Rambler's Top100

РПК
Российская Партия Коммунистов

(Региональная Партия Коммунистов)
 
English
Deutsch

Коммунист Ленинграда

Советское Возрождение

 

Mail to Webmaster rpk@len.ru

Группа РПК
в Контакте

ЖЖ РПК

TopList

 

БЛИЦ (Бюллетень Левого Информцентра) N 11(478) от марта 2001 года

 

Доклады аналитической группы лиц от марта 2001 года

 

В текущем месяце важнейшим событием внутриполитической жизни РФ стали публично-политические результаты курса В. Путина на быструю экономическую и политическую интеграцию России с Украиной и Молдавией посредством сговора их правящих верхушек, одним из элементов которого стало создание в них филиалов или аналогов российской партии "Единство". Следом за Приднестровской Молдавской Республикой, где после осенних парламентских выборов основным соперником возглавляемой президентом И. Смирновым правящей верхушки стало возглавляемое Г. Маракуцей движение "Единство", оттеснившее на второй план связанных с группой О. С. Шенина местных коммунистов, аналогичный процесс пошел и в Молдове. Почти все политические структуры и лидеры, доминировавшие в политической жизни Молдовы 90-х годов сошли со сцены. Прошедшие в парламент румынские националисты из ХДНП (бывший Народный фронт) выглядят маргиналами, а основными респектабельными политическими силами Молдовы стали создавашийся при прямом участии лидера российского "Единства" главы МЧС С. Шойгу Центристский Альянс во главе с бывшим президентом АН МССР Брагишем и жестко связанная с руководством КПРФ Партия коммунистов Респубики Молдовы, проведшая выборы под лозунгом присоединения Молдовы к Союзу России и Белоруссии.

Однако для Путина, стремящегося использовать расширение реинтеграционных процессов в СНГ для недопущения превращения президента Белоруссии А. Лукашенко в харизматического лидера российско-белорусского Союзного государства, присоединение к нему не имеющей общей границы ни с Россией, ни с Белоруссией Молдавии не имеет ценности, если Украина не последует этому примеру.

Нынешний политический кризис на Украине развивается на фоне оставшегося незавершенным предшествующего противостояния левых (КПУ, Селянская партия, ВСР), возглавивших массовые выступления социального протеста, с поддерживавшей Кучму коалицией правых, сместившей с должности спикера ВР союзника КПУ лидера Селянской партии Ткаченко. Осенью 2000г. эта коалиция раскололась, и внутри правого лагеря развернулась ожесточенная борьба.

Атака на Л. Кучму (кассетный скандал, начавшийся с публикаций в западных СМИ и продолженный выступлениями А. Мороза в Киеве) со стороны наиболее агрессивных кругов американского истеблишмента и связанных с ними эмигрантских польско-украинских националистических кругов, использовавших финансовое давление МВФ и свою агентуру в украинских верхах (В. Ющенко, Ю. Тимошенко, А. Мороз), недовольных укреплением экономических связей Украины с РФ (приватизация крупных промышленных предприятий на Востоке и Юге Украины закончилось в пользу российских монополистических групп, что предполагает восстановление нарушенных в 90-х гг. хозяйственных связей единого народно-хозяйственного комплекса СССР) была неожиданно поддержана пропутинской группировкой восточноукраинских олигархов (они же региональные бароны восточноукраинских областей), недовольных бесцеремонностью и жадностью личного клана ("семьи") Кучмы (бывший глава СБУ Деркач и др.). Борясь за выживание, Кучма отправил в отставку ставленников своей "семьи", возглавлявших МВД и СБУ, и передал оперативный контроль над силовыми структурами секретарю Совбеза Марчуку, чем обеспечил себе поддержку Путина и восточноукраинских олигархов.

Поддержка, оказанная в декабре 2000г. президенту Кучме со стороны Путина и загнанных им ранее в РСПП российских олигархов во главе с Вольским, резко изменила политическую ситуацию на Украине. Олигархи и региональные бароны В. Украины перешли на сторону президента Кучмы, и в антикучмовский Форум национального спасения (ФНС) вошли только непосредственные проводники клинтон-соросовской политики форсированной американизации мира и немедленного установления прямого военно-административного контроля США и НАТО над постсоветским пространством по образцу Югославии - ориентирующаяся на премьера Ющенко партия "Реформы и порядок", "Батьковщина" Тимошенко, Соцпартия во главе с Морозом и националистические движения (РУХ, УНА-УНСО и т.д.).

