Rambler's Top100

РПК
Российская Партия Коммунистов

(Региональная Партия Коммунистов)
 
koi8-r
cp1251
cp866
iso-8859-5
Deutsch

 

Коммунист Ленинграда

 

Mail to Webmaster rpk@len.ru

TopList

Rambler's Top100
"Коммунист Ленинграда" N 6(49) 2006 г.

ПУЗЫРЬ ДЛЯ ДУРАКОВ

Шесть лет реформ. Если считать с 1992 года, то это будет уже четырнадцать. Срок большой, а позитивных результатов не то что не видно, но и, напротив, неуклонно растет ощущение тревоги и надвигающейся беды. И это притом, что конъюнктура на рынке энергоносителей, которыми столь богата Россия, в последние годы более чем благоприятная.

Правительство бурлит, народ терпит, хотя не верит этому правительству и не ждет от него ничего хорошего, желая лишь одного: не было бы хуже. Но хуже будет, и это неизбежно, потому что, даже если пренебречь развитием общества и думать только о стабилизации его существующего состояния, то рано или поздно наступит кризис подобного застойного общества, попытки отсрочить который могут привести к кровавой развязке.

Когда я говорю о развитии общества, то имею в виду, прежде всего, его единственный объективный показатель - степень развития его социальной структуры (или классовый состав). Именно этот основной показатель экономического развития конкретного общества определяет уровень его демократизации и его политической системы. Сам же этот показатель, в свою очередь, определяется уровнем развития и долей перерабатывающих отраслей в экономике данного общества. Когда вместо него в качестве подобного критерия экономического развития хотят представить такой показатель, как валовой внутренний продукт (ВВП), то можно возразить: есть Нидерланды, и есть Саудовская Аравия.

Между степенью экономического развития и степенью демократизации общества существует теснейшая взаимосвязь. Любая попытка форсировать демократизацию общества в отрыве от его экономического развития приводит к печальному результату, что и доказал М. Горбачев, который вне всякого сомнения, поспешил с "демократическими реформами" в СССР вместо того, чтобы проводить грамотные экономические, и это несмотря на имевшийся к тому времени наглядный опыт Китая.

После того, как его преемник, г. Ельцин, обвалил российскую экономику "шоковой" приватизацией, которая вызвала столь же "шоковые" изменения социальной структуры общества, ему ничего не оставалось делать, как совершить конституционный переворот и осуществить такие политические реформы, которые бы соответствовали реальному экономическому состоянию общества, что в итоге и позволило ему удержаться у власти.

И, именно поэтому, меня не удивляют меры В. Путина по дальнейшему укреплению вертикали власти и ущемлению прав и свобод граждан. Он просто приводит систему социальных институтов государства в соответствие с реальным экономическим состоянием общества, поскольку до сих пор продолжается безостановочный регресс его экономики и социальной структуры.

Огромные природные богатства России - это и ее благо, и ее беда.

Понимают ли власть предержащие в России, что так называемая "развитая демократия" невозможна в экономически недоразвитой или слаборазвитой стране, и что продолжающиеся негативные изменения в социальной структуре общества повлекут за собой все больший отход от демократических принципов и постепенной маргинализации России в позитивно развивающемся мировом сообществе, что в итоге способно привести к очень печальным результатам? Если понимают, то, похоже, они стремятся к этой цели намеренно, чему можно найти только одно, проверенное временем, объяснение: как можно дольше бесконтрольно тратить национальные богатства на удовлетворение своих прихотей и потребностей, ведь жизнь так коротка.

Все сказанное выше относится не только к России. Только наивный человек может полагать, что в ближайшее время в Ираке возникнет "демократическое общество" по американскому образцу только вследствие того, что там сменят правителей. Чтобы это действительно произошло, необходимо, чтобы экономическое развитие этой страны и социальная структура его общества соответствовали, опять-таки, определенному уровню, что не только весьма проблематично, но и нереально. Зато у Ирака есть теперь все шансы повторить сценарий развития событий по Иранскому образцу.

