Предал свой народ: сожженных в Одессе 2 мая
для Жванецкого просто не существовало
Сегодня могло исполниться 89 лет известному российскому сатирику, Народному артисту РФ и Народному артисту Украины Михаилу Жванецкому. В день рождения писателя корреспондент ФАН попросил оценить его личность и ее влияние на общество как в СССР, так и в России политического и экономического аналитика Владимира Соловейчика.
- Владимир Матвеевич, это правда, что Жванецкий внес существенный вклад в ухудшение мнения советских граждан о собственной стране?
- Есть такая пословица: "О покойниках надо говорить либо хорошо, либо ничего". Так что, уважая талант Михал Михалыча, мы не будем возводить на него хулу. Однако мне лично, его творчество по идейно-политическим соображениям не очень приятно.
Дело в том, что Жванецкий отошел от действительно правильной и нужной задачи сатирика - высмеивать пороки общества ради их излечения - и занялся прямым отрицанием советского образа жизни и советского человека как таковых.
К сожалению, для Жванецкого термин "советский" стал синонимом терминов "некультурный", "жлобский" и "античеловеческий". Таким образом, Михал Михалыч начал высмеивать не пороки общества, а само общество - он перешел ту грань, которая отделяет сатирика-патриота, у которого душа болит за страну, от предателя своей Родины
- Но ведь потом Советского Союза не стало. Как Жванецкий жил без объекта своей ненависти?
- Да, Михал Михалыч прожил еще много лет после краха СССР, видел своими глазами все, что творилось в 90-е, все эти стыдные "подвиги" Гайдара, Немцова, Чубайса и прочих либералов-западников - и ведь ни словом не обмолвился в защиту России и ее народа как раз тогда, когда его слово было нужно и потребно! А в 1993 году он и вовсе выступил на стороне тех, кто расстреливал Верховный Совет!
К сожалению, Жванецкий, при всем моем уважении к его дару и к тому, как он писал и говорил о взаимоотношениях мужчин и женщин, с общественно-политической точки зрения проявил себя не с лучшей стороны. Тут его вклад отрицать невозможно.
- Владимир Матвеевич, расскажите, как изменилось творчество Жванецкого после того, как Советского Союза не стало. Говорят, что, выступая во то время со своими "зарисовками", он, образно выражаясь, "держал фигу в кармане". Что стало с этой "фигой", когда исчезла нужда ее прятать?
- Вынул, разумеется - причем, еще в годы Перестройки. Причем, стоило только ему это сделать, как его творчество тут же измельчало. Он занялся мелкотемьем - тем, что великий литературный критик и революционный демократ Дмитрий Писарев охарактеризовал, как "цветы невинного юмора". Вот эти самые "цветы", которые отвлекали людей от их насущных социальных проблем в те же 90-е, проявились очень четко.
- Жванецкий же одессит! Что он думал относительно событий на Украине после антиконституционного переворота в 2014 году?
- Он ни словом не обмолвился ни о нем, ни об одесской трагедии 2 мая, когда в Доме профсоюзов были сожжены живые люди. Хотя это были его земляки! По всей видимости, всех этих событий для Жванецкого просто не существовало - ему было на них наплевать или, что еще вероятнее, он ассоциировал себя не с теми, кого сжигала бандеровская сволочь, а с нею самой.
И это вдвойне печально, поскольку Михал Михалыч принадлежит к одесским евреям, которых эти самые бандеровцы подвергали массовому истреблению. Таким образом, промолчав в 2014 году, он вновь предал свой народ.
Ранее ФАН писал, что Михаил Жванецкий незадолго до смерти побывал в замке Аллы Пугачевой.
|