Rambler's Top100

РПК
Российская Партия Коммунистов

(Региональная Партия Коммунистов)
 
English
Deutsch

Коммунист Ленинграда

Советское Возрождение

 

Mail to Webmaster rpk@len.ru

Группа РПК
в Контакте

ЖЖ РПК

TopList

 

БЛИЦ (Бюллетень Левого Информцентра) N 38 (557) от 15 сентября 2002 года

 

Доклады аналитической группы лиц от 15 сентября 2002 года

 

События текущего месяца сделали очевидными некоторые характерные особенности нынешней борьбы в российких "верхах", отличающей ее от противостояния "партии власти" и "народно-патриотической оппозиции" ельцинского периода. Исчезло стабильное разделение постсоветских "верхов" на "реформаторов" и "консерваторов", радикально-оппозиционные группы (в частности, левокоммунистические партии) на равных (в соответствии со своими организационными и финансовыми возможностями) включены в респектабельно-аппаратные интриги российских "верхов", образование временных тактических союзов между казалось бы несовместимыми политическими силами превратилось в основной принцип политической жизни, причем одни и те же партии по разным вопросам могут одновременно участвовать в коалициях с разными союзниками.

Ориентация публично-политической жизни путинской России на "верхи" американской мировой империи после прихода к власти Дж. Буша определяется в первую очередь процессом преобразования американской мировой империи из формально-демократического Глобального Открытого Общества в авторитарно-полицейскую "антитеррористическую коалицию", усиленное успехами политики путинского режима по преодолению доставшегося ему в наследство от ельцинской эпохи раскола российских российских "верхов" на находящихся у власти "реформаторов" и оппозиционных "консерваторов" на основе признания факта мировой американской гегемонии и необходимости приспособления к ней. Специфическими для РФ факторами, усиливающими действие этой общемировой тенденции, является жестко-антилиберальная психология народных масс и широкое использование нынешней компрадорско-националистической правящей верхушкой препарированных социокультурных стереотипов, пропагандистских штампов и даже идеологем традиционной компатриотической оппозиции ельцинскому режиму, Это делает практически невозможным оформление открытого публично-политического союза компатриотов с либералами, даже чисто тактического и при полном совпадении позиций по каким-то конкретным вопросам. Единственным существенным исключением является совместная поддержка какого-то конкретного деятеля слабо выраженной либо противоречивой политико-идеологической ориентации.

Публично-политическая фаза кризиса российских "верхов", началась в текущем месяце очередной личной инициативой президента РФ В. Путина, 14 августа на встрече с президентом РБ А. Лукашенко формально предложившего обсудить три новых концепции объединения России и Белоруссии (прямое включение белорусских областей в РФ на правах самостоятельных субъектов Федерации; вступление Белоруссии в РФ на правах 90-го субъекта Федерации; надгосударственное образование по типу Евросоюза), что фактически являлась ультиматиным требованием немедленно денонсировать все уже заключенные договоры о российско-белорусском Союзном Государстве и приступить к реализации детально проработанныого плана форсированного (2 года) включения 8 белорусских областей в состав РФ на основе ельцинской Конституции 1993 г. с превращением Минска в столицу десятого Федерального округа РФ. Поскольку в краткосрочно-политическом аспекте реализация этого проекта не только вызвала бы экономический коллапс белорусской экономики по типу российского 1992 г., но и немедленно лишила бы президента Лукашенко реальной власти в Белоруссии, ее результатом мог быть только решительный отказ белорусской стороны, настаивавшей на создании российско-белорусского Союзного Государства в соответствии с действующими договорами и резкое ухудшение отношений между Белоруссией и Россией. Развернутая после этого пропагандистская кампании в СМИ по "разоблачению" Лукашенко, представляющая основным достижением Путина именно этот отказ, срывающий с президента Белорусси маску "друга России", доказывает, что президент России стремился именно к максимальному ухудшению отношений между Россией и Белоруссией.

Казалось бы подобные действия президента РФ в условиях почти всеобщей поддержки российским обществом создания единого российско-белорусского государства должны были вызвать острый публично-политический конфликт именно по данному вопросу между президентом Путиным и сторонниками форсированной российско-белорусской интеграции в российских "верхах", в первую очередь с руководством КПРФ. Однако этого не произошло, сторонники российско-белорусской интеграции в российских "верхах" на первом этапе сделали упор на придворно-аппаратные методы борьбы. Руководство КПРФ ограничилось дежурным протестом, а деятели различных партий власти (за исключением СПС) каждый на свой лад принялись разъяснять конструктивный характер президентских инициатив, конкретное содержание которых вообще не прошло по большим СМИ. Не найдя поддержки ни в "верхах", ни в "низах" российского общества антилукашенковская пропагандистская кампания была оттеснена на задний план сообщениями о лесных пожарах, войне в Чечне, конфликтом с Грузией и подготовкой США к войне против Ирака. Под этот шум в начале сентября президент Путин направил президенту Лукашенко личное послание, в котором фактически дезавуировал свой ультиматум от 14 августа (в перечень предлагаемых для обсуждения концепций объединения России и Белоруссии в сентябрьском послании включено продолжение работы по объединению на основе положений действующего договора о создании Союзного государства).