Т.о. начало 2001г. на Украине ознаменовалось открытым противостоянием 3 политических центров: поддерживаемого российскими либералами (СПС и "Яблоко") проводившего кампанию "Украина без Кучмы" ФНС, расположившего свою штаб-квартиру в посольстве США, поддерживаемого премьер-министром Ющенко и номинально возглавляемого лидером Соцпартии Морозом; сторонники открыто поддерживаемого президентом РФ Путиным и РСПП президента Украины Кучмы; формально требующий отставки и Кучмы, и Ющенко левый блок, включающий КПУ, ВСР, Селянскую партию Ткаченко, прогрессивно-социалистическую партию Н. Витренко и примыкающие к ним более мелкие группировки, поддерживаемый КПРФ и НПСР.

Руководство КПУ в противостоянии Кучмы и Ющенко все откровеннее делает ставку на компромисс с президентом. После опубликования в печати письма трех бывших руководителей Советской Украины А. Ляшко, В. Фокина и В. Масола с призывом ко всем патриотическим партиям и блокам, включая коммунистов объединится против направляемой из-за рубежа попытки заговора и государственного переворота со стороны лидеров ФНС и премьера Ющенко начались активные консультации Администрации Кучмы с руководством КПУ о создании коалиционного правительства с участием основных кандидатов на пост премьер-министра после намечаемой на апрель отставки Ющенко (В. Медведчук и С. Тигипко). Однако последовавший после победы ПКРМ на выборах в Молдове окрик из Вашингтона (заявления госдепартамента США и все того же Сороса, прямо требующих от президента Кучмы передать реальную власть премьеру Ющенко) демонстрирует зависимость этих проектов от внутриполитических процессов США и развития российско-американских отношений.

В текущем месяце в США продолжалась ожесточенная, нарушающая неписанные традиции американской политической жизни борьба команды президента Буша против бывшего президента Клинтона, его родственников и ближайшего окружения (разбирательство с президентскими помилованиями миллиардера М. Рича и т.д.). Ходят слухи, что в рамках этой разборки американская администрация предлагает российскому руководству продать сведения о незаконном финансировании предвыборной кампании Гора из российских источников (команда Чубайса и Касьянова). Одновременно команда Буша продолжает формирование своей стратегии поддержания американской гегемонии в мире с ориентацией на извлечение из нее непосредственных материальных и политических выгод. Это предполагает осуществление прямого американского вмешательства только в случае прямой угрозы американских интересам, а не по идеологическим мотивам и, следовательно, большую автономию существующих государств в рамках уже сложившихся механизмов американской мировой империи. Применительно к постсоветскому пространству такой подход автоматически поднимает вопрос об изменении политики США к экономической реинтеграции прежнего СССР, поскольку без нее западные кредиторы никак не могут расчитывать получить долги с возникших из советских республик "независимых государств". Это создало определенные внешнеполитические предпосылки для активизации реинтеграционной политики РФ в СНГ методами закулисного маневрирования в мировой финансово-политической олигархии, и вопрос в том, сумеет ли окружение Путина и руководство КПРФ наладить совместные действия для их использования в решения общегосударственных задач и решатся ли постсоветские "верхи" реально опереться на народные массы стран СНГ.

Ухудшение коньюнктуры мирового нефтянного рынка (падение цен на нефть) обострило положение с выплатой долгов РФ, в первую очередь Западной Европе. Потребовалась корректировка бюджета страны на 2001г. Это вызвало обострение борьбы вокруг стратегии социально-экономического развития страны на ближайший период. Кризис в энергетике Приморья, для решения которого были привлечены структуры МЧС, приведший к отставке его губернатора Наздратенко и постановке вопроса об отставке президента РАО ЕЭС А. Чубайса, резко обострил борьбу вокруг реструктуризации РАО ЕЭС России. Отставка Чубайса пока не состоялась, однако и отстаивающий необходимость сохранения единой и контролируемой государством РАО ЕЭС Наздратенко после своей "добровольной" отставки был назначен на пост главы Госкомрыбхоза. Ликвидация топливно-политического кризиса в Приморье при помощи МЧС и административно-командных методов управления экономикой ослабила позиции либералов в структурах власти, сторонники широко использования механизмов мобилизационной экономики для вывода страны из кризиса (С. Шойгу и др.) перешли в наступление. Увеличились шансы на реализацию разработанной экономистами РАН концепции реструктуризации, альтернативной проталкиваемому Чубайсом раздроблению и приватизации РАО ЕЭС с участием иностранного капитала.

