БЛИЦ (Бюллетень Левого Информцентра) N 38 (557) от 15 сентября 2002 года
Доклады аналитической группы лиц от 15 сентября 2002 года
События текущего месяца сделали очевидными некоторые характерные
особенности нынешней борьбы в российких "верхах", отличающей ее от противостояния
"партии власти" и "народно-патриотической оппозиции" ельцинского периода.
Исчезло стабильное разделение постсоветских "верхов" на "реформаторов" и
"консерваторов", радикально-оппозиционные группы (в частности, левокоммунистические
партии) на равных (в соответствии со своими организационными и финансовыми
возможностями) включены в респектабельно-аппаратные интриги российских
"верхов", образование временных тактических союзов между казалось бы
несовместимыми политическими силами превратилось в основной принцип политической
жизни, причем одни и те же партии по разным вопросам могут одновременно
участвовать в коалициях с разными союзниками.
Ориентация публично-политической жизни путинской России на "верхи" американской
мировой империи после прихода к власти Дж. Буша определяется в первую очередь
процессом преобразования американской мировой империи из формально-демократического
Глобального Открытого Общества в авторитарно-полицейскую "антитеррористическую
коалицию", усиленное успехами политики путинского
режима по преодолению доставшегося ему в наследство от ельцинской эпохи раскола
российских российских "верхов" на находящихся у власти "реформаторов" и
оппозиционных "консерваторов" на основе признания факта мировой американской
гегемонии и необходимости приспособления к ней. Специфическими для РФ факторами,
усиливающими действие этой общемировой тенденции, является жестко-антилиберальная
психология народных масс и широкое использование нынешней компрадорско-националистической
правящей верхушкой препарированных социокультурных стереотипов,
пропагандистских штампов и даже идеологем традиционной
компатриотической оппозиции ельцинскому режиму, Это делает практически невозможным
оформление открытого публично-политического союза компатриотов с либералами,
даже чисто тактического и при полном совпадении позиций по каким-то
конкретным вопросам. Единственным существенным исключением является
совместная поддержка какого-то конкретного деятеля слабо выраженной либо
противоречивой политико-идеологической ориентации.
Публично-политическая фаза кризиса российских "верхов", началась в
текущем месяце очередной личной инициативой президента РФ В. Путина, 14 августа
на встрече с президентом РБ А. Лукашенко формально предложившего обсудить три
новых концепции объединения России и Белоруссии (прямое включение белорусских
областей в РФ на правах самостоятельных субъектов Федерации; вступление
Белоруссии в РФ на правах 90-го субъекта Федерации; надгосударственное образование
по типу Евросоюза), что фактически являлась ультиматиным требованием
немедленно денонсировать все уже заключенные договоры о российско-белорусском
Союзном Государстве и приступить к реализации детально проработанныого
плана форсированного (2 года) включения 8 белорусских областей в состав РФ
на основе ельцинской Конституции 1993 г. с превращением Минска в столицу
десятого Федерального округа РФ. Поскольку в краткосрочно-политическом аспекте
реализация этого проекта не только вызвала бы экономический коллапс белорусской
экономики по типу российского 1992 г., но и немедленно лишила бы
президента Лукашенко реальной власти в Белоруссии, ее результатом мог быть
только решительный отказ белорусской стороны, настаивавшей на создании
российско-белорусского Союзного Государства в соответствии с действующими
договорами и резкое ухудшение отношений между Белоруссией и Россией. Развернутая
после этого пропагандистская кампании в СМИ по "разоблачению" Лукашенко,
представляющая основным достижением Путина именно этот отказ, срывающий с
президента Белорусси маску "друга России", доказывает, что президент России
стремился именно к максимальному ухудшению отношений между Россией и Белоруссией.
Казалось бы подобные действия президента РФ в условиях почти всеобщей
поддержки российским обществом создания единого российско-белорусского государства
должны были вызвать острый публично-политический конфликт именно по
данному вопросу между президентом Путиным и сторонниками форсированной
российско-белорусской интеграции в российских "верхах", в первую очередь с
руководством КПРФ. Однако этого не произошло, сторонники российско-белорусской
интеграции в российских "верхах" на первом этапе сделали упор на
придворно-аппаратные методы борьбы. Руководство КПРФ ограничилось дежурным
протестом, а деятели различных партий власти (за исключением СПС) каждый на свой
лад принялись разъяснять конструктивный характер президентских инициатив,
конкретное содержание которых вообще не прошло по большим СМИ. Не найдя
поддержки ни в "верхах", ни в "низах" российского общества антилукашенковская
пропагандистская кампания была оттеснена на задний план сообщениями о лесных
пожарах, войне в Чечне, конфликтом с Грузией и подготовкой США к войне
против Ирака. Под этот шум в начале сентября президент Путин направил президенту
Лукашенко личное послание, в котором фактически дезавуировал свой ультиматум
от 14 августа (в перечень предлагаемых для обсуждения концепций объединения
России и Белоруссии в сентябрьском послании включено продолжение
работы по объединению на основе положений действующего договора о создании
Союзного государства).