Не ВВП, а степень (или как еще говорят - глубина) технологической переработки сырья, определяют уровень экономического развития общества, и именно поэтому я берусь утверждать, что экономика России деградирует, несмотря на бесчисленные реформы, что невольно заставляет задуматься над тем, кто же, все-таки, создает концепции этих реформ в России и реализует их впоследствии на практике: дураки или жулики? В том, что они не дураки, я думаю, со мной согласятся многие. Но, при этом, и не слишком умные, поскольку будь это так, то они старались бы заботиться не только о своем собственном благополучии, но и о благосостоянии своих сограждан, благо тому есть неплохие примеры и в новейшей истории России.

Взять, например, М. Зурабова, который, не будучи по образованию врачом, реформирует систему здравоохранения таким образом, что даже неспециалисты вроде меня не ждут от этой реформы ничего хорошего.

Или А. Фурсенко, который взялся за реформу науки и образования. В отличие от реформы медицины, результаты которой жители России смогут ощутить на себе в самое ближайшее время, первые зримые результаты реформ в науке и образовании проявятся только лет через десять-двадцать. Это большой срок, за который даже "осел успеет сдохнуть". То, что встряхнули российский научный мир, это может быть и неплохо, но дальше-то что?

Мое мнение вряд ли заинтересует власть предержащих, но я позволю себе заметить, что в этом вопросе не следует спешить. У меня складывается впечатление, что А. Фурсенко не понимает, что ученый - это не только искатель, но и живой носитель знаний, высококвалифицированный специалист. Выпихнуть на нищенскую пенсию "отработанные" научные кадры не сложно, гораздо сложнее будет потом восстановить авторитет научных профессий в обществе. Сдается, что под прикрытием этой реформы кто-то пытается осуществить элементарный передел собственности, которая пока еще осталась на балансе некоторых научных организаций. Очевидно также, что если государство заинтересовано в первоочередном финансировании приоритетных научных направлений, то ему следует просто увеличить финансирование конкретных работ по этим направлениям, выделяя деньги конкретным исполнителям при условии, что эти исполнители отчитываются о проделанной ими работе на каждом определенном этапе и в конкретные сроки. Под исполнителями я подразумеваю не институты, а конкретных ученых или конкретные научные коллективы, которые могут работать самостоятельно или же в составе каких-либо научных институтов. Что может быть проще? Не надоело еще ломать, то бишь "реформировать"?

Но если только реформы в науке и образовании будут осуществлены подобно реформам в экономике, то это неизбежно вызовет ускорение существующей структурной деградации российского общества, что приведет к еще большей его экономической и политической деградации. Понимает ли это г. Фурсенко? Понимает ли он, что именно экономику надо подтягивать под существующий уровень науки и образования, а не наоборот? И уж тем более нет никаких оснований для форсированного увеличения разрыва между ними ни качественно, ни количественно.

Более подробно следует остановиться на членах правительства из так называемого "экономического блока".

Первым в этом списке стоит Г. Греф, пожалуй, самая колоритная фигура в правительстве. Базовое образование - юрист. В 1992 - еще юрисконсульт. С 1992 по 2000 г.г. занимался управлением государственным имуществом, что еще хоть как-то сообразуется с его юридическим образованием. С 2000 года - Министр экономического развития и торговли Российской Федерации, т.е. руководитель, ответственный за экономическое развитие страны.

Пытаясь понять логику решений, принимаемых его министерством в последние годы, прихожу к выводу, что, по мнению Г.Грефа, государство не должно вмешиваться в вопросы бизнеса до тех пор, "пока дитя не заплачет". Иначе говоря, государству (в лице своего министерства) г. Греф отводит довольно простую роль - улаживать проблемы по мере их поступления: где-то пошлины поднять, где-то налоги снизить. Резкий рост цен на нефть буквально вынудил г. Грефа заняться вопросами государственных инвестиций в экономику, поскольку девать невесть откуда свалившиеся деньги вроде как бы и некуда, разве что только раздать нищим и обобранным пенсионерам. Казалось бы, какие перспективы для экономического развития России открываются! Но нет, только не для Минэкономразвития. В Положении об Инвестиционном Фонде сотрудники этого министерства прописали, что если этот фонд и будет участвовать в каких-либо инвестиционных проектах, то только в тех, технология реализации которых уже достаточно хорошо отработана, и только в тех случаях, когда придет кто-то, кто возьмет на себя часть рисков и всю полноту ответственности за реализацию этих проектов. Иначе говоря, все, на что способен г. Греф - это управление имеющимся государственным имуществом, что более или менее ему уже знакомо. Любые другие сценарии развития экономики ему непонятны, а значит и неприемлемы. Этот человек - находка для людей, которых принято называть олигархами.

