Rambler's Top100

РПК
Российская Партия Коммунистов

(Региональная Партия Коммунистов)
 
English
Deutsch

Коммунист Ленинграда

Советское Возрождение

 

Mail to Webmaster rpk@len.ru

Группа РПК
в Контакте

ЖЖ РПК

TopList

 

Некоторые проблемы борьбы за женское равноправие
в современной России в свете ленинских идей

 

Доклад Владимира Соловейчика на международной научно-практической конференции "В.И. Ленин в современной социальной теории и практике", проведенной КПРФ 17 октября 2020 года в Таврическом дворце Санкт-Петербурга

Не секрет, что либерально-рыночные реформы, которые за последние три десятилетия превратили нашу страну в государство туземного капитализма и президентского самодержавия, сопровождались наступлением буржуазной реакции по всему фронту, в том числе и в вопросах равенства полов, изъятием из общественной жизни тех достижений равноправия, которых дали трудящимся женщинам Октябрьская революция и социальная политика Советской власти. С одной стороны, такого рода ситуация характерна для всех стран периферийного капитализма, к которым относится и Российская Федерация, с другой стороны, революционные традиции нашей страны и советский опыт являются огромным подспорьем для борцов против угнетения.

Сто лет тому назад, в осенние дни 1920 года, основатель большевистской партии и Советского государства Владимир Ильич Ленин в беседе с известной деятельницей международного рабочего движения, немецкой коммунисткой Кларой Цеткин в сжатой, но при этом ёмкой форме охарактеризовал не только положение трудящихся женщин при капитализме, но и наметил общие контуры борьбы за женское равноправие как часть общей борьбы трудящихся. Эти его идеи актуальны для нас и поныне. "Товарищ Ленин, - вспоминала Клара Цеткин, - придавал женскому движению очень большое значение, как такой существенной составной части движения масс. которая может при известных условиях стать решающей его частью".

В условиях капитализма трудящиеся отчуждены от власти и собственности - и мы видим, насколько мал в сравнении с их числом среди населения страны процент женщин в представительных органах власти в центре и регионах, ещё меньше - на министерских постах или среди глав субъектов Федерации. Отчуждение трудящихся женщин от принятия политических решений - характерная особенность современного российского капиталистического общества. истинное освобождение женщин возможно только через коммунизм. Не меньшей дискриминации подвергаются женщины - наёмные работницы в сфере социально-трудовых отношений. Несмотря на формально декларируемое "равенство возможностей", на деле они первыми увольняются по сокращению штатов, зачастую получают меньшие по размеру выплаты, нежели мужчины, за те же самые трудовые обязанности. При приёме на работу очень часто сталкиваются с позорной практикой хамских опросов о своей частной жизни, о том, не собираются ли они родить ребенка - никакой капиталист не заинтересован платить пособие по беременности и родам, по уходу за ребенком.

"Нужно основательно разобрать вопрос о нерасторжимой связи между положением женщины как человека и члена общества и частной собственностью на орудия производства, - учил Ленин. - Этим мы надёжно отгородимся от буржуазного движения за "эмансипацию женщин". Это также кладёт основание к рассмотрению женского вопроса как части социального, рабочего вопроса и таким образом позволяет прочно связать его с пролетарской классовой борьбой и революцией". Буржуазная власть, осуществляющая свою классовую гегемонию через средства массовой информации, путём насаждения потребительской культуры, крайне заинтересована в том, чтобы такое положение вещей сохранить, для чего и активно внедряет в общественное сознание совершенно определенные стереотипы "генедерных ролей", "гендерного поведения". Эта роль, говоря словами выдающегося французского писателя-коммуниста Луи Арагона, превращает женщину в "куклу, чьё унижение, проституция и праздность" являются характерной особенностью капиталистического общества. Скотскому, нечеловеческому миру новых собственников, миру оплачиваемой наличными похоти "спонсоров" и "инвесторов", для которых всё измеряется исключительно толщиной бумажников, количеством акций, размерами недвижимости и величиной банковских счетов, противостоит Революция.

