БЛИЦ (Бюллетень Левого Информцентра) N 24(491) от 10 июня 2001 года
Доклады аналитической группы лиц от 10 июня 2001 года
В текущем месяце стал очевиден всеобъемлющий кризис путинской политики
технократического административно-рыночного великодержавия. Несмотря на то,
что ожидавшийся весной социально-экономический и политический кризис путинского
режима был погашен, он не преодолен, а отложен, и политическая борьба
сейчас приобрела характер подготовки к предстоящему в ближайшие месяцы
открытому противостоянию.
Провалилась попытка добиться от США и Запада в целом санкции на экономическую
интеграцию СНГ ценой отказа от "имперских" претензий на политическую интеграцию
(сознательное блокирование как формирования органов власти
Союзного государства Россия-Белоруссия, так и его расширения) и перехода к
формированию конфедерации рыночных экономик по образцу ЕЭС в соответствии с
лоббируемой российскими либералами американской концепцией недопущения
возрождения на постсоветском пространстве центра силы, способного хотя бы в
отдаленной перспективе противостоять США как глобальному гегемону. Администрация
Д. Буша при поддержке ЕЭС по-ковбойски грубо выступила против любых форм
реинтеграции постсоветского пространства, блокировав сближение Молдавии и
Украины с Росией. Поражение российской политики в Ближнем Зарубежье
продемонстрировало состоявшееся на саммите СНГ (1 июня) в Минске юридическое
оформление Евразийского экономического сообщества (ЕАЭС) в составе России,
Белоруссии, Казахстана, Киргизии и Таджикистана, но без Украины и Молдавии,
подписавших через неделю (7 июня) в Ялте документы, регламентирующие деятельность
демонстративно-антироссийского ГУУАМ (Грузия, Азербайджан, Украина,
Узбекистан, Молдавия). Попытка ГБэшного окружения Путина использовать либеральный
имидж претендующих на патриотизм радикал-реформаторских кланов
(Ясин-Греф; Волошин-Касьянов; Чубайс-Гайдар и т.д.) для осуществления экономической
интеграцию постсоветского пространства в ЕАЭС без опоры на реальное
массовое движение, исключительно методами закулисных интриг, дипломатического
маневрирования, спецопераций в постсоветских "верхах" как единой корпорации потерпела неудачу.
Этот провал усилил позиции сторонников политической интеграции постсоветского
пространства в Союзное Государство с использованием массового движения для
преодоления сопротивления Запада и его агентуры в странах СНГ,
ориентирующихся на президента Белоруссии А. Г. Лукашенко. Стремясь устранить
эту альтернативу своей политике создания экономической конфедерации (ЕАЭС),
блок радикал-реформаторов и питерского окружения Путина пытается превратить
недопущение переизбрания А. Г. Лукашенко на пост президента Белоруссии в основную
задачу внешней политики РФ в Ближнем Зарубежье. Администрация президента Путина
задействовала значительные силы и средства для формирования антилукашенковской
оппозиции в белорусских "верхах" под лозунгом углубления либерально-рыночных
реформ. В частности созданная при непосредственном участии
российского "Единства" депутатская группа "Единство" во главе с В. Симирским
(43 депутата) демонстративно заявила, что не собирается поддерживать Лукашенко
на предстоящих президентских выборах и видит свою задачу в либерализации
экономики, в особенности унификации законодательства России и Белоруссии в
социальном блоке на базе более рыночного российского.
В целом роль Кремля в начавшейся кампании по выборам президента Белоруссии
чем дальше, тем больше напоминает его роль в губернаторских выборах в
крупнейших регионах России (Тульская и Кемеровская обл., Приморский край).
После назначения президентских выборов в Белоруссии на 9 сентября дискредитация
Лукашенко и реклама его основных соперников из "коалиции пяти" (председатель
Совета федерации профсоюзов В. Гончарик, руководитель Рады "Региональная Беларусь"
С. Домаш, 1-й секретарь ПКБ С. Калякин, бывший министр обороны П. Козловский,
экс-премьер М. Чигирь) на государственных российских телеканалах (в Белоруссии
около 80% времени телевещания занимают 3 основных российских телеканала) выглядит
как открытый призыв Кремля голосовать против
Лукашенко. В свою очередь, президент Белоруссии публично обвиняет российское
правительство в саботаже уже заключенных договоров о создании Союзного Государства
(избрание союзного парламента, наполнение союзного бюджета, создание
союзного правительства и т.д.) и, как и российские губернаторы (Наздратенко,
Стародубцев, Тулеев) аппелирует к своим старым (П. Бородин, С. Шойгу, О. Шенин)
и новым (Г. Селезнев, Ю. Лужков) союзникам в российских "верхах", выступающих
против радикал-реформаторских кланов и очередной волны "рыночных реформ".