Когда несколько лет назад были ликвидированы последние льготы для физических лиц на импорт подержанных автомобилей, то эта "временная" акция повышения таможенных пошлин для рядовых граждан объяснялась необходимостью поддержки отечественного Автопрома, которому эта поддержка была якобы нужна для того, чтобы отечественные автопроизводители имели возможность инвестировать часть прибыли, полученной от этих протекционистских мер, в реконструкцию предприятий отрасли. Что же на деле произошло после этого "знаменательного" события?

Сначала был прекращен выпуск автомобиля ИЖ. Предположительно в следующем году будет полностью прекращено создание и производство отечественных легковых автомобилей на ГАЗе. Оставшиеся УАЗы и ВАЗы тоже под большим вопросом, поскольку компания "Северсталь-Авто" (УАЗ) уже получила статус промышленного сборочного предприятия, а АвтоВАЗ недавно подал заявление в Минпромэнерго о получении этого статуса, который дает право на беспошлинный ввоз импортных комплектующих. Вот такая она реконструкция получилась на деле, и вот такие в итоге инвестиции.

ГАЗ, АвтоВАЗ, и УАЗ, несмотря на тот факт, что многие комплектующие производятся на этих заводах, были и есть, прежде всего, автосборочными предприятиями, т.е. вершиной той пирамиды, которую мы называем Автопромом. Пирамида, ради которой у граждан России отняли последнюю привилегию, вот-вот окончательно развалится на части, а увеличение таможенных пошлин, которое по идее предназначалось для ее поддержки, отменять пока никто не собирается.

Кто от этого выиграл?

Господин Дерипаска несомненно выиграл, поскольку упомянутое выше повышение таможенных пошлин позволило ему снизить свои финансовые потери от перепрофилирования своего же производства (ГАЗа). Столь же, несомненно, проиграли многие граждане России, которым при любом раскладе приходится платить дополнительно за миф или обман, вне зависимости от того, верили они в них, или нет.

Даже если подтвердятся слухи о том, что государство планирует выкупить контрольный пакет акций АвтоВАЗа, то это все равно не изменит общую тенденцию деградации Автопрома на ближайшее время, потому что даже при финансовой поддержке государства АвтоВАЗу будет необычайно трудно конкурировать с прочими российскими автосборочными заводами, в результате чего и он будет вынужден импортировать комплектующие для своих автомобилей.

У меня складывается впечатление, что если люди не получили базового технического образования, то им нужно объяснять, что устойчивость не только пирамид, но и прочих сооружений определяется, прежде всего, прочностью их фундамента. Реконструкцию, капитальный ремонт, впрочем, как и само строительство, следует осуществлять снизу вверх, а не наоборот.

А что господин Греф? Да ничего. Выступая 30 сентября на экономическом форуме в Сочи г. Греф публично заявил следующее: "Точка зрения, что государство должно расширять присутствие в экономике и взять под свою опеку какие-то отрасли, является неандертальской. Неандертальцы вымерли, и такая идеология тоже должна умереть?. Но уже месяц спустя на небезызвестный "Аэрофлот" было оказано сильнейшее давление, чтобы эта российская компания заключила контракт на покупку российских же самолетов RRJ, которых пока еще даже не существует, не говоря о той солидной финансовой поддержке, которую Правительство РФ решило оказать проекту производства этих самолетов, уже после столь громкого заявления одного из своих членов. Где последовательность и кто тот неандерталец, который может позволить себе игнорировать мнение кроманьонца Грефа? В связи с вышеупомянутым заявлением г.Грефа еще больший интерес вызывают сделки по Юганскнефтегазу и Сибнефти, хотя очень возможно, что роль самого г. Грефа в этих вопросах была незначительной.

