Rambler's Top100

РПК
Российская Партия Коммунистов

(Региональная Партия Коммунистов)
 
English
Deutsch

Коммунист Ленинграда

Советское Возрождение

 

Mail to Webmaster rpk@len.ru

Группа РПК
в Контакте

ЖЖ РПК

TopList

 

БЛИЦ (Бюллетень Левого Информцентра) N 42(467) от 14 октября 2001 года

 

Доклады аналитической группы лиц от 14 октября 2001 года

 

Важнейшими событиями прошедшего месяца, безусловно, стали теракт в США 11.09.2001г. и спровоцированный им политический, финансово-экономический и военный кризис. Однако воздействие взрывов в Нью-Йорке и Вашингтоне на международные отношения (провозглашение и начало реализации программы установления американского административно-полицейского контроля над всем миром под предлогом "борьбы с международным терроризмом"; замена решений Совбеза ООН по вопросам войны и мира решениями администрации США; превентивное "объявление войны" всем государствам, которые администрация США посчитает нужным объявить покровителями "международного терроризма" и т.д.), мировую экономику (провоцирование начала мирового экономического кризиса; создание прецедента наднационального административного регулирования мирового финасового рынка и т.д.), мировую культурно-политическую атмосферу (осознание уязвимости "всемогущей" Америки; выдвижение интернационального исламизма на роль глобальной идеологической альтернативы американскому либерализму и т.д.), американскую внутреннюю политику (военно-патриотическая истерия о "крестовом походе" с антиисламской направленностью; милитаризация экономики; ограничение гражданских свобод и т.д.) сейчас невозможно проанализировать сколько-нибудь полно.

Поэтому мы рассмотрим только ту составляющую нынешнего мирового кризиса, которая с нашей точки зрения наиболее значима для политической ситуации в России: то, что в начавшейся интервенции против возглавляемого мусульманскими экстремистами из движения "Талибан" Исламского эмирата Афганистан вооруженные силы США не могут полноценно использовать территорию, инфраструктуру и вооруженные силы своих традиционных мусульманских союзников С. Аравии и Пакистана. Это превращает воюющий против талибов Северный альянс (Исламское государство Афганистан) и много лет поддерживающие его Узбекистан, Таджикистан, Россию, Иран, Индию в совершенно необходимых (для осуществления данной операции) союзников Вашингтона. Как возникла такая несколько неожиданная ситуация?

Судя по имеющейся информации, теракт 11.09.2001. стал результатом местной провокации американских спецслужб в военнизированно-экстремистском крыле ваххабитского интернационально-исламисткого движения за возрождение Единого Исламского Мирового Государства (Халифата), возглавляемого саудовским миллиардером главой крупнейшего международного наркокартеля Усамой бен Ладеном, лично связанным финансовами и кланово-кумовскими узами с саудовской и американской правящей верхушкой (подробнее см. СПРАВКУ АНАЛИТИЧЕСКОЙ ГРУППЫ ЛИЦ в БЛИЦ N39).

Крышевавшие теракты американские спецслужбы стремились избежать сокращения бюджетных ассигнований, создав поддерживаемому государствами-изгоями "международному терроризму" имидж нового глобального врага США, а поддержавшие их финансово-политические группировки американских "верхов" рассчитывали на волне "патриотической" истерии начать "крестовый поход" в защиту западной цивилизации против "международного терроризма". Резкое увеличение военных расходов должно было, по аналогии с Второй Мировой войной, усилить роль госрегулирования в экономике США и вывести ее из начавшегося кризиса.

В американских СМИ описание образа врага колебалось между двумя крайностями. Согласно одной из них покровительницей терроризма называлась государственная машина стран-изгоев, прежде всего, Ирака (сразу после теракта администрация США заявила, как оказалось позже, совершенно голословно, о стоявшей за бен Ладеном государственной машине Ирака, и даже после начала бомбежек Афганистана отдельные ее представители, уже не обвиняя Ирак в причастности к терактам 11.09.2001 г., продолжают выступать за военную операцию с целью свержения нынешнего иракского режима просто за то, что он "враг Америки"). Реализация этой линии закрепляла за Саудовской Аравией положение гегемона в арабском и мусульманском мире в целом. Вторая линия носила обще-антиарабскую и антимусульманскую направленность и объективно оказывалась направлена, прежде всего, против той же С. Аравии.