В этой ситуации либеральное крыло "партии власти" при поддержке СПС и "Яблока" под предлогом обеспечения выплаты внешнего долга попыталось протащить через Госдуму принципиальное решение о масштабной приватизации естественных монополий. Это должно было обеспечить начало практической реализации новой волны либерально-рыночных реформ Грефа-Касьянова без обсуждения в Администрации президента, правительстве и Госдуме альтернативной программы экономического развития страны, разрабатываемой губернатором Хабаровского края Ишаевым под эгидой возглавляемого президентом Путиным президиума Госсовета. Однако данная попытка была сорвана активными действиями фракций КПРФ, ОВР м АПДГ.

Активизация либерального крыла "партии власти" на фоне новых экономических провалов и роста социальной напряженности в стране вызвали рост идеологических и организационных противоречий внутри КПРФ. Пытаясь сгладить эти противоречия, сохранить организационное единство партии и свое руководящее положение в ней, Зюганов вновь заявил о наличии в стране "системного кризиса" и переходе в оппозицию президенту и правительству, поставив задачу "обеспечить долгосрочное развитие страны без экспериментов и шоковой терапии". Это не означает разрыва отношений между КПРФ и "партией власти", верхушка КПРФ и окружение Путина продолжают торговаться об условиях сотрудничества и дележе власти. Руководство КПРФ не только поддерживает внешнюю политику Путина, но и стало непосредственно участвовать в ее проведении. Принципиально новым моментом во взаимоотношениях исполнительной власти РФ с руководством КПРФ стало участие 1-го зампреда ЦК КПРФ В. А. Купцова в официальной делегации во главе с Путиным во Вьетнам. Кремль и руководство КПРФ фактически координируют свои действия в Молдавии и Украине (вряд ли можно иначе объяснить отказ руководства ПКРМ от всех своих предвыборных обещаний на следующий день после триумфальной победы на выборах и фактическую поддержку Кучмы со стороны парламентских фракций КПУ и ее союзников после заявления Путина о поддержке Кучмы в условиях непрерывных нападений поддерживающих Кучму националистических боевиков из "Трезуба имени Степана Бандеры" на руководящие органы КПУ в Киеве). Стремление Зюганова лично возглавить СКП-КПСС следует рассматривать как попытку монополизации закулисных контактов с "партией власти" в рамках совместно проводимой политики реинтеграции России, Украины и Молдавии с оттеснением от них группировки О. С. Шенина.

Тем не менее заявление Зюганова о переходе КПРФ в оппозицию к политике президента и правительства нельзя назвать чисто демагогическим - позиция партии существенно изменилась, и в текущем месяце ее конфронтация с исполнительной властью по проблемам внутренней политики была достаточна заметна. Например, в Думе фракция КПРФ солидарно голосовала против поправок к бюджету, переадресовывающих дополнительные доходы с социальных и инвестиционных проектов на выплату внешнего долга, была единственной, проголосовавшей против президентского закона о партиях (несмотря на имевшие место ранее заявления о поддержке этого проекта, а так много шумевшие о его антидемократичности либералы проголосовали "за") и поставила вопрос о доверии правительству Касьянова. Руководство КПРФ поддержало всероссийские акции протеста учителей и работников авиационной и космической промышленности, хотя их масштабы выглядят не слишком убедительно. Однако во всех этих случаях позиция президента Путина не была четко выражена, и реально руководство КПРФ конфликтовало не с режимом в целом и не лично с президентом, а с отдельными клановыми группировками ("либерально-криминальными") "партии власти", обращаясь к президенту с призывами поддержать предложения народно-патриотических сил, включая "государственно-патриотические" группировки самой "партии власти". Причем клановая борьба внутри "партии власти" оказывается одновременно и фракционной борьбой внутри руководства КПРФ. Особенно ярко это проявилось после заявления Зюганова о решении КПРФ внести в Думу вотум недоверия правительству Касьянова.