Переход "партии власти" Путина к реализации комплекса рыночных "реформ"
в момент провала проекта формирования в РФ однопартийной политической системы
не только резко усилил влияние российских либералов внутри страны, но и
привел к реанимации политической макроструктуры ельцинизма ("прогрессивная
западническая "партия власти" против стареющих ретроградов-коммунистов").
Озвученный руководством "Единства" на переговорах с "Отечеством" идеологический
сдвиг Администрации президента от социал-демократического государственничества
к либеральному космополитизму (основной тезис одностраничного
проекта манифеста объединенной пропрезидентской партии, на котором настаивало
"Единство" на переговорах с "Отечеством": "Наши ценности: частная собственность,
личная свобода, индивидуальная ответственность, верховенство закона, экономическая
свобода, равенство прав и возможностей всех, гражданское
общество, федерализм, достойное место России в мировом сообществе, эффективное
социальное государство") привел к практическому развалу пропрезидентского "Едиота".
Только в ситуации, когда идеологией официальной партии власти был объявлен
радикал-либерализм. положенный в основу реализуемого составленным из
радикал-реформаторов экономическим блоком исполнительной власти комплекса
так называемых "институциональных реформ", состоявшийся 26 мая учредительный
съезд объединившего перестроечных радикал-реформаторов (Чубайса, Гайдара,
Немцова, Юшенкова и т.д.) СПС мог в своих документах полностью отрицать негативное
воздействие 10 лет "реформ" на жизнь страны ("Политическая декларация СПС"
гласит: "В ХХ веке Россия была отброшена назад. Но благодаря самоотверженым
усилиям диссидентов-правозащитников, политиков-демократов, экономистов-реформаторов
и первых российских предпринимателей Россия сделала гигантский шаг в своем
политическом, экономическом и нравственном развитии.
Частная собственность, многопартийность, демократические выборы, свобода
слова и вероисповедания, уважение к праву, открытость границ стали повседневной
реальностью..."), кричать о своем патриотизме и всерьез претендовать
на роль защитника социально незащищенных слоев населения.
Борьба в российских "верхах" резко обострилась и начала приобретать характер
беспринципной борьбы за выживание по принципу "все против всех". Например,
ссылаясь на идеологическую неприемлемость демонстрируемого "Единством"
либерализма от объединения с ним отказалось не только декларирующее
свой социал-демократизм "Отечество", но и заявившее о своем преобразовании в
партию движение "Народный депутат", а контролирующий формальное думское
большинство Координационный Совет центристкого блока ("Единство", "Отечество",
"Нардеп", "Российские Регионы") не смог договориться о солидарной поддержке
ряда важнейших "институциональных реформ" (Земельный кодекс, КЗОТ,
ЖКХ и др.). И хотя экономический кризис в США не привел к немедленному
социально-экономическому и политическому кризису в РФ (ухудшение экономической
ситуации в стране идет медленно и плавно), намеченный комплекс "институциональных
реформ" в русле "рыночной" программы Грефа (налоговая, корпоративного управления,
ЖКХ, пенсионная, железнодорожная, образования и т.д.) сам по
себе уже на первом этапе реализации предполагает резкое ухудшение условий
жизни всех (кроме крайне узкого слоя американизированных "верхов") социальных
слоев и групп российского общества, что создает объективные предпосылки
для использование массовых движений социального протеста в предстоящих
верхушечных разборках.
