Rambler's Top100

РПК
Российская Партия Коммунистов

(Региональная Партия Коммунистов)
 
English
Deutsch

Коммунист Ленинграда

Советское Возрождение

 

Mail to Webmaster rpk@len.ru

Группа РПК
в Контакте

ЖЖ РПК

TopList

 

Два фильма

Выход на экраны кинофильма "Союз спасения" (поставил его режиссер Андрей Кравчук, снявший до того такие "шедевры" современного русского исторического кино, как "Адмиралъ" и "Викинг") сопровождался мощной рекламной кампанией: от афиш самого разного формата на питерских улицах до весьма навязчивого продвижения на "Первом" федеральном телеканале, включая, к примеру, развлекательное шоу Дмитрия Диброва "Кто хочет стать миллионером?". Почему - понятно: в продюссерах фильма о декабристах сам генеральный директор "Первого" Константин Эрнст. Но нас, разумеется, интересуют не столько организационные и финансовые моменты, сколько соответствие "Союза спасения" заявленной теме и исторической истине.

С технической точки зрения, на мой вкус обычного кинозрителя, снято очень даже неплохо и вполне профессионально. Хороши костюмы, удачны батальные сцены, на хорошем уровне актерская игра. На мой взгляд, следует особо отметить Максима Матвеева в роли князя Сергея Трубецкого, и Александра Домогарова в роли генерала Милорадовича (образу последнего дана весьма неожиданная, но, согласно данным источников, близкая к исторической истине трактовка лоббиста интересов великого князя Константина Павловича и противника его младшего брата Николая, будущего царя Николая Палкина). Забавно изображён тогдашний "системный оппозиционер" адмирал и сенатор Николай Мордвинов, в роли которого блеснул Сергей Колтаков. Декабристы показаны не просто молодыми горячими выходцами из привилегированных сословий, но людьми храбрыми, обладающими не только смелостью на поле боя, но и гражданским мужеством (последнее встречается, увы, куда реже - что двести лет назад, что сейчас), порядочными, идейными в лучшем смысле этого слова. Интересно, хотя и несколько фрагментарно, сняты эпизоды восстания декабристов на петербургской Сенатской площади и на юге (выступление Черниговского полка). На этом, пожалуй, достоинства ленты и заканчиваются.

Разумеется, не стоит требовать от игрового кино буквальной точности, присущей исторической монографии. Однако, очевидно любому, минимально знакомому по советской школе с историей декабристского движения, что первый декабристский "Союз спасения", созданный в 1816 году, уже через год прекратил своё существование, уступив место "Союзу благоденствия", а затем Южному и Северному тайным обществам и "Обществу соединённых славян". Стало быть, в самом названии фильма, уже содержится некоторая неточность. Но главная беда не в этом. В фильме Андрея Кравчука нет практически ни слова ни о предпосылках возникновения движения тех, кого Владимир Ильич Ленин называл "дворянскими революционерами", ни об их идеологии и политических воззрениях, требованиях уничтожения крепостного права и самодержавия. Кроме громких речей о "свободе" нет практически ничего, и неподготовленному зрителю не понять, за что и против чего выступали декабристы, к какому обществу они стремились. То, что, говоря ленинскими словами, "в 1825 году Россия впервые видела революционное движение против царизма", остается за рамками картины. Для создателей "Союза спасения" восстание декабристов - неудавшийся военный заговор, ненужный и вредный для дальнейшего развития "российских реформ, дарованных сверху милостивым сыном" палача декабристов Николая Палкина.

Стоит сравнить свежеиспечённый исторический "новодел" с кинофильмом "Звезда пленительного счастья", снятым в 1975 году, в году 150-летия восстания декабристов. Фильм, вроде бы, не столько о политических аспектах декабристского движения, сколько о частной жизни некоторых из них, о жёнах декабристов, о "любви и разлуке". Но получилась у режиссёра Владимира Мотыля лента, где благодаря, в первую очередь, отменной игре великих советских актёров, занятых в эпизодических ролях (Олег Янковский в роли Кондратия Рылеева, Александр Пороховщиков в роли Павла Пестеля и их антагонисты из лагеря реакции, из числа "тех, кто вешали" - Василий Ливанов, Иннокентий Смоктуновский), видны и правда истории, и цели декабристов ("Так будет республика!" - возглас полковника Пестеля в сцене воспоминаний Ивана Анненкова), и то, что представляла из себя крепостническая действительность, как она развращала крепостных рабов и рабовладельцев-крепостников (московские сцены в доме матери Анненкова) .

Вот эту замечательную картину я и советую посмотреть тем нашим читателям, которые всерьёз хотят разобраться в том, что за люди были декабристы, оценить их историческую правоту, предоставленную зрителю высокохудожественными средствами (весьма важна для понимания и хорошо ложится в контекст кинофильма берущая за душу музыка Исаака Шварца, не случайно стала столь популярной "Песня кавалергарда" из "Звезды пленительного счастья" на стихи Булата Окуджавы).

Между двумя фильмами на одну и ту же декабристскую тему - почти 45 лет. Разница весьма заметна. Она, эта разница, точно такая же, как между тогдашним советским обществом и современным нам российским периферийным капитализмом.

04 января 2019 г.
  Владимир Соловейчик
http://rabkor.ru/columns/editorial-columns/2020/01/03/dva_filma/

 



Все содержание (L) Copyleft 1998 - 2024