Может быть тем "неандертальцем" был г. Христенко? Министр Минпромэнерго по образованию экономист, впрочем, как и все три его заместителя, двое из которых, как и сам г. Христенко, родом из Челябинской области. (Не удивительно, что современную молодежь ныне мало интересуют инженерные специальности.) Этот человек не любит делать громких заявлений и не симулирует активность на заседаниях Правительства. Однако, знакомство с Интернет-сайтом его министерства позволяет сделать вывод, что его взгляды во многом совпадают со взглядами г. Грефа. Для примера стоит привести заявление одного из его заместителей, г. Дементьева, которое опубликовано 1 декабря на вышеупомянутом Интернет-сайте, и которое имеет непосредственное отношение к упоминавшемуся выше примеру развала Автопрома: "Режим "промышленной сборки" - эффективный инструмент развития автомобильной промышленности, и автопроизводители уже достаточно активно пользуются этим инструментом. Так в августе на "Иж-Авто" был запущен в производство автомобиль "KIA Spectra"; на этой неделе "Северсталь-авто" подписало инвестсоглашение по производству автомобилей "SsangYong"; в настоящий момент на рассмотрении в Минпромэнерго находится проект ОАО "АВТОВАЗ".

Как видите, здесь ни слова не сказано о том, что уже де-факто компанией "Иж-Авто" полностью прекращен выпуск автомобилей марки "Иж", сокращено несколько тысяч рабочих мест и проданы такие, ставшие уже ненужными, активы как завод "Уфимские моторы" (УЗАМ), участь которого более чем печальна.

У кого-то может сложиться впечатление, что я являюсь патриотом продукции отечественного Автопрома. Это не так! И дело даже не в том, что устарели конструкции российских автомобилей. Проблема, прежде всего, заключается в их низком качестве при достаточно высокой цене. На мировом рынке востребована самая разная по своему качеству продукция, но при одном только условии, что и цена у нее соответствующая. Все вышесказанное вовсе не означает, что Россия в принципе не способна производить хорошие автомобили из собственных качественных комплектующих. Именно у нас была создана такая грузовая машина, как "Урал", которая до сих пор впечатляет специалистов во всем мире своей проходимостью. Немногие, вероятно, знают, что в семидесятых годах прошлого века и автомобили "Нива" имели очень неплохую репутацию в Европе, и, не случайно, именно эта торговая марка легкового автомобиля единственная в нашей стране имела цену и была фактически продана АвтоВАЗом.

Я уверен, что в России можно и следует наладить производство доступных населению автомобилей, причем "Ока" (которую народ очень образно окрестил "выкидышем КАМАЗа") отнюдь не является ее прототипом. Концепция народного автомобиля должна серьезно отличаться от существующих конструкций, но не в ущерб безопасности и качеству. Комфорт и технологичность - вот те два основных резерва снижения цены для подобного народного автомобиля.

Идея народного автомобиля может нравиться или не нравиться членам российского правительства, но тот факт, что прекращение работ по созданию и производству российских автомобилей из российских же комплектующих сделает серьезную брешь в обороноспособности страны, для меня очевиден. При этом я вовсе не имею в виду идиотскую идею постановки на "воинский учет" отечественных внедорожников. Дело в другом: уже в самом ближайшем будущем руководители Минобороны поднимут вопрос (до которого им еще нужно "дозреть") о массовом производстве нового типа малых двухместных боевых машин. Ну, и где же Россия сможет их производить, после того, как упомянутое выше "дозревание" состоится? Какие другие производства можно будет мобилизовать для этих целей в случае нужды? Но и это еще не самое главное. Гораздо важнее - кто будет проектировать как сами эти машины, так и ту многочисленную оснастку и оборудование, которые потребуются для производства их комплектующих?

Увы, но разрушать всегда легче, чем создавать. Нынешние руководители из Минэкономразвития и Минпромэнерго - достойные продолжатели "дела Гайдара". Они, похоже, не имеют ни малейшего представления о том, что уничтожение таких инженерно-технических кадров, как конструкторы и технологи, неизбежно ведет к уничтожению промышленно-производственного потенциала России. Да, можно достаточно быстро купить оборудование и запустить новый завод, но нельзя в одночасье купить конструкторов, которых нужно долго и тщательно готовить, причем делать это должны квалифицированные специалисты, способные передать такой свой опыт, который отвечает современным требованиям в конкретной области. Невозможно столь же быстро развивать социальную структуру общества, сколь быстро меняются взгляды г. Грефа, а вот разрушать - можно.