Политический кризис, возникший после заявления Зюганова, нарастал постепенно. Сразу после выступления Зюганова 20 февраля представители "партии власти" начали шумную антикоммунистическую кампанию, в которую активно включились "большие" СМИ. Причем громкие обвинения в дестабилизации и нежелании конструктивно работать и угрозы отобрать у коммунистов руководство ключевыми комитетами Госдумы, скорее повышающие авторитет руководства КПРФ среди своего актива и электората, сопровождались болеее серьезными обвинениями в незаконном финансировании избирательных кампаний КПРФ группой МИКОМ. Арест главы МИКОМ М. Живило в Париже (по обвинению в организации покушения на А. Тулеева) и возможная передача его российским правоохранительным органам создают объективную основу для выдвижения конкретных обвинений отдельным членам руководства КПРФ. Широко известно, что отбиваясь от связанного с группировкой Шенина губернатора Кузбасса Тулеева (широко финансировавшего КПРФ после своего прихода к власти в Кузбассе), финансовая группа МИКОМ сумела обеспечить себе поддержку конфликтующих с Шениным фракций Зюганова и Селезнева, а вопрос о финансировании КПРФ МИКОМом активно поднимался лично Тулеевым. При этом никто не сомневался, что вопрос об отставке правительства не стоит, и количество депутатов, которые проголосуют за отставку правительства все наблюдатели оценивали в 150 голосов.

Однако 5 марта (после выборов в Молдове и заявлений Д. Сороса и Госдепа США с требованием передачи реальной власти на Украине премьеру Ющенко, что должно поставить под контроль США украинскую внешнюю политику и сорвать планы Путина по политической интеграции Украины и России) руководство партии "Единство" неожиданно превратило данный конфликт в полноценный политический кризис: зампред Политисполкома "Единства" Ф. Клинцевич заявил о поддержке внесенного КПРФ вотума недоверия правительству со стороны фракции "Единство". Его поддержали Грызлов и Шойгу. В СМИ начались спекуляции вокруг возможности роспуска Думы и проведении внеочередных выборов. На авансцене российской политической жизни в лучших традициях ельцинской России началось шумное представление для Запада под названием "борьба реформаторской "партии власти" с коммунистами" под лозунгом полного уничтожения их влияния на политику РФ (декларируемый прогноз внеочередных выборов в Думу - КПРФ - 15%, "Единство" - 50% голосов избирателей). Однако реальные политические процессы, которые маскирует этот спектакль, имеют совсем иное направление. Из трех лидеров "Единства", непосредственно участвовавших в провоцировании кризиса (Клинцевич, Грызлов, Шойгу), прямой интерес для таких действий имеет только лидер "Единства" Шойгу, начинавший свою карьеру под покровительством упоминавшегося Шенина, входящего в "государственно-патриотическую" (по терминологии Зюганова) группировку "партии власти" и активно занимающегося проведением публичной составляющей реинтеграционной политики Путина в Молдавии и Украине (сейчас российские спасатели борются со стихийными бедствиями в Закарпатье, создавая при помощи пропрезидентских СМИ имидж "человека дела" еще и президенту Кучме). При этрм Шойгу заявил, что президенту Путину от имени партии "Единство" представлены конкретные предложения по реорганизации правительства, деятельностью которого "Единство" недовольно. В руководстве КПРФ связанный с Шениным секретарь ЦК по оргвопросам С. Потапов открыто добивается смещения В. Купцова, претендуя на его должность и контроль над партаппаратом, а 1-й секретарь МГК А. Куваев ведет аппаратное наступление на Зюганова. 6 марта Л. Слиска и Райков, представляющие иные, чем Шойгу, группировки "партии власти", выступили за голосование в поддержку правительства. Аналогичную позицию занял и лидер либерально-социалистического крыла КПРФ Г. А. Селезнев.

