Rambler's Top100

РПК
Российская Партия Коммунистов

(Региональная Партия Коммунистов)
 
English
Deutsch

Коммунист Ленинграда

Советское Возрождение

 

Mail to Webmaster rpk@len.ru

Группа РПК
в Контакте

ЖЖ РПК

TopList

 

Коммунистическое движение в Японии

Коммунистическое движение в Японии имеет давнюю историю. Начиналось все с мелких и часто разрозненных групп. Их можно обобщенно назвать "левыми". Очевидно, что представляли собой эти люди нечто напоминающее российское народничество.

Дело в том, что когда зарождались подобные движения (близкие к коммунистическим), в Японии шла индустриализация. В период реставрации Мэйдзи она усилилась, а соответственно сам процесс проходил не так уж и мирно. Во-первых, произошел слом старых порядков - ликвидация сёгуната Эдо и становление Японской империи.

Поскольку скачок был резкий, то начались войны - сначала среди элит, а в дальнейшем и гражданская. Ведь многих прошлых землевладельцев лишили земли, а представителей высших слоев - рангов. Превосходство было на стороне новой элиты, тем более что в этом ей помогали иностранные силы и технологии (преимущественно США).

Главные пять пунктов императора:

Мы будем созывать совещания и управлять народом, считаясь с общественным мнением.

Люди высших и низших классов, без различия, будут единодушны во всех предприятиях.

Обращение с гражданскими и военными чинами будет таково, что они смогут выполнять свои обязанности, не испытывая неудовольствия.

Отжившие методы и обычаи будут уничтожены, и нация пойдет по великому Пути Неба и Земли.

Познания будут заимствоваться у всех наций мира, и Империя достигнет высшей степени расцвета.

Подобная программа была необходима для модернизации страны. Предстояло пройти долгий путь стран Запада за несколько десятилетий. Многие законы позаимствовали из Конституции США.

Однако у нового класса - буржуазии - оказались большие аппетиты, поэтому период отметился не только сверхэксплуатацией, но и империалистическими притязаниями. В этом нет ничего удивительного, ведь и у развитых стран были подобные стремления, равно как и собственные колонии. В этом смысле за Японией наблюдать интересно, поскольку она именно копировала то, что происходило в развитых капиталистических государствах, но только в ускоренном темпе.

Военные успехи Японии несомненны. Чего стоит только контроль над Японским и Желтым морем, а также присоединение Кореи, Тайваня и южного Сахалина. Страна завладела значительной территорией, и ресурсы тратились на модернизацию. Однако противостояние тут неизбежно, поскольку в основном все было в интересах международного империализма, а не народа. Пережитки прошлого и "реакционные" социалистические движения достаточно быстро сменялись леворадикальными. Так, к примеру, очень усилились анархисты.

Понятно, что подобные активисты, ввиду того что легальная деятельность их групп запрещалась, действовали нелегально, часто организовывали забастовки, а иногда и акты индивидуального террора. Система же беспощадно относилась к левым.

Вероятно, первая крупная марксистская группа в Японии - это "общество просвещенных". В основном там состояли студенты и профессора университета Васэда. Ее цель - пропаганда коммунистических идей.

В 1921-1922 гг. группа создала партию, и после этого ее сторонники появились во многих городах Японии. В основном они проводили антивоенную агитацию. К сожалению, однажды они решили организовать массовый антимилитаристский митинг, из-за которого всех основных членов партии арестовали, и сама организация прекратила существование.

Коммунисты Японии ответили на репрессии тем, что объединились. Так в 1922 году и появилась местная коммунистическая партия, которая практически сразу изъявила желание присоединиться к Коминтерну. Для правительства это было недопустимо, поскольку, как известно, Япония принимала участие в интервенции против Советской России на стороне Антанты.