Не убедить вас, г-да министры в том, что государству следует опекать творческие научные и инженерные профессии и бережно заботиться об этих кадрах, не нужен вам и Автопром, и не впечатляет вас идея "народного" автомобиля. Но тогда хоть отмените ваши "дикие" таможенные пошлины на подержанные "иномарки" для физических лиц, чтобы сделать эти автомобили более доступными для большинства ваших сограждан. "Щас!" - слышится мне в ответ.

Что касается А. Кудрина, то этот министр правительства не вызывает у меня никакого интереса. Он считает исключительно своей заслугой создание Стабилизационного фонда. Само по себе - это дело нехитрое, принимая во внимание тот поток нефтедолларов, который буквально обрушился на Россию так, что даже не вписывался в бюджет. Меня волнует другой, гораздо более интересный вопрос, каким образом г. Кудрин планирует хранить средства этого фонда?

Да, их можно разместить в ценных бумагах зарубежных стран, но тогда нужно иметь в виду, что международное право является пока совокупностью принципов и норм, которые, в свою очередь, не являются обязательными для всех государств. Если бы было иначе, то не было бы ни войн, ни вооруженных конфликтов. Стоит Соединенным Штатом только очень захотеть, как все эти средства в кратчайший срок могут быть конфискованы и, после совершения определенных формальных процедур, направлены на компенсации каким-нибудь государствам, которые своевременно заявят о совершении акта какого-либо произвола со стороны России, ну, предположим, в прошлом столетии. Я думаю, что мои современники даже не сомневаются в том, что международная поддержка подобной акции будет обеспечена примерно тем же перечнем стран, которые поддержали США в их агрессии против Ирака в начале нынешнего тысячелетия. Хранить деньги подобным образом - преступление против своего государства. Опыт Югославии - наглядное тому подтверждение.

Можно хранить деньги Стабилизационного фонда в так называемой "корзине" самых сильных валют мира, но при этом даже та небольшая инфляция, которой подвержены и эти валюты, будет потихоньку "съедать" этот фонд.

Деньги также можно хранить в драгоценных металлах и камнях, однако ликвидность этих активов в чрезвычайных обстоятельствах может стать очень проблематичной, сколь проблематичной может оказаться и ликвидность ценных бумаг зарубежных компаний, если их обладателем станет Российское государство (!).

Но если только деньги этого фонда хранятся в рублях, о чем ходят очень упорные слухи, то это уже больше, чем просто глупость, поскольку в этом случае Стабилизационный фонд можно будет с полным правом назвать Инфляционным.

Руководители государства, отказывающиеся вкладывать деньги в собственную разваливающуюся экономику, либо глупы, либо у них есть свой личный резон, который никоим образом не связан с судьбой руководимой ими страны, но это уже в самой малой степени относится к г. Кудрину. Хотя, кто его знает? В тихом омуте ...Абстрагируясь от всего сказанного выше, я хотел бы заметить, что личность А.Кудрина очень напоминает мне обычного бухгалтера советских времен.

Из министров, которых также можно отнести к экономическому блоку, я хотел бы выделить министра транспорта г.Левитина, и министра регионального развития г.Яковлева, но, при этом, было бы несправедливым не упомянуть небезызвестного главу РАО ЕЭС г.Чубайса, который хоть и не является министром, но фактически возглавляет фундаментальную производственную отрасль страны.

Причины, по которым на пост министра транспорта был назначен г. Левитин, известны только В. Путину и близкому к нему кругу лиц. Кандидат политических наук, который большую часть своей военной карьеры прослужил военным комендантом участка железной дороги вплоть до 1994 года. С 1996 по 2004 г. работал руководителем в одной из транспортных компаний небезызвестной "Северсталь-групп". 9 марта 2004г. назначен министром транспорта и связи РФ.В настоящее время потихоньку разрастается скандал по поводу исчезновения огромных сумм и неоправданного расходования средств при строительстве федеральных автомобильных дорог, но я не уверен, что к г. Левитину это имеет прямое отношение, уж слишком короткий срок он пока еще занимает эту должность.

