ИГСО: регулирование необходимо, но опасно
Экономическое регулирование со стороны государства становится все более важным. Противодействие кризису без него невозможно. Однако результаты регулирования зависят от его качества и могут быть неустойчивыми или отрицательными. К такому заключению пришли специалисты Центра экономических исследований Института глобализации и социальных движений (ИГСО). Сравнительно неплохое состояние экономик стран БРИКС неустойчиво, а проводимое в Китае или Индии регулирование имеет серьезные недостатки и не может быть моделью для России.
Петербургский международный экономический форум (ПМЭФ-2013) показал, что расчет на приток иностранных инвестиций в российскую экономику не срабатывает.
"Власти намерены повысить свое вмешательство в экономические процессы. Но дело это поручат либеральным кадрам и будет совмещаться с копируемой у ЕС политикой "жесткой экономии", " отмечает Директор ИГСО Борис Кагарлицкий. В экономике России более полугода отмечается спад, который власти не могут игнорировать.
"Есть признаки, что у нас будет частично взят на вооружение китайский опыт больших инвестиционных проектов. Но КНР выдыхается, исчерпав ресурсы. Политика эффективного и устойчивого регулирования в экономике должна строиться на стимулировании спроса и защите российского рынка при концентрации ресурсов в руках государства", " считает руководитель Центра экономических исследований ИГСО Василий Колташов. Оно не может мириться с ВТО и принципами "Вашингтонского консенсуса", уже показавшими свое разрушительное влияние.
Сравнительные данные по США, ЕС, Индии и Китаю, приводимые международной научной инициативой "Пост-глобализация", демонтируют связь проводимого курса с состоянием экономики. В Евросоюзе свободные капиталы, слабость банковского контроля и отказ от стимулирования спроса привели к 2% падению в экономике за последние четыре года. Аналогичная политика в Соединенных Штатах обернулась, если доверять официальным данным, хозяйственным застоем.
В Индии сильный государственный контроль в банковской сфере соединяется со стимулированием спроса. Это дало возможность сохранить рост экономики, хотя его темпы под влиянием мировых проблем снизились. В Китае наблюдается самая жесткая модель государственного регулирования. Именно это позволило стране сохранить высокие темпы роста экономики в последние годы. Даже текущее управляемое замедление роста ВВП в КНР (до 7-8%) выглядит чрезвычайно неплохо на общемировом фоне.
|