Партии пришлось действовать подпольно. Уже в 1923 году были арестованы сотни человек и некоторые убиты. Примечательно, что часто это напоминало охоту на ведьм. К примеру, после великого землетрясения Канто начались разбои и беспорядки. Воспользовавшись случаем, власти во всем обвинили компартию и на этот раз арестовали большую часть членов.

В итоге партии пришлось выстраивать достаточно сложную иерархию, чтобы ее невозможно было полностью обезглавить. Несмотря на репрессии, число сторонников росло, и уже в 1928 году появился крупный печатный орган партии - газета "Симбун Акахата". Она пользовалась успехом и массово распространялась среди рабочих.

В том же году состоялись всеобщие выборы, на которых, как ни странно, значительную поддержку получили умеренные левые партии (компартия не участвовала, т. к. была в подполье). Рабоче-крестьянская партия получила более 193 тысяч голосов и два места в Палате представителей, чего, надо сказать, японские власти не ожидали.

После этого усилились политические репрессии даже по отношению к умеренным левым, с которыми можно было договориться. Власть испугалась, т. к. за "левых" проголосовали полмиллиона избирателей. После выборов начались аресты, задержали более 1500 человек, в т. ч. одного из основных пропагандистов марксизма-ленинизма в Японии - Каваками Хадзимэ. В итоге законы запрещали вступать даже в умеренную левую партию. За вступление полагался тюремный срок, а за активную политическую деятельность ввели смертную казнь. Многим коммунистам пришлось бежать в СССР.

Влияние компартии все же было значительным, ведь всего за пять лет (с 1928 по 1933) было арестовано более 65 тыс. человек.

В 30-е годы начинается новый этап империалистической политики. Япония подписывает Антикоминтерновский пакт с нацистской Германией, а в стране разгорается националистическая истерия.

На первом этапе казалось, что война складывается для Японии удачно, ведь удалось захватить несколько стран, но затем все планы были перечеркнуты, когда США впервые применили атомное оружие. Япония подписала акт о безоговорочной капитуляции.

В 1945 году идеологические запреты отменили, и коммунистическая партия Японии смогла выйти из подполья. Изначально шли дискуссии, участвовать ли ей в политике легально или вести вооруженный конфликт, т. е. перенять опыт Мао. В итоге в партии решили, что будут действовать законными методами.

Уже в 1947 году Япония принимает т. н. "пацифистскую конституцию". По факту она не сильно отличалась от конституции Мэйдзи и соответствовала интересам США. Император объявлялся "символом государства и единства народа", т. е. по факту должность стала символической, а партии усилили влияние.

Выборы в 1949 году удивили многих, в особенности оккупационную власть. Дело в том, что коммунистическая партия получила почти 10%, а социалистическая - 13,5%, несмотря на то, что фактически в стране велась антикоммунистическая пропаганда. Число сторонников компартии росло, и к концу 1949 года их было уже более 200 тыс. человек, т. е. компартия стала самой массовой партией Японии.

Оккупационное правительство не только сетовало на "плохой народ", но и запретило деятельность коммунистических партий. Газеты закрыли, офисы разгромили, некоторых членов арестовали, а также, что важно отметить, провели колоссальную чистку "красных" и за несколько лет уволили более 20 тыс. человек. Особое внимание уделяли университетам, где было достаточно много студентов и преподавателей, которые придерживались марксистских взглядов.

Марксистский философ Янагида Кэндзюро в книге "10 лет по пути материализма" отмечал, что студентов в ту пору постоянно обвиняли в организации "заговора", а за деятельностью преподавателей пристально следили.

В дальнейшем левым активистам долгое время приходилось организовывать различные движения за мир, причем делать все очень осторожно, если они хотели действовать легально. Остальные же выбирали путь вооруженной борьбы с правительством.

В конце 50-х и начале 60-х годов репрессии потихоньку сошли на нет, и коммунистическая партия вернулась в официальную политику, а социалистическая смогла договориться с властью и тем самым более не воспринималась как оппозиционная. В это время в компартию вошли многие интеллектуалы, например Кобо Абэ и Удзяку Акита. Компартия стала чуть ли не основной оппозиционной силой.