Но связано ли хоть как-нибудь это его назначение с созданием РАО "Российские железные дороги" и так ли уж необходимо было это акционирование российских железных дорог? Россия - не Англия, в которой уже существует развитая сеть автомобильных дорог, в результате чего железная дорога испытывала острейшую конкуренцию. Но вот во Франции, например, где тоже существует развитая сеть автомобильных дорог, даже одно предположение государственных чиновников о приватизации железных дорог может вызвать такую реакцию профсоюзов, которая надолго парализует жизнь всей страны. Чего никак нельзя сказать о России.

Господин Яковлев - редкий министр на экране телевизора и, пожалуй, один из немногих, кто является специалистом в своем деле. Но мне искренне жаль его лишь только потому, что готовится коммунальная реформа, в результате которой все коммунальные проблемы, накопившиеся в этой отрасли еще с советских времен, государство надеется переложить "на плечи" своих граждан. Думаю, что никто не возьмется предсказать возможные последствия.

Но понимает ли сам В. Яковлев, что нынешнее состояние экономики России не выдержит шоковой - коммунальной реформы? И тут ни ему, ни тем, кто над ним, не помогут ни нефть, ни газ. Полагаю, что как специалист, он это хорошо понимает, но молчит, публично, по крайней мере. Невольно вспоминаю слова из песни А. Галича: "Ах, как просто попасть в палачи! Промолчи. Промолчи. Промолчи.".

Что касается г. Чубайса, то ситуация, которая сложилась вокруг него в последнее время, в очередной раз представляет собой очередной фарс.

Когда, в свое время, А. Чубайс возглавил РАО ЕЭС, то ни у одного человека с интеллектом не ниже среднего, не было ни малейшего сомнения в том, что он ничего не смыслит в энергетике, и единственная причина, почему он так стремился занять этот пост, состояла в том, чтобы порулить мощнейшими финансовыми потоками. Порулил.

Ни у кого, почему-то, и не возникало к нему серьезных вопросов, помимо интереса к его высокой зарплате в этой, практически государственной компании до тех пор, пока не произошло столь памятное веерное отключение потребителей электроэнергии в Москве и прилегающих регионах. Ну и что? Да ничего. Дальше рулит. Сейчас, вдруг, начал пугать жителей России новыми возможными отлучениями от "лампочки Ильича". Говорит, растет производство.

Кто или что растет? Если он имеет в виду рост ВВП (уже успевшего набить оскомину от постоянного употребления), то о спекуляциях с этим показателем я уже упоминал выше. Но в данном контексте я хотел бы обратить внимание на другой его аспект: по определению, ВВП выражает собой совокупную стоимость конечных товаров и услуг, произведенных на территории данной страны в рыночных ценах. Вот это последнее - "в рыночных ценах" - и есть самое замечательное: выросла рыночная цена на энергоносители на мировых рынках - вырос и ВВП России. А тот факт, что наблюдается рост энергопотребления именно в Московском регионе, отнюдь не является откровением, но при чем тут вся Россия? И почему ему вдруг понадобилась страшилка с нехваткой электроэнергии именно тогда, когда сомнения в его несоответствии занимаемой должности получили реальное подтверждение?

Ответ придет через пару недель, когда г. Чубайс озвучит свои "виды" на 12 миллиардов долларов США (!) из создаваемого государственного инвестиционного фонда, которые он хотел бы потратить на строительство Туруханской ГЭС. И цель вроде бы благая, но если только Правительство Российской Федерации доверит именно этому человеку "рулить" подобной суммой, учитывая, что и проект явно не внеочередной, а также и прочие аспекты этого вопроса, то мне будет, искренне и безнадежно, жаль безропотный российский народ. Ну и что? Ничего. Продолжает рулить. Видно очень любит г. Путин г-на Чубайса. Любит и ценит.