И сразу же после этого (9 сентября) А. Лукашенко в прямом эфире российского телевидения (НТВ) публично заявил о возможности выдвижения своей кандидатуры на пост президента объединенного российско-белорусского государства. В ответ президент Путин, переключая внимание СМИ и общественности с российско-белорусских проблем на российско-грузинско-чеченские объявил о проведении российской "антитеррористической операции" в Грузии, что большинство наблюдателей расценило как определение цены, за которую путинская РФ готова поддержать американскую агрессию против Ирака. Интересно, что большинство российских СМИ в этот момент как по команде выражали свое сочувствие жертвам теракта в Нью-Йорке в форме, почти равнозначной неприкрытому антиамериканизму. Однако госдеп США нанес еще один удар престижу Путина высказавшись в поддержку грузинского сувернитета. В этой ситуации повальные необоснованные аресты участников комсомольского митинга-концерта 15 сентября можно рассматривать как своеобразную демонстрацию готовности "питерского" окружения Путина к силовой борьбе со своими конкурентами в манере, напоминающей Ельцина образца 1992-93 г. г..

Как объяснить происходящее?

Нынешний политический кризис вызван формированием в российских "верхах" широкой антипутинской номенклатурной коалиции (ельцинская "семья", клан Березовского, либерал-радикалы, подавляющее большинство коммунистической, народно-патриотической и государственно-патриотической номенклатуры, значительная часть генералитета и т.д.), готовой в качестве альтернативы всевластию клана т.н. "питерских силовиков" из ближнего окружения президента Путина поддержать претензии А. Лукашенко на власть в формирующемся российско-белорусском Союзном Государстве. И конкретные планы этой коалиции по отстранения Путина и его ближайшего окружения от реальной власти связаны с Договором о создании Союзного государства, следующими этапами реализации которого должны стать выборы Союзного парламента, единого российско-белорусского президента и формирование Союзных органов исполнительной власти (правительства, министерств и т.д.). Такой политический сценарий грозит превратить борьбу Путина с Лукашенко из конфликт России с Белоруссией в противоборство российских и союзных властей, по форме аналогичному конфликту Ельцин-Горбачев 90-91 г.г., в котором шансы на победу у клана Путина очень малы. Именно поэтому в июне Путин незаконно (личным волюнтаристским решением) приостановл выполнение договора о создании Союзного государства, следующим этапом реализации которого должны были стать выборы в Союзный парламент.

Т.е. провоцируя резкое ухудшение отношений с Белоруссией "питерские силовики" решали внутриполитическую задачу сохранения личной власти В.В. Путина в России посредством торможения процесса объединения России и Белоруссии в единое государство. Причем демонстративно срывая выполнение договора о создании единого российско-белорусского государства клан Путина твердо надеялся на поддержку США, всегда выступавших против любых вариантов реальной политической интеграции постсоветского пространства. Однако эти расчеты оказались неверными.

Антилукашенковская пропагандистская кампания провалилась, а антипутинская номенклатурная коалиция перешла в контратаку использовав для нее "чеченский вопрос". Блок с Шеварднадзе, власти которого непосредственно угрожает политика Путина, позволил резко активизировать военные действия в Чечне. Грузинские власти нажимом и посулами заставили интернациональные отряды боевиков Р. Гелаева уйти из Панкисского ущелья в Чечню, что подняло уровень военно-диверсионной активности сепаратистов до необходимости активных операций федеральными силами (до появления этих отрядов сепаратисты вели борьбу почти исключительно с чеченской милицией в сельской местности). Именно это сделало возможным новую пиаровскую раскрутку чеченской проблемы в США и З. Европе. Была развернута массированная пацифистская пропагандистская кампания в СМИ РФ и за бугром вокруг проблемы нарушения прав человека в Чечне, выдвинуты предложения о переговорах Путин-Масхадов и т.д. В результате Путин уже не может рассчитывать на безоговорочную поддержку США и З. Европы в случае противостояния с Лукашенко. Путину и "питерским силовикам" пришлось уступить и вернутся к уже существующей договорной основе росийско-белорусского Союза. Однако сохранение прежней договорной базы российско-белорусской интеграции при ослаблении противодействия этому процессу со стороны США усиливало угрозу власти Путина со стороны Лукашенко в самой ближайшей перспективе. Попытка консолидировать российские "верхи" вокруг Путина посредством проведения российской "антитеррористической операции" в Грузии, аналогичной американской операции в Афганистане встретила отпор со стороны Вашингтона, еще более ослабила позиции Путина и напугало его окружение. Это и привело к необоснованно нервозной реакции руководства силовых ведомств на незначительные манифестации в центре Москвы 15 сентября.

 

15 сентября 2002 г.



Все содержание (L) Copyleft 1998 - 2024