Rambler's Top100

РПК
Российская Партия Коммунистов

(Региональная Партия Коммунистов)
 
koi8-r
cp1251
cp866
iso-8859-5
Deutsch

 

Коммунист Ленинграда

 

Mail to Webmaster rpk@len.ru

TopList

"Коммунист Ленинграда" N 2(45) 2005 г.

ПОГРОМ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВСТУПИЛ В РЕШАЮЩУЮ СТАДИЮ

"Стратегия российской образовательной политики: есть ли альтернатива? Что собой представляет на самом деле "Модернизация образования" и каковы её возможные социальные последствия для России" - общественные слушания по этой теме состоялись 16 февраля в Государственной Думе.

"Мы хотим услышать мнение образовательного сообщества о прошедших и предстоящих изменениях в образовательной политике в условиях монополизации средств массовой информации и некоторой закупорки информационных каналов" - открыл мероприятие один из его организаторов президент Всероссийского Фонда Образования Комков Сергей Константинович. "Цель этих слушаний - попытка достучаться до власти, чтобы она услышала настроение образовательного сообщества. В этом зале присутствуют самые разные люди, представляющие разные уровни образования и политические взгляды, социалисты и либералы, славянофилы и западники. Надеюсь, всех нас объединяет одна общая национальная идея, которую можно сформулировать, как идею образованной России".

В общественных слушаниях приняли участие представители Министерства образования и науки, ректоры ведущих ВУЗов страны, руководители общественных организаций, политических партий и объединений независимые эксперты, деятели науки, образования, культуры и искусства. Мы публикуем выступление Олега Николаевича Смолина - первого заместителя председателя комитета по образованию Государственной Думы, депутата Государственной Думы, доктора наук.

"Уважаемые коллеги! Вы все прекрасно понимаете, что российскую образовательную политику ожидают два перелома. Первый перелом уже случился. Здесь я имею в виду печально знаменитый закон ? 122, который отменил целый ряд законодательных актов, касающихся образования. Он произвел контрреформы в ключевых вопросах образования: уменьшил социальные гарантии и свободу участников образовательного процесса. Нас ожидает второй возможный перелом. Речь идет о тех документах, которые рассматривались на Правительстве Российской Федерации и в Министерстве образования и науки, документы, связанные с концепцией управления имущественными комплексами и документы о приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации. Правда, мы заметили, что предложения наших коллег из исполнительной власти меняются также часто, как погода у моря, но тем не менее на этих документах мы пока базируемся.

Коллеги из Министерства образования часто говорят, что в современных условиях возможны три основных сценария образовательной политики. Один - ностальгический, второй - радикальный, третий - умеренный. Я бы назвал эти сценарии по-другому: один - модернизационный, второй - разрушительный и третий - деградационный. Осмелюсь утверждать, что тот сценарий образовательной политики, который мы предлагаем под заголовком "образование для всех", представляет собой модернизационный сценарий развития образовательной политики. Попробую пройтись по основным его параметрам.