В то же время начали появляться и другие партии и организации, в частности маоисты и троцкисты. Широкое распространение получило движение "Новых левых". Его сторонники стали основой в группах вооруженного сопротивления. Так, например, появилась Красная армия Японии и Вооружённый антияпонский фронт Восточной Азии.

Данные организации считали, что Япония подчинена империализму, а партии, как социалистическая, так и коммунистическая - оппортунисты, готовые сотрудничать с правительством. Члены подобных объединений атаковали транснациональные корпорации, посольства и военные базы.

Влияние компартии в обществе оставалось на определенном уровне. Так, к примеру, в 1972 году в ней состояло около 320 тыс. человек, а сегодня более 415 тыс., т. е. партия и ныне остается самой массовой в Японии. Достаточно успешными для нее были выборы в 80-е годы, когда она набирала более 10%. Неплохой результат достигнут и в 1996 году - 13%. Однако ведущей партией она стать не смогла.

Со временем основной конкурент коммунистической партии выбыл из гонки. Т. н. социалистическая партия в действительности продвигала интересы капиталистов, и поэтому в 90-е годы от нее откололась значительная часть, и партия была переименована в социал-демократическую, а затем потеряла поддержку населения. Во время существования СССР партия казалась "левой" и перехватывала голоса у компартии, но теперь она стала лишним грузом, и поэтому от ее содержания отказались. Вскоре появился более успешный "розовый" проект - демократическая партия.

Уникальность компартии Японии заключается в том, что крах СССР на ней никак не отразился. И если во многих странах распадались целые структуры, менялись названия и идеологические принципы, то КПЯ во многом сохранила свой облик, и, что интересно, на рейтинг и число последователей это ни в коей мере не повлияло.

До сих пор основное требование компартии - вывод войск США из Японии. Профессор политологии Лам Пэн Эр считает, что "коммунистическая партия Японии - единственная устоявшаяся партия в парламенте, которая не была кооптирована консервативными партиями. Она выполняет роль надзирателя в отношении правящих партий без опаски или пристрастия. Более того, на губернаторских выборах, выборах в мэры городов или других местных выборах КПЯ часто выступает в качестве единственного оппозиционного кандидата.

Несмотря на предполагаемые различия между некоммунистическими партиями на национальном уровне, они часто поддерживают одного кандидата в губернаторы или мэры, так что все партии считают себя частью правящей коалиции. Если КПЯ не предложит своего кандидата, это будет лёгкая победа, и японским избирателям будет представлен свершившийся факт - без избирательных средств [выражения] протеста. Содействие женщинам-кандидатам по завоеванию голосов избирательниц является ещё одной характеристикой партии. Под "коммунистическим стягом" было избрано больше женщин, нежели от других партий Японии".

Так что, несомненно, сегодня КПЯ - основная оппозиционная партия. И это означает, что если избиратели окончательно утратят доверие к неолиберальной (нынешней партии власти) и "розовой" партиям, то основной кандидат - КПЯ. Ведь в 90-е годы народ разочаровался в либерально-демократической партии (из-за коррупционных скандалов), и на выборах победили т. н. социалисты, однако затем потеряли популярность и левые, которые в действительности последовательно проводили неолиберальный курс.

Поражение "Демократической партии" на последних выборах также вызвано тем, что "умеренно левая" партия стала правой. Понятно, что либерально-демократической партии дали второй шанс, однако он вряд ли оправдает себя, поскольку правая политика в любом случае ухудшит уровень жизни. Когда население поймет, что выбора нет, то рейтинг единственной оппозиционной партии может значительно подняться. И если она не победит сама по себе, то может стать частью оппозиционного блока.

20 октября 2014 г.   Станислав Чинков
http://rabkor.ru/likbez/2014/09/20/communists-of-japan

 



Все содержание (L) Copyleft 1998 - 2024