БЛИЦ (Бюллетень Левого Информцентра) N 07(474) от 11 февраля 2001 года
Доклады аналитической группы лиц от 11 февраля 2001 года
Первым крупным знаковым проявлением в отношении России методов политики
новой администрации США по управлению миром явился арест Секретаря Союза
России и Белоруссии П. П. Бородина, символизирующий переход от в какой-то мере
преимущественно "политики пряника" к "политике кнута", т.е. неприкрытого силового
давления на остальные субъекты мирового процесса и демонстрации своей
безнаказанности.
В России это было использовано либеральным крылом путинской группировки
при поддержке части силового окружения (ФСБ) для исключения фактора Лукашенко
(как наиболее серьезной альтернативы Путину) и опирающейся на него внутрироссийских
группировок из интегративных процессов на территории бывшего
СССР. Назначенный Касьяновым новый секретарь Союза России и Белоруссии Селиванов
начал меры по фактической ликвидации структур Секретариата Союза. Это
дает основание предположить, что основным направлением интеграционной политики
российского руководства станет не создание единого союзного государства,
а формирование более тесного, чем в настоящее время, конфедеративного
объединения государств, входящих в СНГ, при доминирующей роли России.
В номенклатурной верхушке коммунистического движения процессы обострения
соперничества пропутинской и пролукашенковской группировок привели к откровенному
расколу в существовавшем объединении коммунистических партий бывшего СССР -
СКП-КПСС (как уже выражаются шутники, на СКП и КПСС). Пропутинское крыло,
возглавляемое руководством КПРФ, объединяющее, прежде всего, партии,
декларирующее использование в борьбе за власть выборных процедур, традиционно
(с момента создания СКП-КПСС) стремится превратить СКП-КПСС в конфедеративный
Союз компартий при доминирующей роли КПРФ. Возглавляющая пролукашенковское
крыло СКП-КПСС группа О. С. Шенина, традиционно выступавшая за
создание более централизованных структур в комдвижении, потеряв в результате
ряда тактических ошибок влияние в номенклатурной верхушке, оказалась вынужденной
опереться в борьбе с зюгановским крылом в основном на партии, ориентированные
на революционный путь изменения общественного строя.
Во внутрироссийских процессах консолидации левой части комдвижения обозначилось
два центра: номенклатурный - Шенин и К, поддержанный В. И. Анпиловым, и партии
Роскомсоюза, среди которых руководство РПК прямо заявило о нежелании Шенина
в качестве объединителя, а руководство РКРП занимает позицию
"критической поддержки" группы Шенина, выражая нежелание участвовать в совместных
инициативах с Анпиловым.
Одной из наиболее широких объединительных инициатив леворадикальной оппозиции
в 2000г. явилось движение против принятия разработанного по требованиям МВФ
правительственного проекта КЗоТ, призванного юридически узаконить
фактически сложившийся неоколониальный характер рынка труда в РФ. Однако после
отказа правительства от срочного продавливания этого проекта в результате
очередного компромисса с руководством КПРФ (сопровождавшегося переходом к
к открытой поддержке "проекта восьми" части фракции "Единство" и депутатской
группы "Народный депутат"), исходная цель движения фактически была достигнута.
Возник кризис движения, оно раскололось. Однако наметившиеся в последнее
время тенденции к налаживанию взаимодействия основных субъектов
радикально-оппозиционного движения против правительственного КЗоТ (профсоюз "Защита",
МРП, ДРП, РКРП) с некоторыми оргцентрами левого крыла КПРФ (Самарский
обком, МГК СКМ РФ) на основе совместной поддержки проекта КЗоТ Авалиани-Шеина
с целью внесения в фактически взятый за основу в рамках компромисса правительства
и руководства КПРФ "проекта восьми" поправок, защищающих интересы
людей труда и активистов рабочего движения, создает предпосылки для его дальнейшего
развития как широкого блока левой оппозиции, способного конкурировать с другими
аналогичными инициативами (создание КПСС, Роскомсоюз).
Внесенный в Госдуму президентский проект закона о политических партиях
по замыслу президентской администрации должен способствовать организационному
оформлению союза "партии власти" и КПРФ (превращающихся в единственных
полноправных политических субъектов) путем ликвидации политической самостоятельности
как представляющих хорошо оплачиваемые корпоративные интересы
"электоральных" партий Чубайса, Жириновского, Явлинского и им подобных (машины
для выборов, состоящие из оплачиваемых профессионалов), так и независимых от
КПРФ компатриотических структур. Однако значение юридического статуса,
позволяющего самостоятельно участвовать в выборах в качестве легальной
политической партии, существенно различно для частных политических фирм Чубайса
(ДВР), Жириновского (ЛДПР), Явлинского ("Яблоко") и др. и примыкающих
к "партии власти" демократической и патриотической части политического спектра
(конструктивная оппозиция) и для не участвующих непосредственно в респектабельной
политике ориентированных на непарламентскую борьбу с компрадорским режимом
радикально оппозиционных патриотических и коммунистических организаций
(партии Роскомсоюза, Союз офицеров и др.).
Для представленных в Думе частных политических фирм это вопрос выживания,
поскольку государственное финансирование политических партий в сочетании с
госконтролем за партийными финансами, существованием реальных парторганизаций,
санкциями Минюста за нарушения не позволит спонсорам этих структур оплачивать
их лоббистские услуги в случае малейшего недовольства исполнительной власти.
Ясно, что в такой ситуации спонсоры перейдут к лоббизму
внутри партии власти, прекратив финансирование дорогостоящей конструктивной
оппозиции.
Имеющие довольно многочисленный актив и внушительное число сторонников
в разных слоях российского общества радикальные компатриотчисекие организации,
в целом провозглашающие свержение существующего режима целью своей политической
деятельности, закон о политических партиях, жестко регламентирующий деятельность
партий, ведущих борьбу за власть в рамках существующего режима, ставит перед
дилеммой: либо отказ от своих программных целей, либо переход к
незарегистрированной деятельности с возможным созданием специальных
организаций для ведения предвыборных кампаний и парламентской работы. В целом
левые коммунисты не проявили серьезной заинтересованности в развернутой
либералами кампании за смягчение основных положений президентского проекта
закона о партиях (запрет на участие в выборах движений и региональных партий,
установление жесткого контроля за партийной жизнью вообще и партийными
финансами в особенности, высокая численность, государственное финансирование).
Исключением оказался лидер леворадикалов, депутат Госдумы О. Шеин, внесший на
рассмотрение Думы альтернативный проект закона о партиях.
Та же проблема стоит и перед КПРФ, поскольку в президентском проекте
закона о политических партиях предлагается, к примеру, запрет создания политических
партий по признакам социальной принадлежности. Т.е. для того, чтобы
воспользоваться свои положением единственной настоящей политической партии и
официально получить доступ к рычагам власти, КПРФ должна окончательно отказаться
от программы, целей и лозунгов, под которыми она создавалась в 1993г.
11 февраля 2001 г.
|