Никаких иракских следов жаждавшему немедленного отмщения американскому народу предъявлено не было, и в козлах отпущения оказались Усама бен Ладен и символизируемое им интернационально-исламистское международное движение с его афганским филиалом (Талибан), являющиеся органичной частью "верхов" возглавляемого С. Аравией ваххабитского империалистического "центра силы" (см. ПРИЛОЖЕНИЕ).

В подобной ситуации администрация Буша с трудом добилась от саудовских и пакистанских "верхов" словесной поддержки "операции возмездия", но использование созданной в С. Аравии и Пакистане военной инфраструктуры (базы, склады, центры управления) и вооруженных сил Пакистана в планируемой сухопутной ситуации против афгано-ваххабитского движения "Талибан" (Создавалось в лагерях афганских беженцев в Пакистане саудовскими муллами из "МЕЖДУНАРОДНОГО ИСЛАМСКОГО ФРОНТА" при непосредственном участии пакистанских военных на деньги С. Аравии и прямой поддержке спецслужб США. Политическое крыло МИФа возглавляет нынешний глава Талибана и Исламского эмирата Афганистан мулла Омар, а военное - бен Ладен) оказалось невозможным. Между тем, американское общественное мнение требует от Буша решительных действий, включающих отстранение от власти в Афганистане движения Талибан и передачи ее "демократическому" правительству, Это невозможно без крупномасштабной сухопутной военной операции с участием влиятельных афганских политических сил.

Такой силой является Северный альянс, объединивший разгромленные в 90-х годах талибами афганские военно-политические группировки, воевавшие в 80-х годах друг против друга (например, генерал Р. Дустум входил в руководство НДПА и сохранял лояльность ее лидеру Наджибулле вплоть до его официального отказа от власти и вывода советских войск из Кабула, а взорванного террористами-смертниками 09.09.2001 г. А. Ш. Масуда те же советские войска так и не смогли выбить из расположенного в 30 км от Кабула Панджшерского ущелья), и контролирующий часть границы Афганистана с Таджикистаном и Узбекистаном. Однако отношения с антиталибской коалицией у администрации США были откровенно недружественные. В 80-90-х г. г. политика США в районе Персидского залива безальтернативно опиралась на С. Аравию и Пакистан, поддерживавших религиозно-политическую экспансию ваххабизма в Афганистане и на постсоветском пространстве. Политика же США была ориентирована на свержение нынешнего хомейнистского режима в Иране и вытеснение России из Средней Азии. Представлявшее Северный альянс на международной арене правительство президента Б. Раббани признавалось ООН и всеми государствами, кроме оказывавших поддержку талибам Пакистана, С. Аравии и США.

Т.о. конфликт с весьма влиятельным и пассионарно-агрессивным ваххабитским империализмом сделал администрацию Буша объективно заинтересованной в военно-политическом союзе с государствами СНГ и являвшимися в 90-х годах основным объектом военно-религиозной экспансии ваххабитского империализма. Это резко снизило давление со стороны США на развитие ситуации на постсоветском пространстве усилив воздействие региональных факторов. Основной проблемой внешней политики РФ стал вопрос о форме и степени участия РФ в военных операциях США в Афганистане и влияние этого участия на отношения РФ с мусульманским миром.