В прошедшем месяце набирающий силу процесс восстановления единого политического пространства прежнего СССР сделал парламентские выборы в Республике Молдова важнейшим событием для российского комдвижения. ПКРМ по результатам выборов располагает конституционным парламентским большинством и может не только провести своих кандитатов на посты спикера парламента, президента, премьера, самостоятельно сформировать правительство, но и принять любые законы, включая изменение Конституции. В СКП-КПСС Воронин изначально был человеком Е. И. Копышева, а ПКРМ всегда однозначно поддерживало руководство КПРФ и лично Г. А. Зюганова во всех конфликтах. Т.е. политика руководства ПКРМ в Молдове позволяет прогнозировать политику руководства КПРФ в случае взятия власти в России.

Фактически руководство ПКРМ демонстрирует готовность выполнять любые совместные решения руководителей России (Путин) и зюгановского СКП-КПСС при полном игнорировании настроений и интересов своего актива, массовой базы и молдавского народа. Это стало возможным только из-за отсутствия давления на ПКРМ слева, поскольку левые коммунисты Молдовы (движение "Единство", Соцпартия) совершили политическое самоубийство, пойдя на нынешние выборы в составе созданного под эгидой и. о. президента Молдовы П. Лучинского.

Руководство КПУ и КПРФ объективно более связано в своем аппаратном маневрировании как из-за наличия внутри них заметного левого крыла, так и существования достаточно сильных левых компартий (СКУ, ПК(б)У, ВКПБ; РКРП и др.). Однако российские левые коммунисты фактически не имеют собственной политической линии по актуальным проблемам начавшейся реинтеграции постсоветского пространства. Инициатива РКРП по проведению референдума о пересмотре итогов приватизации и запрете продажи земли в России и других бывших союзных республиках вызвана организационными разборками в российском комдвижении (реакция на давления группы О. С. Шенина) и не пересекается с текущими политическими проблемами нынешних реинтеграционных процессов в СНГ. Ненамного ближе к быстро меняющейся политической текучке и традиционные декларации троцкистских групп о том, что единственной альтернативой империалистической борьбы американского и российского капитала в суверенных странах СНГ является братский союз народов, вставших на путь социалистического развития.

Погруженные в подготовку к предстоящей осенью борьбе вокруг КЗОТ и перекройкой партструктуры в свете нового закона о партиях левые коммунисты России не заметили ни развития интеграционных процессов в бывших советских республиках, ни превращения восстановления единого политического пространства прежнего СССР в один из рещающих факторов внутренней политики РФ и не попытались оказать даже минимального давления на политическую линию КПРФ и российского правительства в текущих реинтеграционных процессах. Политическая инициатива в реальной борьбе за объединение Украины и Молдавии с Россией оказалась в руках соглашательской комноменклатуры и используются ею для укрепления своего влияния на гораздо более радикальный политический актив и массовую базу комдвижения. Объединительные тенденции в комдвижении активно поддерживаются и российской исполнительной властью, пытающуюся на паях с постсоветской комноменклатурой создать двухпартийную систему ("Единство"-Компартия) уже не только в России, но и в других старанах СНГ. Т.е. сейчас создаются объективные предпосылки для реализации старого проекта поглощения российских левых компартий оргструктурами КПРФ. Все основные течения комноменклатуры - православно-патриотическое (Зюганов), советско-традиционалистское (Шенин), западническое (Селезнев) стремятся создать единую партию, ведя борьбу между собой за аппаратный контроль над будущей единой партией (патриотической у Зюганова, левоцентристской у Селезнева, советско-традиционалистской - в номенклатурном смысле - у Шенина).

В левокоммунистическом движении можно выделить идеологические течения, аналогичные комноменклатурным. Так, в анпиловской ТР очень заметна православно-патриотическая тенденция, а недавно возникшее леворадикальное ДРП имеет откровенно западнический характер. Организационным центром левокоммунистического движения, мешающим комноменклатуре добиться его маргинализации и полного подчинения, остается советско-традиционалистская РКРП. Поэтому вопрос о сохранении российского левокоммунистического движения как самостоятельной политической силы упирается в судьбу РКРП. После того, как летом прошлого года в момент создания КПС руководство СКП-КПСС неожиданно отказалось от курса на блок с РКРП, ее руководство вновь вернулось к линии на сохранение организационной самостоятельности партии. Однако ее проведение резко осложнилось после появления проекта закона о политических партиях. Из всех левокоммунистических партий только РКРП, сохранившая достаточно многочисленное и разветвленное по регионам представительство в законодательных органах разного уровня, многое теряет в случае перехода к незарегистрированной деятельности, в т.ч. и структурообразующую роль в левокоммунистическом блоке. В своем нынешнем состоянии после проведения дополнительной работы по расширению рядов РКРП может расчитывать на регистрацию в соответствии с новым законом о партиях, но только в случае, если на нее не будет оказано никакого административного давления - условие явно нереальное. И руководство РКРП (в первую очередь Тюлькин и Терентьев) предпринимает усилия для организационного укрепления партии посредством включения в нее различных организационно самостоятельных организаций и их частей, заняв несколько более умеренную позицию по спорным идеологическим и организационным вопросам (в этом плане характерны примирительные итоги обсуждения взаимоотношений с РКСМ(б) на январском Пленуме ЦК РКРП).