Такие вот у нас министры. Говорить что-либо о г. Фрадкове не имеет смысла, поскольку за все время его пребывания на посту главы правительства, он не сказал ничего выдающегося или даже существенного, за исключением признания полной неспособности нынешнего правительства определить достойные проекты для государственных инвестиций. Тут он явно проговорился и внес некоторую сумятицу в плотные ряды своей команды, которая, сомкнувшись, снова продолжила свой бег куда-то в темноту, стройным хором (подобно американскому спецназу) выкрикивая: "ВВП! ВВП! ВВП! "... О заместителях г. Фрадкова я могу сказать еще меньше.

И, вот тут-то, мы подошли к главному реформатору, как экономики российского государства, так и его социальной структуры - Президенту Российской Федерации.

Согласно переданной ему по наследству конституции, якобы законно вступившей в силу после известного путча 1993 года, он обладает практически неограниченной властью на всей территории России. Именно этот человек, прежде всего, ответственен за существующее правительство, за продолжающийся развал экономики, а также и за структурную социальную деградацию российского общества.

Именно по результатам деятельности его команды, под которой я, прежде всего, понимаю нынешнее правительство, мы можем судить о ее качественном подборе, что и является основным критерием оценки деятельности самого Президента.

Но почему же тогда г. Путин так упорно держится за эту команду, которая не только не блистала за последние шесть лет, но и (это стоит особо отметить) до сих пор не может предложить ничего, что бы можно было назвать подобием "света в конце тоннеля". В чем резон? Личная преданность, или круговая порука?

Единственный эффект, который можно наблюдать от проводимых нынешним правительством реформ - они будоражат общество.

Но, может, именно в этом и состоит их основная цель: будоражить умы обывателя и отвлекать его внимание от чего-то более существенного, чем могут оказаться и сделки по реприватизации "Сибнефти" и "Юганснефтегаза", и либерализация "Газпрома" после недешевой покупки "Сибнефти", и акционирование российских железных дорог, и предстоящая реприватизация АвтоВАЗа, и прочее, прочее, прочее, вплоть до перевода средств Стабилизационного фонда за рубеж, что в сумме составляет сотни миллиардов полновесных долларов США.

Сумма одной только сделки по "Сибнефти" такова, что если только предположить наличие в ней "отката", то он большинством моих сограждан будет оцениваться числом с девятью нулями долларов США. А если принять во внимание, что основным бенефициаром этой сделки является частное лицо - г. Абрамович, который вдруг по "доброте душевной" может решить поделиться с кем-нибудь из нынешних власть предержащих, то доказать наличие сговора будет более чем проблематично. Искренне заявляю, что я не отношусь с предубеждением к Р. Абрамовичу. Если в его действиях не было нарушений закона при покупке "Сибнефти", как и при ее продаже, то в обоих случаях он поступил, на мой взгляд, очень разумно. Я скажу более: если бы только г. Абрамович согласился стать Президентом Российской Федерации, при условии, конечно, что он не будет использовать свое положение для дальнейшего обогащения своей семьи, родственников, друзей и знакомых за счет государства или его жителей, то я не вижу более подходящей кандидатуры на этот пост, поскольку продемонстрированные им рассудительность, выдержка и точный расчет невольно внушают уважение. Но он - умный человек, поэтому ни за что не согласится. А вот к тем, кто истратил государственные деньги на эту сделку, у меня очень много вопросов. Если покупку государством "Юганскнефтегаза" еще можно как-то объяснить финансовыми претензиями государства к "Юкосу", хотя процедура покупки этой компании очень напоминала криминальную схему, то каково экономическое обоснование покупки "Сибнефти"? Какие конкретные выгоды получит государство в лице "Газпрома" от этой сделки? Почему оплату этой сделки будет осуществлять "дочка" "Газпрома", находящаяся в Бельгии? Что потом произойдет с "Сибнефтью"? Будет ли она вновь приватизирована через "Газпром" за меньшие деньги, чтобы впоследствии быть снова реприватизированной государством за большие? Вы следите за ходом моей мысли? Это же очень похоже на насос, который качает нефть из-под земли: поршень вверх, поршень вниз, продал дешевле, купил дороже. Изобретен "вечный" источник доходов для высших лиц государства. Одновременно решен вопрос легитимации предприятий приватизированных в девяностых годах прошлого века, причем так изящно, что даже г.Ходорковский "отдыхает" вместе со своей идеей "специального компенсационного налога". Нет больше олигарха Абрамовича, есть просто богатый человек, который вполне законно получил причитающиеся ему миллиарды. Так и хочется воскликнуть: "Ай, молодца!". Вот только к кому будет относиться этот возглас, я и сам толком не знаю. Возможно к тем, кто придумал эту схему. Впрочем, и к г. Абрамовичу у меня все-таки есть один вопрос: "Что явилось истинной причиной продажи преуспевающей частной компании?". Вопрос, на который я вряд ли когда-нибудь получу откровенный ответ.