Официальная позиция администрации Путина, активно поддерживаемая центристкой коалицией ("Единство", "Отечество", "Нардеп", "Российские Регионы") и либералами (СПС, "Яблоко") сводилась к активной поддержке Россией американских военых усилий "в рамках международного права" и "активному сотрудничеству спецслужб", но без посылки российских войск в Афганистан для непосредственного участия в военных действиях. Фактически помощь старым российским союзникам в СНГ и Афганистане под флагом поддержки американских военных операций в Афганистане осуществлялась даже более активно, чем декларировалась. Со складов 201 мсд в Таджикистане вооруженным силам Северного альянса было передано значительное количество легкого и тяжелого вооружения, которое было использовано для формирования мощной ударной группировки регулярных войск, российские специалисты помогают в подготовке войск и ремонте стратегических дорог на севере Афганистана и т.д. Против любого участия в операциях США в Афганистане и за союз с исламским миром выступили, но за борьбу с чеченским тероризмом как частью международого выступили КПРФ и ЛДПР. Радикально-оппозиционные же националистические и коммунистические организации России выступают с антиамериканских позиций. После начала бомбежек 07.10.2001 г. территории Афганистана американскими самолетами с жесткой критикой американских действий стало выступать и руководство КПРФ. Однако никаких инициативных шагов стратегического значения, использующих снижение давления США на российскую внешнюю политику для скорейшего решения ее важнейших проблем ни претендующие на патриотизм власти, ни народно-патриотическая оппозиция во главе с КПРФ, ни радикальная оппозиция пока не предприняли.

Например, состоявшиеся 09.09.2001 г. президентские выборы в Белоруссии, завершившиися убедительной победой Лукашенко и фактическим провалом поддержанной Западом и частично Россией оппозиции, не были признаны США и Евросоюзом отвечающими "международным стандартам демократии", что сохраняло Белоруссию в положении государста-изгоя и создавало постоянную угрозу режиму Лукашенко. Однако теракт, объявление войны международному исламскому терроризму и заинтересованность США в союзе с поддерживавшей Лукашенко Россией отодвинули для США задачу "борьбы за демократию" в Белоруссии на третий план. Давление Запада на режим Лукашенко резко ослабло, и отношения Белоруссии с Западом улучшились, хотя на предложение Лукашенко об участии в военных действиях в Афганистане белорусских воинских частей, составленных из ветеранов войны в Афганистане, реакции со стороны США пока не поступило. Казалось бы, возникли предпосылки для безболезненнонемедленного проведения выборов в парламент Российско-Белорусского Союзного Государства, но ни одна политическая группировка в России, включая многочисленные коммунистические партии, этот вопрос даже не поставила.

Аналогична ситуация и во внутренней политике РФ.

Основные респектабельные политические силы РФ в первый момент после теракта 11.09.2001 и войны, объявленной конгрессом США любому государству мира, которое администрация Буша сочтет пособником "международных террористов", боясь попасть в число государств - покровителей терроризма, дружно гасили и замалчивали стихийные антиамериканские вспышки в стране создавая телевидимость всеобщего возмущения терактами и сочувствия Америке. Это не составило большого труда, поскольку в отличие от реакции на американскую агрессию против Югославии 1999 г. стихийный антиамериканизм-2001 имел преимущественно ехидно-выжидательный характер, а скорбь и сочувствие Америке очень узкой прослойки американизировано-космополитической интеллигенции была весьма активной.

Когда "международный терроризм", против которого будет направлена американская "операция возмездия", был определен как возглавляемое Усама бен Ладеном экстремистское крыло созданного С. Аравией интернационального ваххабитского движения и его афганского отделения Талибан, в центр политической жизни РФ вопрос о борьбе с международным терроризмом в двух ипостасях - участие в создаваемой США антитеррористической коалиции и антитеррористическая операция в Чечне, которую администрация Путина и поддерживающая его центристская коалиция объявили борьбой с напавшим на США международным терроризмом, которую Россия до сих пор вела одна, а теперь к ней наконец присоединилась Америка и весь цивилизованный мир. Российские либералы вновь проявили себя большими американскими патриотами, чем сами американцы, и выступили за участие России в антитеррористических военных действиях США и НАТО, одновременно отказываясь признавать антитеррористическую операцию в Чечне борьбой с международным терроризмом.