В беседе с Кларой Цеткин Владимир Ильич зорко подметил, что прежние, присущие буржуазному мироощущению "идеологические ценности рушатся, теряя свою сдерживающую силу. Новые ценности выкристаллизовываются медленно, с борьбой. Взгляды на отношения человека к человеку, на отношения мужчины к женщине революционизируются, революционизируются и чувства и мысли... Это медленный и часто очень болезненный процесс исчезновения и зарождения. Всё это касается и области половых отношений, брака, семьи. Распад, гниение, грязь буржуазного брака с его трудной расторжимостью, свободой для мужа и рабством для жены, гнусная лживость половой морали и отношений наполняют лучших людей чувством глубокого отвращения. Гнёт законов буржуазного государства о браке и семье отягчает зло и обостряет конфликты Это гнёт "священной частной собственности". Она освящает продажность, низость, грязь. Условный обман "порядочного" буржуазного общества довершает остальное. Люди восстают против господствующей мерзости и извращения".

Само собой разумеется, что коммунисты противостоят реакционным воззрениям, из-за которых многие мужчины не в состоянии понять, что женщина - точной такой же человек, как и они, а, может, даже лучше: образованней, культурнее, тоньше. Подобное мракобесие подпитывается церковниками и значительной частью проправительственных СМИ, пытающихся вдолбить в общественное сознание, что в силу религиозных традиций и соответствующего патриархального воспитания женщина - существо второго сорта, "домашняя рабыня", место которой на кухне, в детской и в постели. Такого рода дикое отношение к женщинам напрямую противоречит нормальным нормам человеческого поведения, привычным нам с советских времён, и зачастую провоцирует то самое семейное насилие, против которого якобы борются "поборницы прав женщин" из числа депутатов от буржуазных партий и нашедших с ними общий язык либеральных феминисток.

Вне всякого сомнения, не является альтернативой этому, ведущей к женскому равенству, и политическая линия разного рода либеральных и "левацких" организаций, пытающихся подменить решение реальных социальных проблем трудящихся женщин в условиях российского периферийного капитализма, фальшивыми лозунгами борьбы против "мачизма", "секусальных домогательств" и "мужского господства". Этот подход, подменяющий классовую борьбу "гендерной", является оборотной стороной клерикально-консервативного подхода, поскольку точно так же, как и он, основан на фактическом отказе от борьбы против частнособственнической формы присвоения произведённого трудящимися прибавочного продукта. У таких организациях, по мысли Ленина, "вопросы пола и брака не воспринимаются как части главного социального вопроса. Наоборот, большой общественный вопрос начинает сам казаться частью, придатком проблемы пола. Самое главное отступает на задний план как второстепенное. Это не только вредит ясности в этом вопросе, это вообще затемняет мышление, затемняет классовое сознание работниц".

"Борьбой с мужским шовинизмом" пытаются подменить борьбу с буржуазным строем, который безнадежно калечит человека, наделяя его физическим и духовным безобразием, содействуя его умственной деградации, превращению в животное. По законам буржуазного общества, где всё продается и всё покупается, где авторитет человека и уважение к нему определяются величиной капитала, где всем правят внешний успех и бесстыдно выставляемое напоказ богатство, женщина - точно такой же товар, без души и самостоятельного мышления, "женщина как тело", и не более того...

В то же время мы знаем, что всё большее число наших соотечественниц включается в активную борьбу за своим права. Мы видим их на акциях протеста, в первых рядах митингующих, в партийных организациях, комсомоле, общественных объединениях. Как представитель Движения гражданских инициатив, за 16 с лишним лет его существования я собрал немалые наблюдения и могу прямо сказать: порядка 70% участников инициативных групп граждан и около 90% их руководителей принадлежат к прекрасному полу. При этом нет разницы, идёт ли дело об обманутых дольщиках или жильцах частных приватизированных общежитий, экологических организациях или активистах жилищного движения, тех, кто защищает свои социально-трудовые права или выступает против либерально-рыночного разгрома отечественного образования и науки. Эта тенденция внушает оптимизм.

Наша задача - работать с социально активными и имеющими интерес к общественной жизни людьми, постоянно, спокойно, последовательно, не останавливая усилий, аккуратно, уважительно, доказательно доносить до них наши аргументы, вовлекая тем самым в общую борьбу за поворот России на путь социализма.

20 октября 2020 г.
 

 



Все содержание (L) Copyleft 1998 - 2024