Экономика рушится, народ в массе своей нищает, социальная структура скоро будет напоминать социальную структуру арабских или африканских нефтедобывающих стран, и, как следствие всего этого, неизбежный отход от столь часто декларируемых демократических принципов, но огромные деньги при этом "крутятся" и куда-то исчезают.

Кто нынче способен хоть в какой-то степени контролировать нынешнего президента и его команду? Средства массовой информации? Сегодня практически все ведущие телеканалы принадлежат в той или иной мере этой команде. Совет Федерации? Но всех его членов можно считать назначенцами президента, поскольку если кто-либо из них позволит себе хоть малейший шаг в сторону, он будет немедленно смещен со своего поста. Дума? Но она практически полностью контролируется "Единой Россией". Кстати, этой партии следовало бы отчитаться за те три года своей безраздельной власти в парламенте и за безоговорочную поддержку практически всех инициатив президента и правительства. Но тут возникает вполне уместный вопрос - а перед кем? Перед народом? Ах, бросьте! Как считают социологи, российскому народу привычен социальный патернализм, причем в советский период были заложены очень прочные основы именно государственного патернализма. "Народ" уже давно смирился со всем, вы только не отключайте ему тепло, свет и воду, и не забывайте вовремя снабжать его зрелищами в виде мыльных опер или мыльных пузырей, чтобы отвлечь его внимание от вздорных мыслей о своей судьбе.

Какой очередной мыльный пузырь надуют вместе "Единая Россия" и В. Путин на предстоящих парламентских и президентских выборах, чтобы "народ" снова проголосовал за их пребывание у власти? Возможно, это будет очередной конфликт с Украиной. Снова будут обсуждать цены на газ или права русскоязычного населения, и будут громко спорить, кому выгодно обострение противостояния. Кому - кому? Да обоим и выгодно, я бы даже сказал, позарез необходимо, чтобы отвлечь внимание граждан своих стран от результатов, проводимых ими реформ. А не Украина, так война на Кавказе, или что-нибудь еще в этом роде.

Нет, не за "Единую Россию", и уж тем более не за наследственного преемника г.Путина будет голосовать "народ" на ближайших парламентских и президентских выборах. Он, по простоте своей, будет голосовать за ту видимость стабильности, которая, по его разумению, проявляется в обеспечении его минимальными жизненными ресурсами через непонятные ему схемы акционированных государственных монополий, иначе говоря, за ту видимость стабильности, которая, на мой взгляд, "хуже воровства". Но при этом ни сам г. Путин, ни члены его правительства, похоже, не осознают, насколько опасны тенденции в изменении структуры нынешнего российского общества, которые делают это общество беззащитным не только от внутренних потрясений, но и от возможной внешней агрессии.

Но, вот то, что я знаю наверняка, это когда вконец отощавшему "народу" надоедят мыльные оперы вкупе с мыльными пузырями нынешних или подобных будущих власть предержащих, и он, наконец-то, скажет свое решительное НЕТ, то сразу же с удивлением обнаружит, что казна опять пуста. И снова будет смута. И придут новые раскаявшиеся старые, и надуют новый пузырь о золоте, но теперь уже другой "семейной" партии.

Владимир Постников

От редакции. Опубликовано в сокращении. Полный текст статьи В.Постникова см. на сайте www.rpk.len.ru

 



Все содержание, (L) Copyleft 1998 - 2019