В целом основные тенденции развития внутриполитической ситуации в России за первый месяц после терактов в Нью-Йорке и Вашингтоне и объявлению США войны международному терроризму в лице Усамы бен Ладена не претерпели заметных содержательных изменений. Ее продолжали определять тенденции, сформировавшиеся в августе 2001 г.: пробуксовка столкнувшихся с массовым пассивным сопротивлением среднего аппаратного звена "институциональных реформ" Грефа-Суркова; приобретший стихийный характер передел собственности на всех уровнях; складывание новой политико-идеологической структуры РФ как сочетание процессов укрупнения политических организаций, работы администрации президента по созданию трехпартийной (либеральные патриоты + патриоты-центристы + патриотические социалисты-рыночники) системы и дальнейшего ослабления позиций либеральной идеологии, лишающее смысла существование отдельных от партии власти либеральных организаций; безуспешные попытки администрации президента сочетанием спецопераций с административным нажимом добиться поддержки действующего президента со стороны всех политических организаций РФ, ведущие к деградации как старых, так и новых политструктур. При этом ослабление внешнего давления, с одной стороны, усилило тенденцию к разрушению политической и, отчасти, социально-экономической структуры ельцинской России.

Обостряется социально-экономическая ситуация в стране. Массированный передел собственности на всех уровнях (от гигантского Газпрома до маленького ОЗТМиТС) превратился в настоящее стихийное бедствие. На практике он осуществляется по-разному. В Газпроме после прихода к руководсту на собрании акционеров связанного с Путиным А. Миллера произошла полная смена руководства, на Мосэнерго борьба шла преимущественно с использованием службы судебых приставов, на ОЗТМиТС борьба велась в основном внутри структур исполнительной власти (Минэкономразвитие, МВД, Минпромнауки, Администрация президента и т.д.). Однако, поскольку ни исполнительная, ни судебная власть не в состоянии регулировать борьбу за собственность, ее типичным проявлением стала силовая борьба за физический контроль над предприятием конкурирующих администраций, избранных на альтернативных собраниях акционеров (металургический комбинат в Н. Салде Свердловской обл., Усть-Илимский лесоперерабатывающий завод в Иркутской обл., Александровский радиозавод во Владимирской обл. и т.д.).

Положительной стороной данного процесса следует считать то, что базовый элемент "институциональных реформ" Грефа-Суркова - обвальная приватизация остатков госсобственности, видимо, в нем захлебнулся. Об этом говорят, в частности, тенденции в прибыльных нефтедобывающей и атомной промышленности, особенно борьба Минатома за восстановление госконтроля над обслуживающим его предприятия Конверсбанком, приватизированным МДМ-банком (с момента основания возглавлялся влиятельным "семейным" олигархом А. Мамутом, ушедшим в отставку в этом месяце).

О конце "либерального зигзага" в политике президента Путина говорит и возврат к проекту объединения в ноябре 2001 г. в единую центристскую партию "Единства", "Отечества" и примкнувшего к ним движения "Вся Россия" (под этой маркой выступает и большая часть депутатской группы "Регионы России") с рабочим названием "Единое Отечество" во главе с сопредседателями С. Шойгу, Ю. Лужковым и О. Морозовым. Вопрос был решен на заседании Генерального совета Союза "Единства" и "Отечества" 3 октября (был также согласован единый список кандидатов в Мосгордуму, в котором за кандидатами "Единства" резервировалось 10 округов из 35) и утвержден на съездах движений "Отечество" и "Вся Россия", состоявшихся 13.10.2001. Проект объединения "Единства" с либерально-американизаторским СПС похоронили итоги губернаторских выборов в Н. Новгороде, где ставленник основного лоббиста этого проекта полпреда президента по Приволжскому федеральному округу С. Кириенко (И. Скляров) потерпел сокрушительное поражение от коммуниста Г. Ходырева. Тем не менее, противники создания единой центристской партии на базе объединения "Единства" и "Отечества" в партии власти оказывают данному проекту ожесточенное сопротивление. В московской организации "Единства" пришлось провести кадровую чистку от противников блока с "Отечеством" на предстоящих в декабре выборах в Мосгордуму (член Политсовета МГО В. Петрухин и др.), выступавших с персональными нападками на Шойгу и Лужкова. На родине Шойгу в Туве региональная организация "Единства" и правительство республики выступили против объединения с "Отечеством" и провалили поддержанного им кандидата на довыборах в Госдуму банкира В. Норгу. Тем не менее, вопрос о создании левоцентристского "Единого Отечества" ("Отечество", в частности, активно развивает связи с влиятельной в Социнтерне Шведской социал-демократической партии, пытясь использовать ее опыт в собственном партстроительстве) можно считать решенным.

