протекционизм, достаточную автаркию и "зелёную экономику".

Ценной частью сборника является критическое исследование истоков могущества США. По словам Джеффри Соммерса, США от самого основания до конца Второй Мировой Войны отвергали как в теории, так и на практике английский принцип свободной торговли. И лишь после того, как США установили свою гегемонию, они начали его продвигать. При этом, надо заметить, принципы свободного рынка и отказа от протекционизма до самого последнего времени не применялись во внутренней политике. По сути дела, только в 2013 году США начали систематически применять по отношению к своему населению неолиберальные меры в их комплексе - включая и меры жёсткой экономии. Последнее можно считать одним из серьёзнейших симптомов краха США как мирового гегемона.

Тем не менее, авторы книги видят начало конца мировой гегемонии США существенно раньше. По мнению Иммануила Валлерстайна, переформатирование мировой системы и складывание практики неолиберализма является следствием кризиса послевоенной гегемонии США. Об этом свидетельствует, по его мысли, уже то, что американскому правительству пришлось делиться своей гегемонией с другими странами. Именно так и сложилась триада "США - Западная Европа - Япония". Авторы книги приоткрыли завесу тайны над кризисом 1973-1979 годов, показав ту панику, тот хаос, которые царили в правительствах великих держав. В частности, Георгий Дерлугьян так описывает атмосферу, царившую в окружении президента США - сначала Джимми Картера, а затем и сменившего его Рональда Рейгана: "Пол Волкер, как показывают документы тех лет, жал на кнопки практически вслепую... Неудачливый президент Картер, так и не успел поносить лавры спасителя капитализма. После выборов 1980 года они достались мастеру консервативного пиара Рейгану и сохранившему свой пост Полу Волкеру... Волкер не предвидел размаха и дальнейших последствий, а также мировой цены своего успеха... Меры Волкера, таким образом, виделись паллиативом, призванным помочь президенту Картеру избраться на второй срок, а вовсе не эпохальным переворотом на мировых рынках. Результат превзошёл все ожидания. Против всех левых (да и правых) теорий в "центр империализма" со всего мира хлынули инвестиции".

Рассматривая дальнейшее движение гегемонии США к своему краху, авторы сборника неизбежно останавливаются на теме эскалации насилия и новой угрозы фашизма. Именно об этом и написана статья американского социолога Вильяма Робинсона "Кризис человечности: мировой капитализм порождает фашизм XXI века". Этот вопрос крайне актуален на фоне усиления ультраправых сил в Европе, скатывания в фашизм Венгрии, бешеной ксенофобской истерии в России и других странах. Вильям Робинсон - вслед за Наоми Кляйн - обращает пристальное внимание на "милитаризованное накопление", источником которого являются войны, стихийные бедствия и прочие очаги нестабильности в мире. Робинсон выставляет на наше обозрение нового Левиафана: "военно-тюремно-промышленно-охранно-энерго-финансовый комплекс". Это чудище, "обло, огромно, озорно, стозевно и лаяй", распространяет свою власть не только на горячие точки земного шара, но и на весь остальной мир, заставляя вспомнить произведение Станислава Лема "О выгодности дракона". Оборотной стороной финансовой глобализации оказалась чудовищная сегрегация, обеспеченная современной пенитенциарной системой, миграционным законодательством и прочими манипуляциями с территорией.

И если фашизм старого образца, по классическому определению Георгия Димитрова, есть открытая террористическая диктатура наиболее реакционных, наиболее шовинистических, наиболее империалистических элементов финансового капитала, то новый фашизм отличается тем, что защищает интересы международного, полностью оторванного от национальной почвы капитала. Именно такой фашизм сейчас и шагает по Европе - ведь, обратите внимание, ультраправые группировки России, Франции, Греции, Норвегии и других стран отлично ладят друг с другом, сформировав что-то похожее на интернационал. И именно международный, а не греческий или немецкий капитал защищают боевики из "Золотой зари".

Так или иначе, по общему мнению авторов, как бы ни цеплялись США и их союзники за власть, им придётся выпустить её из рук. Ни робкие заигрывания правительства США с кейнсианством, о которых пишет в своей статье "Интервенция как часть внешней политики США" филиппинский экономист Уолден Белло, ни жестокие, фашистские меры не смогут этого предотвратить. Пока же необходимо, чтобы старые, отжившие представления не мешали бороться за новое, лучшее будущее. Именно поэтому книгу "Закат Империи США" стоит не просто прочитать, но и критически осмыслить, чтобы творчески развить и воплотить в жизнь самые лучше мысли авторов и не повторить, с другой стороны, их ошибок.

28 декабря 2013 г.   Иван Щеголев
http://rabkor.ru/culture/books/2013/12/24/usunset

 



Все содержание (L) Copyleft 1998 - 2024