  1. Стратегия бюджетных расходов. Правительство, как вы знаете, в своих документах стыдливо умалчивает о ней. Мы называем конкретные параметры, исходя из необходимости движения страны в направлении информационного общества. О конкретных цифрах можно спорить, но мы требуем одну вторую профицита бюджета на цели образования. Считаем, для будущего это не так много. В ответ на вероятное обвинение в популизме позволю себе напомнить, что профицит федерального бюджета на 2004 год составил 685 млрд. рублей, стабилизационный фонд на начало февраля - 740 млрд. рублей, а концу года превысит триллион, валютные резервы страны - более 120 млрд. долларов и т.д. На наш взгляд в таких условиях пытаться экономить на образовании преступно.
  2. Намерение правительства передать на баланс регионов большую часть ПТУ и СУЗов, а затем предполагается передавать и значительную, если не большую, часть вузов. Наша позиция другая: чем богаче бюджет, тем больше должны быть бюджетные обязательства. Мы предполагаем, что в федеральную собственность и на федеральное финансирование должны быть возращены те учебные заведения, которые переданы в регионы, за исключением тех случаев, когда это делалось по просьбе и с согласия региональной власти.
  3. Правительственные документы настаивают на ваучеризации высшего образования. Здесь предполагается подушевое финансировании школы - деньги должны следовать за учеником. Мы еще в 1992 году установили законом нормативное финансирование образования. Но при этом полагаем, что нельзя его судить исключительно по душевому принципу, а тем более по образовательным ваучерам. Это приведет к резкому усилению неравенства возможностей граждан в образовании, к тому же, к чему привела ваучеризация промышленности.
  4. Правительство настаивает, на наш взгляд по странному недоразумению, на полном равенстве субъектов налогообложения коммерческих организаций и некоммерческих, при льготах для большого бизнеса. Мы говорим, что нигде в мире такого нет, мы требуем восстановления в полном объеме налоговых льгот на образование. Напомню, что к 2006 году истекает срок льготы по налогу на имущество. Если эта льгота будет к 2006 году отменена, то затраты учебных заведений будут сравнимы с фондом заработной платы.
  5. Социальные гарантии для обучающихся. Для авторов официальных документов такой проблемы практически не существует. Мы называем предполагаемые параметры включая стипендии, питание и учебники, и ориентировочные сроки их реализации. Это касается и требований по сохранению отсрочек от призыва на воинскую службу.
  6. Социальные гарантии для педагогов. Правительство разрушило их систему федеральным законом N 122. У нас практически не осталось федеральных гарантий, за исключением наполовину урезанной федеральной гарантии по коммунальным услугам для сельского учителя. Мы требуем восстановления и исполнения федеральных гарантий в полном объеме, в том виде, как это было предусмотрено законом об образовании, о долгосрочной перспективе приравнивания педагогов к государственным чиновникам по уровню оплаты труда, пенсионного обеспечения и другим социальным гарантиям. Государственная Дума завалена обращениями региональных органов власти требованиями принять соответствующие законы.
  7. Равенство образовательных возможностей. В правительственных документах есть отдельные шаги в правильном направлении. Например, предложение обучать за бюджетный счет парней, отслуживших в армии по контракту. Однако, в целом эти документы программируют скачкообразный рост неравенства образовательных возможностей граждан, включая сокращение доли бюджетных мест и доли бюджетных часов в расчете на одного обучающегося. Мы требуем наращивания бюджетного образования, а в перспективе - перехода к общедоступному образованию различных уровней.
  8. Правительство предлагает превратить государственные образовательные учреждения в АУ (автономные учреждения) или ГАНО (государственные автономные некоммерческие организации). М полагаем, что превращение образовательных учреждений в ГАНО приведет к потерям в образовательном законодательстве, утрате отсрочек, налоговых льгот, досрочных пенсий, а главное - к возможности банкротства и массовой приватизации в образовании, чего не было ни в одной стране мира.
  9. Правительство прелагает нам противоестественную приватизацию государственного образовании и не менее противоестественное свертывание образования негосударственного. Мы выступали против того и другого. Мы - за сохранение и здоровую конкуренцию двух секторов образовательной системы.
  10. Образование и религия. Мы, при всем уважении к нашим традиционным конфессиям, полагаем, что образование в России должной сохранять светский характер, а религиозное воспитание может осуществляться в религиозных учебных заведениях или на факультативной основе в соответствии с законодательством в государственных образовательных учреждениях по требованию родителей и с согласия обучающихся и органов управления образования.