Противники данного проекта в партии власти и президентской администрации поддержали преобразование движения "Народный депутат" в не примыкающую ни к левым, ни к правым Народную партию России во главе с Г. Райковым, идеология которой (укрепление вертикали власти, восстановление смертной казни, предоставление сельскохозяйственных земель только тем, кто хочет и может на них трудиться, с испытательным сроком и под строгим контролем государства, жесткий контроль за деятельностью естественных монополий и стабилизацию цен на их продукцию, расширение централизованного экономического планирования, принятие 4-5-летней программы развития национальной экономики и поддержки малого и среднего бизнеса, восстановление общественного контроля над расходованием государственных средств, активную поддержку соотечественников на территории бывших республик СССР) очень похожа на декларации Шойгу образца 1999 г. НПРФ собирается поддерживать президента Путина, но не собирается объединяться с "Единством".

Объединение "Единства" с "Отечеством", выдвижение единого списка на выборах в Мосгордуму и возможность переноса поддержки со стороны администрации президента с СПС на претендующих на ту же нишу горбачевско-титовской ЕСДПР или возглавляемой губернатором Прусаком Демократической партии России способно поставить под вопрос само существование СПС в ее нынешнем виде политической организации перестроечных радикал-реформаторов. Тем более, что, как показывает скандал с избранием председателем Исполкома С-Петербургского отделения СПС вопреки рекомендациям И. Хакамады и А. Чубайса бизнесмена с сомнительной репутацией Э.Сергеева, внутри СПС существуют силы, выступающие против ее нынешних лидеров.

Официальный выход из "Яблока" группы лиц во главе с бывшим главой московской организации "Яблока" личным другом Д. Сороса и членом Оргкомитета Гражданского форума В. Игруновым может привести к полному провалу "яблочных" кандидатов на выборах в Мосгордуму и началом конца этой претендующей на порядочность партии космополитической интеллигенции, поскольку на ее электорат претендуют создаваемые президентской администрацией ЕСДПР Горбачева-Титова и СЕПР Рыбкина-Подберезкина.

В августе и в начале сентября в рамках "либерального зигзага" путинская партия власти продолжала открытый административный нажим на КПРФ (снятие 1-го секретаря Ростовского обкома КПРФ Л. Иванченко с губернаторских выборов в Ростовской обл.; административный нажим, приведший к прекращению финансирования кандидата КПРФ на довыборах в Госдуму в Амурской обл. секретаря ЦК СКМ РФ И. Новикова, проигравшего победителю 286 голосов и т.д.), который не привел к ослаблению влияния КПРФ в обществе. Однако прошедшие в сентябре очередной Пленум ЦК КПРФ (официально посвященный протестному движению) и I Конгресс патриотов России показали, что глубое врастание во власть и бизнес руководства КПРФ не позволяет партии отойти от стратегии переговоров с реформаторской партией власти и поставить задачу направить стихийные протестные выступления против нынешнего режима. Поэтому, когда в середине сентября администрация президента вновь перешла к поиску комромиссов с руководством КПРФ на базе кадровых компромиссов, настроенное на сотрудничество с государственно-патриотическим крылом партии власти руководство КПРФ легко согласились с этим. Результаты этих переговоров выглядят многообещающе. В частности, состоявшийся в конце сентября чрезвычайный съезд Компартии Республики Саха-Якутия выдвинул кандидатом в президенты федерального инспектора по Якутии, Магаданской и Амурской обл. Р. Шипкова в паре с лидером КПРСЯ А. Алексеевым в качестве кандидата в вице-президенты.