Самым неожиданным, можно сказать знаковым, выглядит идущий по инициативе руководства РКРП зондаж возможностей организационного объединения партии с троцкистско-госкаповским ДРП и/или составляющими его организациями. Эти переговоры выявили и проблемы, стоящие на пути превращения РКРП в единую партию левых коммунистов. Если к самой идее объединения "сталинистов" (РКРП) и "троцкистов" (ДРП) отношение в обоих организациях вполне терпимое, то необходимое для ее реализации изменение Устава партии (легализация разных идеологических платформ внутри партии) имеет мало шансов на официальное признание. Разумеется эти действия руководства РКРП являются продолжением постоянной борьбы за сохранение своей доминирующей роли в левокоммунистическом движении в условиях флирта руководства СКП-КПСС с анпиловско-шандыбинской "Трудовой Россией" и продолжающегося пропагандитского и административного нажима под лозунгом объединения коммунистов. Борясь за организационную самостоятельность, руководство РКРП пытается использовать противоречия между группировками Шенина и Зюганова, предагая свое посредничество, но связи с шенинской группировкой по-прежнему выглядят гораздо прочнее. Это подтверждает и официальный отказ Зюганова от предложение Пленума ЦК РКРП (28 января) об инициировании референдума о пересмотре итогов приватизации и запрета продажи земли в РФ.

Немногочисленное, но пользующееся значительной (по меркам комдвижения) финансовой и административной поддержкой западническое ДРП имеет довольно много (сравнительно со своей численностью) количество депутатов разных уровней, а ее шансы на самостоятельную регистрацию в соответствии с новым законом о политических партиях равны нулю, что и обеспечивает терпимое отношение верхушки составляющих ДРП троцкистских и госкаповских организаций к объединению со "сталинистами", поскольку альтернативой этому является вступление в селезневскую "Россию" или горбачевскую РОСДП. Попытки же использовать в качестве политической базы складывающийся вокруг лидера ДРП и профобъединения "Защита" депутата ГД О. Шеина объединение мелких либерально ориентированных "свободных" профсоюзов (Соцпроф, ФПАД и т.д.) для формирования "лейбористской" партии не имеют шансов на успех в краткосрочном плане из-за неумения московского актива "Защиты" организовать профсоюзную работу во всероссийском масштабе и ряда субъективных причин.

В. И. Анпилов, пытаясь решить задачу личного политического выживания своим избранием в ГД на дополнительных выборах по Коломенскому округу (что привело к развалу Сталинского блока и изоляции СО С. Н. Терехова, также баллотирующегося в этом округе) не проявляет заметной активности в перекройке партструктуры левокоммунистического движения, что позволяет Шенину довольно свободно использовать возглавляемые им организации (ТР, КПСС(л-с), КС по восстановлению КПСС) в своих политических маневрах, направленных на объединение левых компартий на базе КПС. Поскольку правоохранительные органы в данный момент оказывают политическое давление на и РКРП (суд над А. Соколовым и оглашение его доклада о деятельности РКСМ(б)), и на ДРП (активизация расследования дела МИКОМ-Тулеев) и на "ТР" (арест сотрудниками МУРа члена АКМ Данилова по обвинению в совершении взрыва на метро "Белорусская"), фактически ставя руководство этих левокоммунистических организаций перед необходимостью поиска "крыши" на высшем номенклатурно-политическом уровне, у группы Шенина существуют серьезные шансы реализовать этот проект.

Политическая ситуация в Республике Молдова.