Именно к этому готовится номенклатурная оппозиция "институциональным
реформам", поддержавая и финансируя созданный по инициативе анпиловской
"Трудовой России" для организации всероссийской политической стачки "стачком
на Горбатом мосту", заранее стремясь ограничить цели зарождающегося массового
движения поддержкой своей борьбы с радикал-реформаторскими кланами в рамках
режима. Организационным и идеологическим центром оппозиции "патриотичеким
реформаторам" из СПС и "Единства" стали наиболее решительные группировки
комноменклатуры (шенинское СКП-КПСС, ДПА и т.д.), поскольку руководство российского
комдвижения (народно-патриотических сил), несмотря на свою косность
и непримиримые внутренние противоречия, остаюшееся в нынешнем обществе единственной
реальной альтернативной исполнительной власти РФ, сложившейся при
Ельцине как "компрадорски-реформаторская" корпорация.
В борьбе с комноменклатурой за контроль над массовыми движениями либеральное
крыло партии власти сделало ставку на создание левоцентристской
социал-демократической партии во главе с популярным на Западе экс-президентом
СССР М. С. Горбачевым. Созданный на базе возглавляемого А. И. Подберезкиным Института
Современного Социализма Оргкомитет по подготовке ее учредительного
съезда приступил к формированию региональных организаций Единой социалистической
партии России. Однако нынешний проект создания ЕСР на базе объединения горбачевской
РОСДП с яковлевской РПСД выглядит откровенно нереалистичным. Для превращения
данного проекта в нечто реальное необходимы существенные кадровые и
идеологические изменения (присутствие среди лидеров ЕСР
М. Горбачева и А. Яковлева определяет идеологию создаваемой партии в большей
степени, чем любые программные документы), надежды на осуществление которых
практически нет. Похоже, что проект ЕСР настолько нереалистичен, что знакомые
с реальностью функционеры даже не пытаются осуществлять его всерьез и
расходуют выделенные на проект средства только на пиаровское обеспечение видимости
своей бурной деятельности, либо используют их для налаживания связей
с лояльными и президенту, и коммунистам демлевыми движениями ("Россия",
"Альтернативы" и т.п.).
В свою очередь комноменклатура ведет наступательную борьбу за укрепление
своих аппаратных позиций в профсоюзах и других структурах, способных помешать
ей контролировать массовые выступления социального протеста. Так,
конкурентом М. Шмакова в борьбе за пост председателя Совета ФНПР стал избранный
в Думу по списку КПРФ бывший председатель Кемеровского облсовпрофа А. Чекис,
о поддержке кандидатуры которого успели заявить руководители профсоюзов,
которые будут распологать большинством голосов на ноябрьском съезде
ФНПР. Провал попытки Шмакова (избранного Председателем Совета ФНПР в октябре
1993г. вместо ушедшего в отставку под угрозой ареста поддерживавшего Верховный
Совет Клочкова) перенести съезд на май делает установление контроля комноменклатуры
над центральным аппаратом ФНПР очень вероятным. Тем более, что
руководство КПРФ, выступив в поддержку проекта КЗоТа, разработанного левокоммунистическим
Фондом Рабочей Акдемии, добилось союза и подключения к антишмаковской кампании
коалиции левокоммунистических (Роскомсоюз), леворадикальных (ДРП, РРП), социал-демократических (КТР, РСТК, РОСДП) и либеральных
("Соцпроф") групп во главе с леворадикальным депутатом ГД О. Шеиным и членом
"Единства" ультралибералом С. Храмовым получив заодно возможность влиять и на
этот оргцентр массовых движений социального протеста.
Обострение борьбы с радикал-реформаторами не снижает накала ожесточенных
конфликтов между различными группировками комноменклатуры. Например. зюгановский
СКП-КПСС, добиваясь организационного контроля над комдвижением
СНГ, в апреле провел в Киеве XXVI съезд ВЛКСМ, избравший новое прозюгановское
руководство и принявший решение о его преобразовании в СКО-ВЛКСМ, а выступающий
против тандема Купцов-Зюганов клан Шенина в преддверье созываемого
в июле шенинской СКП-КПСС чрезвычайного съезда КПСС, ведет активную работу
по созданию новых коммунистических партий и в Ближнем Зарубежье (учреждение
КПРС на Украине), и в России, где работа по объединению КПС, РКРП-РПК,
КПСС(л-с) (или их частей) ведет к созданию принципиально новой структуры
комдвижения, усиливая или ослабляя влияние входящих в него групп и возглавляющих
их лидеров. При этом вынужденная опора Шенина на левое крыло комдвижения
вынуждает и официальное руководство КПРФ занимать более решительную
позицию.