И сразу же после этого (9 сентября) А. Лукашенко в прямом эфире российского
телевидения (НТВ) публично заявил о возможности выдвижения своей кандидатуры
на пост президента объединенного российско-белорусского государства.
В ответ президент Путин, переключая внимание СМИ и общественности с
российско-белорусских проблем на российско-грузинско-чеченские объявил о проведении
российской "антитеррористической операции" в Грузии, что большинство
наблюдателей расценило как определение цены, за которую путинская РФ готова
поддержать американскую агрессию против Ирака. Интересно, что большинство
российских СМИ в этот момент как по команде выражали свое сочувствие жертвам
теракта в Нью-Йорке в форме, почти равнозначной неприкрытому антиамериканизму.
Однако госдеп США нанес еще один удар престижу Путина высказавшись в
поддержку грузинского сувернитета. В этой ситуации повальные необоснованные
аресты участников комсомольского митинга-концерта 15 сентября можно рассматривать
как своеобразную демонстрацию готовности "питерского" окружения Путина к
силовой борьбе со своими конкурентами в манере, напоминающей Ельцина
образца 1992-93 г. г..
Как объяснить происходящее?
Нынешний политический кризис вызван формированием в российских "верхах"
широкой антипутинской номенклатурной коалиции (ельцинская "семья", клан
Березовского, либерал-радикалы, подавляющее большинство коммунистической,
народно-патриотической и государственно-патриотической номенклатуры,
значительная часть генералитета и т.д.), готовой в качестве альтернативы
всевластию клана т.н. "питерских силовиков" из ближнего окружения президента Путина
поддержать претензии А. Лукашенко на власть в формирующемся российско-белорусском
Союзном Государстве. И конкретные планы этой коалиции по отстранения
Путина и его ближайшего окружения от реальной власти связаны с Договором о
создании Союзного государства, следующими этапами реализации которого должны
стать выборы Союзного парламента, единого российско-белорусского президента
и формирование Союзных органов исполнительной власти (правительства,
министерств и т.д.). Такой политический сценарий грозит превратить борьбу Путина
с Лукашенко из конфликт России с Белоруссией в противоборство российских и
союзных властей, по форме аналогичному конфликту Ельцин-Горбачев 90-91 г.г.,
в котором шансы на победу у клана Путина очень малы. Именно поэтому в июне
Путин незаконно (личным волюнтаристским решением) приостановл выполнение договора
о создании Союзного государства, следующим этапом реализации которого
должны были стать выборы в Союзный парламент.
Т.е. провоцируя резкое ухудшение отношений с Белоруссией "питерские силовики"
решали внутриполитическую задачу сохранения личной власти В.В. Путина
в России посредством торможения процесса объединения России и Белоруссии в
единое государство. Причем демонстративно срывая выполнение договора о создании
единого российско-белорусского государства клан Путина твердо надеялся
на поддержку США, всегда выступавших против любых вариантов реальной политической
интеграции постсоветского пространства. Однако эти расчеты оказались неверными.
Антилукашенковская пропагандистская кампания провалилась, а антипутинская
номенклатурная коалиция перешла в контратаку использовав для нее "чеченский
вопрос". Блок с Шеварднадзе, власти которого непосредственно угрожает политика
Путина, позволил резко активизировать военные действия в Чечне.
Грузинские власти нажимом и посулами заставили интернациональные отряды боевиков
Р. Гелаева уйти из Панкисского ущелья в Чечню, что подняло уровень
военно-диверсионной активности сепаратистов до необходимости активных операций
федеральными силами (до появления этих отрядов сепаратисты вели борьбу почти
исключительно с чеченской милицией в сельской местности). Именно это сделало
возможным новую пиаровскую раскрутку чеченской проблемы в США и З. Европе.
Была развернута массированная пацифистская пропагандистская кампания в СМИ
РФ и за бугром вокруг проблемы нарушения прав человека в Чечне, выдвинуты
предложения о переговорах Путин-Масхадов и т.д. В результате Путин уже не
может рассчитывать на безоговорочную поддержку США и З. Европы в случае
противостояния с Лукашенко. Путину и "питерским силовикам" пришлось уступить и
вернутся к уже существующей договорной основе росийско-белорусского Союза.
Однако сохранение прежней договорной базы российско-белорусской интеграции
при ослаблении противодействия этому процессу со стороны США усиливало угрозу
власти Путина со стороны Лукашенко в самой ближайшей перспективе. Попытка
консолидировать российские "верхи" вокруг Путина посредством проведения
российской "антитеррористической операции" в Грузии, аналогичной американской
операции в Афганистане встретила отпор со стороны Вашингтона, еще более ослабила
позиции Путина и напугало его окружение. Это и привело к необоснованно нервозной
реакции руководства силовых ведомств на незначительные манифестации в центре Москвы 15 сентября.
15 сентября 2002 г.
|