  11. Образование и электронные средства массовой информации. Правительство делает вид, что здесь проблемы нет вообще. Мы настаиваем на увеличении доли образовательных программ в эфире государственных СМИ под общественно-педагогическим контролем в интересах сохранения интеллектуального и нравственного здоровья граждан.
  12. Ценности образования. Правительственные документы молчат, сводя образование в рыночные услуги. Полагаем, что сводить все образование к рыночной услуге могут лишь те, кто не отличает любовь от секса за деньги. Мы настаиваем на патриотическом и гражданском воспитании.
  13. Содержание образования. Судя по официальным документам, оно не волнует правительство, если не считать намерения сократить школьный курс, одновременно заставив родителей платить за его восстановление в прежнем объеме. Мы не только выступаем против сокращения бюджетных учебных часов, но формулируем основные принципы преподавания. Главный из них - сохранить фундаментальный характер отечественного образования.
  14. Образовательные технологии. Мы предлагаем специальную федеральную программу по развитию дистанционных образовательных технологий и электронного обучения. Считаем, что лучшие отечественные традиции нужно сочетать с лучшими современными образовательными технологиями. Тем самым, доказываем, что наш проект - модернизационный.
  15. Дошкольное образование. Правительство предлагает заменить его предшкольным образованием, тем самым практически отменить конституционные гарантии прав граждан в этой области. Мы требуем не отмены, но осуществления таких гарантий. Мы хотим, чтобы детский сад не превращался в детский ад.
  16. Правительственные документы предполагают принудительную профилизацию старшей ступени школы. Мы считаем возможным углубленное изучение предметов, либо профильное изучение предметов в старшей школе на добровольной основе при условии сохранения ее общедоступности и бесплатности.
  17. Профессиональное образование. Правительственная реформа фактически предполагает ликвидацию уровня среднего профессионального образования и предлагает принудительную бакалавризацию образования вузовского. Вы, наверное, слышали новое предложение министра, который предлагает поделить все вузы на три группы и в большей, основной группе вузов финансировать только образование бакалавров. Мы полагаем, что это приведет к дальнейшему росту неравенству прав граждан в области образования, к проблемам с трудоустройством, к ударам родителей и студентов по карманам.
  18. Дополнительное образование. Правительство сводит его к непрерывному профессиональному образованию, как будто в стране уже нет детей. Мы добиваемся принятия отклоненного Государственной Думой Федерального закона "О дополнительном образовании" или аналогичных законодательных предложений. Полагаем, что учреждения дополнительного образования должны быть поставлены в равные условия с учреждениями, реализующими основные образовательные программы, а педагоги дополнительного образования - с другими педагогами.
  19. Специальное образование. В правительственных документах о нем полстроки. Оно должно финансироваться по повышенным нормативам. Это хорошо, но мало. Мы требуем принятия отклоненного Госдумой Федерального закона "Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья" или аналогичного Федерального закона. Мы требуем, чтобы детям с ограниченными возможностями здоровья было гарантировано право на полное государственное обеспечение в период обучения. Мы требуем развития интегрированного обучения в России, мы требуем того, чтобы федеральный бюджет участвовал в финансировании тех школ, которые есть в каждом субъекте Российской Федерации, школ для незрячих детей, детей с нарушением слуха.
  20. Авторство и ответственность. Как я ни пытался выяснить впрямую у Андрея Геннадьевича Свинаренко на комиссии генсовета "Единой России", мы так и не знаем имен авторов правительственного документа. Уважаемые коллеги, перед вами автор декларации "Образование для всех", но ни в коем случае не хотел бы оставаться единственным. Мы с большим удовольствием приглашаем в соавторы всех, кто внесет существенные предложения. Правительственные документы, как вы знаете, выскочили буквально как черт из табакерки, возможно, кто-то не хотел их обсуждения. Мы - за максимально строгую дискуссии, готовы выслушать другое мнение, включить в текст новые предложения и исправить ошибки. Но главное, мы хотим добиться объединения всех общественных сил, заинтересованных в будущем нашего образования, а значит будущего нашей страны.
Спасибо за внимание".

 



Все содержание, (L) Copyleft 1998 - 2023