Декларирующее свою приверженность последовательной революционной борьбе
против буржуазно-компрадорского путинского режима традиционное ядро левокоммунистического
блока (объединяющиеся РКРП-РПК) само исключило себя из нынешнего этапа
активной политической борьбы, погрязнув во внутриорганизационных
разброках, вызванных объединительным процессом (в первую очередь в Москве),
обосновывая эту позицию выводами о долговременной стабилизации социально-экономического
положения в стране и отсутствии политического кризиса. В
результате у левокоммунистического блока отсутствует самостоятельная политическая
позиция, и в нынешнем политическом кризисе он пока участвуют только в
составе возглавляемой леворадикалом Шеиным и ультралибералом Храмовым коалиции,
борющейся против МВФовского проекта КЗОТа.
Пытающаяся же активно вмешаться в нынешний политический кризис с
радикально-оппозиционных политических позиций анпиловская "Трудовая Россия" без
поддержки левокоммунистического блока в целом (как было в 1998 г.) оказалась
недостаточно сильной. Заявив об ежедневном пикетировании на Горбатом мосту,
анпиловцы оказались не в состоянии собственными силами обеспечить его достаточно
внушительным количеством участников и вынужденно сделали основной упор
на еженедельные митинги. А для реализации своего стратегического замысла -
создания всероссийского "стачкома на Горбатом мосту", организующего и координирующего
массовые выступления социального протеста против проводимых правительством
Касьянова новой волны "рыночных" реформ по Чубайсу-Грефу "Трудовая Россия"
просто вынуждена принимать любую помошь и поддержку от весьма
широкого и разнородного круга политических сил - Свободные профсоюзы, ДПА,
КПРФ, Аграрии, КПС, ССО, что создает объективные предпосылки для манипулирования
со стороны различных верхушечных групп.
В использовании сформированного за последние месяцы жестким внешним нажимом
экстремистского сектора наметился возврат к традиционной тактике
стравливания правонационалистических и левоинтернациональных радикалов по
актуальной для молодежных тусовок теме отношения к "лицам кавказской национальности".
С этой точки зрения совпадение по времени обезглавливание дружащей с комсомольцами
и леворадикалами и избегающей насильственных действий
НБП (арест лидера партии Лимонова и учредителя газеты "Лимонка") и раскрутка
демонстративно-антикавказских (драка в Ясенево) политически незрелых и легко
манипулируемых скинхедов Паука при участии возлглавляемого бывшим леворадикалом
националистического журнала "Русский хозяин" вряд ли случайно.
СПРАВКА. Учредительный съезд Коммунистической партии рабочих и селян
Украины состоялся в марте 2001 г. в Луганске. В его работе участвовало более
1000 делегатов из всех областей Украины. Партию возглавлавили исключенные из
КПУ за связь с руководством СКП-КПСС депутаты Верховной Рады Украины Н. В. Моисеенко
(Донецк) и Яковенко (Луганск). Абревиатура названия партии - КПРС -
полностью совпадает с абревиатурой КПСС на украинском языкее - Коммунистическая
партия радянского союза. Партия возникла после раскола Донецкой и Луганской
организаций КПУ, в которых т.т. Моисеенко и Яковенко пользовались
значительным влиянием, при открытой поддержке одного из влиятельных украинских
олигархов, владельца футбольного клуба "Шахтер" Е. Звягельского и Администрации
президента Кучмы. В Донецкой и Луганской областях партия имеет
достаточно разветвленную оргструктуру и собственные СМИ, а по остальным регионам
- группы активистов. В подготовке и проведении съезда активно участвовал
возглавляемый членом ЦК РКРП Т. Ябровой СКУ, пытающийся договориться о
сохранении своих оргструктур внутри созданной партии. Партия создана в расчете
на участие в предстоящих в 2002 г. выборах в ВР и, по оценкам наблюдателей
имеет серъезные шансы преодолеть 4% барьер и создать фракцию в следующем
составе ВР. Ожидается ее участие в съезде СКП-КПСС, организуемом Секретариатом
СКП во главе с Председателем КПС О. С. Шениным.
10 июня 2001 г.
|