С сентября 2000 года Молдова - парламентская республика, законодательный орган которой избирается по чисто пропорциональной системе (только партиийные списки с 6% барьером) и самостоятельно формирует исполнительную власть во главе с премьер-министром. Президент имеет только представительские функциии. Экономическое положение Республики Молдова (без Приднестровья) может быть определено как катастрофическое, годовой доход на душу населения самый низкий в Европе (95 долл., ниже, чем в Албании), из 4 млн. населения не менее 1 млн. зарабатывают на жизнь за границей, в основном в России и Румынии.

Прошедшие в Молдавии 25 февраля выборы, на которых убедительную победу одержала Партия коммунистов Республики Молдова во главе с В. Ворониным, не только кардинально изменили политическую обстановку в этой стране, но и оказали мощное воздействие на развитие политической ситуации на территории прежнего СССР (например, в Грузии руководство правящего Союза граждан потребовало запрета Единой компартии Грузии, прямо ссылаясь на возможность повторения "молдавского варианта" на предстоящих выборах). По данным молдавского ЦИК, в выборах участвовали 70,7% избирателей. Из них 49,99% проголосовали за ПКРМ, 13,39% за Центристский альянс Д. Брагиша, 8,31% за ХДНП, 5,63% - Партию возрождения и согласия (ПВСМ) во главе с М. Снегуром, 4,97% - Демократическую партию бывшего спикера Дьякова. Молдавия стала первой страной в СНГ, где абсолютную власть получили коммунисты. В прежнем составе парламента ПКРМ имела 44 мандат из 101, теперь же 71. Т.е. ПКРМ располагает конституционным парламентским большинством и может не только провести своих кандитатов на посты спикера парламента, президента, премьера, самостоятельно сформировать правительство, но и принять любые законы, включая изменение Конституции. Это имеет принципиальное политическое и даже символическое значение для всего постсоветского пространства. Что же уже сейчас можно сказать о победителях и их политике?

Партия коммунистов Республики Молдова была создана в 1994г. приехавшим из Москвы бывшим главой МВД Молдавии В. Ворониным и при создании региональных организаций опиралась на структуры милиции, сразу включив в свой состав не только отставных, но и действующих сотрудников милиции. В СКП-КПСС Воронин изначально был человеком Е. И. Копышева, а ПКРМ всегда однозначно поддерживала руководство КПРФ и лично Г. А. Зюганова во всех конфликтах. Воронин возглавлял МВД МССР в 1989-91г.г., когда молдавские националисты, либералы и правозащитники при прямой поддержке милиции осуществляли открытый террор по отношению к советским патриотам, возглавлявшимся молдавским аналогом РКРП - Интердвижением "Унитате-Единство", уживаясь и подчиняясь националитическому и антисоветскому руководству тогдашней Молдавии. Фактически МВД Молдовы контролируется ПКРМ еще с середины 90-х годов. Во второй половине 90-х ПКРМ под руководством Воронина сыграло решающую роль в борьбе молдавских властей за уничтожение влиятельного левокоммунистического блока (Интердвижение "Единство-Соцпартия". На нынешних выборах в списке ПКРМ присутствовали 2 действующих министра - МВД и образования.

Движение Унитате-Единство организовывало забастовки за единство СССР в 1990-91 гг., создание ПМР под лозунгом борьбы за восстановление СССР, на выборах в середине 90-х гг. собирало более 20% голосов. На выборах 1998 г. блок "Единство"-Соцпартия не смог преодолеть 6% барьер, а на нынешних выборах его руководство совершило политическое самоубийство, войдя в создававшийся доми- нировавшим в политической жизни Модовы 90-х гг. и. о. президента П. Лучинского (политический единомышленник и родственник А. Н. Яковлева) избирательный блок "Республика", с треском провалившийся на выборах именно из-за своей привязки к ответственному за катастрофическую ситуацию в стране Лучинскому. Это позволило ПКРМ на прошедших выборах монополизировать левый, русскоязычный и протестный электорат.