Достижению долговременных договоренностей стратегического порядка мешает жестко оппозиционный настрой партийного актива КПРФ, поскольку делится властью президентское окружение готово лишь в случае официального заявления партии о поддержке президента Путина. Пытаясь решить эту проблему путем изоляции последовательно оппозиционных партийных активистов среднего звена, объективно выступающих против беспринципных компромиссов, руководство КПРФ фактически подрывает работоспособность своих партийных организаций.

Примером именно этой тенденции в оргстроительстве современной КПРФ может служить упоминавшийся в предыдущей аналитичке конфликт в КПРФовском комсомоле, вызванный необходимостью избрания нового лидера организации, поскольку 1-й секретарь СКМ РФ К. Жуков достиг 40-летнего возраста. Готовясь к будущей отставке Жуков еще в 1998 г. при поддержке партийного руководства сначала окончил соответствующие курсы и получил лицензию на право быть арбитражным управляющим, а затем стал участвовать в управлении некоего обанкроченного Камчатского пароходства, что принесло и партии, и ему лично определенные средства для осуществления политической деятельности, одновременно поставив в зависимость от определенных аппаратных и коммерческих кругов. После того, как на губернаторских выборах в Камчатской обл. победил 1-й секретарь обкома Машковцев, эти круги предложили Жукову немедленно возглавить крупный бизнес-проект на Камчатке, выгодный как ему лично, так и руководству КПРФ, но при условии определенных кадровых и политических изменений в руководстве СКМ. Попытки осуществить эти изменения в течение последнего года привели к склокам в руководстве и общему кризису КПРФовского комсомола, расколу и параличу его московской организации. Причем конца этого процесса пока не видно.

Другим также упоминавшимся примером является участие КПРФ в борьбе за контроль над Александровским радиозаводом, где орготдел КПРФ во главе с В.А. Купцовым, получавший "черный нал" на партийные нужды от созданной под покровительством ельцинской семьи "черной схемы" производства и сбыта телевизоров из импортных деталей, вынужден использовать для ее сохранения не только свое руководящее положение в КПРФ для борьбы с подымающим отечественное производство телевизоров директором - членом КПРФ, но и президентскую Службу Охраны для провоцирование пикета, организованного редакцией газеты "Совет Рабочих Депутатов".

ПРИЛОЖЕНИЕ. Особенностью нынешнего кризиса стало то, что обладающий мощными финансами, сильными вооруженными силами и ядерным оружием складывающийся исламский союз аравийских государств и Пакистана во главе с С. Аравией впервые выступил в качестве самостоятельного центра силы. Этот центр сознательно создавался США в 80-х годах ХХ века как антисоветско-ваххабитский военно-политический союз истинных мусульман и обрел собстенную логику развития после разрушения СССР и возникновения мировой американской империи. Политико-идеологическая линия интернационала исламских экстремистов во главе с бен Ладеном, связанным кланово-кумовскими узами не только с династией Саудидов и другими нефтянными шейхами, но и американской правящей верхушкой, включая семейство Д. Буша (их отцы дружили и они знают друг друга), объективно отражает претензию пассионарного саудовско-ваххабитского империализма на гегемонию в созданной американским либеральным империализмом мировой империи.

Ваххабизм, часто определяемый европейскими религиоведами как исламский протестантизм, является государственной религией С. Аравии, основой ее политико-идеологической самоидентификации от мусульманских Ирака, Ирана, Египта и др., не признающих ее претензии на положение гегемона арабского и исламского мира, базирующиеся на обладании мусульманскими святынями, огромных нефтянных запасах, финансовой мощи и особых отношениях с США. Обязательным условием финансовой и политической помощи С. Аравии развивающимся странам является свобода миссионерской деятельностью проповедников-ваххабитов, весьма успешной в Пакистане, Афганистане, постсоветском пространстве, Черной Африке и развитых странах Запада. Т.е. олицетворяемое Усамой бен Ладеном экстремистское течение ваххабизма нельзя рассматривать изолированно, оно является органичной частью государственой политики, проводившейся в ХХ веке респектабельными "верхами" нефтедобывающих стран Аравийского полуострова, органично вписанными в американизированные мировые "верха".

 

14 октября 2001 г.



Все содержание (L) Copyleft 1998 - 2024