Свой первый визит в роли лидера Республики Молдова В. Воронин нанес в посольство США, где заверил посла в том, что руководство ПКРМ готово продолжать сотрудничество с Западом и не собирается аннулировать заключенный с МВФ меморандум, обязывающий правительство Молдовы провести приватизацию ключевых предприятий молдавской экономики - винзаводов, табачной промышленности, Молдтелекома. Речь идет лишь о том, что над процессом приватизации этих предприятий будет установлен особый контроль, чтобы исключить ее осуществление по схеме "купи-продай-выбрось". Высказавшись за за расширение прагматических связей с соседними Румынией и Украиной, а также Россией, Воронин заявил, что ПКРМ внимательно изучит вопрос о возможности присоединения к Союзу России и Белоруссии, окончательное решение которого зависит от желания Москвы и Минска объединится с беднейшим в Европе и СНГ государством.

Руководство ПКРМ обещает форсировать урегулирование конфликта с ПМР, опираясь на поддержку российской госкомиссии по урегулированию приднестровского конфликта, с председателем которой Е. М. Примаковым уже достигнута договоренность о приезде в Кишинев в начале апреля. Однако вопрос о придании государственного статуса русскому языку, бывший одним из главных предвыборных лозунгов ПКРМ, теперь не является с их точки зрения первоочередным, что ставит под вопрос искренность стремления лидеров ПКРМ к достижению реальных договоренностей с руководством ПМР.

В общем Воронин декларирует необходимость для немедленного поднятия уровня жизни обнищавшего населения срочно заняться экономикой и подъемом производства исключительно в рамках существующих социально-экономических отношений и строго выполняя обязательства перед Западом, принятые предшествующими правительствами Молдовы. Обнаружить что-либо социалистическое или советско-патриотическое в такой программе действий невозможно в принципе. Столь демонстративное пренебрежение руководства ПКРМ настроениями молдавского общества и собственной массовой базой не может быть объяснено только его некоммунистичностью. В чем же здесь дело?

Победа ПКРМ на выборах ожидалась еще в декабре, но не столь сокрушительная, думали, что она получит чуть больше 50 мандатов и для избрания президента (он теперь избирается парламентом 2/3 голосов) будет вынуждена пойти на коалицию с ЦА, сохранив пост премьера за Брагишем (бывший президент АН МССР), копировавшем в своей избирательной кампании технологию российского "МЕДВЕДЯ" образца 1999 г. (имидж человека, занимающегося не политикой, а конкретными делами, под которым лидер ЦА и глава правительства Брагиш шел на выборы, был смонтирован российским МЧС осенью прошлого года, когда север Молдовы остался без света, тепла и воды. Брагиш обратился за помощью в МЧС России. Российские спасатели на следующий же день работали в пострадавших районах, Брагиш летал вместе с ними в пострадавшие села и тем заполнился избирателям) и пользовавшийся демонстративной поддержкой Кремля и лично лидера партии "Единство" С. К. Шойгу. Характерно, что в предвыборных концертах ПКРМ участвовал талантливый московский сатирик и личный друг Б. Ельцина Г. Хазанов.

Когда предвыборные опросы показали падение популярности Брагиша и ЦА, что в сочетании с непопаданием в парламент центристской ДП и националистической ПВСМ давало ПКРМ уже конституционное большинство, в Москве были приняты экстренные меры. 21 февраля, меньше, чем за неделю до дня голосования, глава МЧС РФ прибыл в Кишинев с визитом и на вопрос, не связан ли визит с намерением поддержать в них молдавского премьера, без обиняков ответил: "Да. Если у меня есть возможность поддержать человека дела, я всегда это делаю". В этот же день Брагиш организовал подписание соглашения о сотрудничестве между МГУ и Молдавским госуниверситетом. Обслуживавшие избирательную кампанию Брагиша московские политтехнологи расчитывали перетянуть к возглавляемому им ЦА голоса русскоязычного населения, отобрав их у ПКРМ, приведя выборы к приемлемому результату. Однако ЦА даже после агитации Шойгу и использованием "административного рессурса" получил примерно на 5% голосов меньше, чем прогнозировали социологи по результатам опросов, сделало невозможным выполнение разработанных в Москве и одобренных в Вашингтоне планов создания коалиционного правительства во главе с демократом Брагишем, что осложняло реализацию совмесиных (Путин-Зюганов) проектов по Украине. И Воронин получил указание срочно успокоить американцев. Реакция "низов" и собственного актива при этом полностью игнорировались.

 

14 марта 2001 г.



Все содержание (L) Copyleft 1998 - 2024