Rambler's Top100

РПК
Российская Партия Коммунистов

(Региональная Партия Коммунистов)
 
English
Deutsch

Коммунист Ленинграда

Советское Возрождение

 

Mail to Webmaster rpk@len.ru

Группа РПК
в Контакте

ЖЖ РПК

TopList

 

От редакции: Публикуя данный материал в порядке дискуссии, мы считаем необходимым выразить своё несогласие с теми абстрактными критериями внеклассовой (так называемой "общечеловеческой") морали, которые противоречат классовой морали большевизма. На наш взгляд, абсолютно прав был В.И. Ленин, задававшийся вопросами морали и сам на них блестяще ответивший. "Но существует ли коммунистическая мораль? Существует ли коммунистическая нравственность? Конечно, да. Часто представляют дело таким образом, что у нас нет своей морали, и очень часто буржуазия обвиняет нас в том, что мы, коммунисты, отрицаем всякую мораль? В каком смысле отрицаем мы мораль, отрицаем нравственность? - задавался вопросом Ленин. И сам же на него отвечал. - В том смысле, в каком проповедовала её буржуазия, которая выводила эту нравственность из велений бога. Мы на этот счет, конечно, говорим, что в бога не верим, и очень хорошо знаем, что от имени бога говорило духовенство, говорили помещики, говорила буржуазия, чтобы проводить свои эксплуататорские интересы? Всякую такую нравственность, взятую из внечеловеческого, внеклассового понятия, мы - отрицаем. Мы говорим, что это обман, что это надувательство и забивание умов рабочих и крестьян в интересах помещиков и капиталистов. Мы говорим, что наша нравственность подчинена вполне интересам классовой борьбы пролетариата. Наша нравственность выводится из интересов классовой борьбы пролетариата. Вот почему мы говорим: для нас нравственность, взятая вне человеческого общества, не существует; это обман. Для нас нравственность подчинена интересам классовой борьбы пролетариата. А в чем состоит эта классовая борьба? Это - царя свергнуть, капиталистов свергнуть, уничтожить класс капиталистов".

 

МАНИФЕСТ ГУМАНИСТОВ РОССИИ

 

Современная Россия находится на сложном этапе своего исторического развития. После социальных и экономических потрясений 90-х годов ХХ века страна постепенно восстанавливается, но позитивные тенденции пока ещё незначительны и недостаточны для решения масштабных задач, стоящих перед страной и всеми её гражданами. Для динамичного развития государства нужны не только экономические реформы, необходима идейная и нравственная опора, объединяющая все российское общество. Таковой может стать идея гуманизма - идеология светлого будущего и нашей страны, и всего человечества.

Идеи гуманизма не новы. На протяжении многих веков они имели актуальное общечеловеческое значение. Историки различают античный гуманизм и гуманизм арабского возрождения (XI-XII вв.), византийский гуманизм (XIV-XV вв.) и гуманизм эпохи европейского Возрождения (XIV-XVI вв.). Широкое признание идеи и ценности гуманизма получили в эпоху Просвещения, превратившись с того времени - наряду с прогрессирующей наукой, технологией, идеей прав человека и справедливого общества - в глубинный и постоянно действующий фактор развития разных цивилизаций, в первую очередь европейской. Недаром многие философские учения однозначно отождествляли себя с гуманизмом, а многие известные мыслители и учёные справедливо считали себя гуманистами.

Современный гуманизм представляет собой многообразие общественных движений, приверженных идеям гуманизма, процесс организационного оформления которых начался в период между двумя мировыми войнами и продолжает развиваться в настоящее время. В гуманистических общественных движениях теория и практика предполагают тесную взаимосвязь и их взаимное дополнение.

Так что же такое гуманизм?

Гуманизм (от лат. humanitas - человечность) - это совокупность воззрений и действий людей, направленных во благо каждого человека, всего человечества и окружающего нас мира.

Гуманизм предполагает высокую нравственную позицию, включающую общепризнанные этические, культурные, демократические и экологические ценности, творческое и критическое мышление, научное мировоззрение и свободомыслие в различных его формах.

Основными составляющими гуманизма являются: признание ценности человеческой жизни, достоинства и свободы личности, в том числе права на свободу, но совместимую со свободой и правами других людей, на личную неприкосновенность, достойный уровень жизни, образование и просвещение, право на труд и справедливое вознаграждение, на отдых и социальное обеспечение, на демократию и честный суд, на пользование достижениями науки, культуры и искусства, на блага цивилизации и человеческое счастье, на самосовершенствование и реализацию своих талантов и наклонностей.

В комплекс обязательных человеческих прав и свобод согласно гуманизму также входят: свобода убеждений и их выражения, свобода слова и печати, свобода перемещения, мирных собраний и ассоциаций, свобода творчества, науки и искусства. Многие из этих прав и свобод получили международное признание и представлены в таких документах как "Всеобщая декларация прав человека" (ООН, 1948), "Международный билль о правах человека" (комплекс документов, изданных в разные годы) и др. Права и свободы человека декларированы и в Конституции Российской Федерации.

Гуманизм раскрывает истинный смысл человеческого существования, способствуя развитию нравственных личностных качеств, таких как доброта и отзывчивость, честность и порядочность, вежливость и тактичность, миролюбивость и благожелательность, дружелюбие и бескорыстие, благодарность и заботливость, совестливость и внимательность, мудрость и благоразумие, трудолюбие и ответственность; эти качества можно сформировать только посредством комплекса мер: просвещения, образования и воспитания человека.

Высоконравственный человек стремится быть физически и нравственно здоровым, культурным и разносторонне развитым, заботится о близких и приносит пользу обществу. Он должен осознавать как свои права, так и обязанности (подразумевающие нравственную, правовую и гражданскую ответственность), ибо только их сочетание обеспечивает гармоничное развитие личности, общества, государства и всего человечества.

Гуманизм открывает широкие возможности развития человека и человеческого общества в их взаимном дополнении и гармоничном единстве. Многие мыслители видели в гуманизме идеал справедливого общества и человеческого счастья. Благо человека в системе гуманистических ценностей является важнейшим критерием оценки эффективности социальных институтов государства, а наличие в нем свободы, равенства, справедливости и братства - необходимым условием существования гуманистического общества.

Принципы гуманизма должны быть неотъемлемой частью индивидуального и общественного самосознания, всех институтов цивилизованного общества, его политики, экономики и права, государственного устройства и системы социальных гарантий, трудовых и межличностных отношений.

Мы, российские гуманисты, следуя принципам светского (научно-просвещённого) гуманизма во благо нравственного, культурного, социального, политического и экономического процветания России, выступая за достоинство, свободу и социальную ответственность её граждан, заявляем:

1. Мы - сторонники общечеловеческих нравственных норм, где нет места вседозволенности, цинизму, нигилизму, аморальности, социальной безответственности, элитарности, высокомерию и эгоизму. Гуманисты небезразличны к каждому человеку, проживающему в любом уголке нашей огромной страны и на просторах нашей прекрасной планеты. 2. Мы полагаем, что мораль не требует религиозного обоснования, поскольку является результатом исторического обобщения человеческого опыта, закреплённого в культурных традициях общежития этическими нормами, способствующими выживанию и благоденствию людей. Но мы признаем, что мировые религии, аккумулируя в себе этот многовековой и тысячелетний нравственный опыт, существенно влияли на развитие культуры и внесли значительный вклад в формирование морали. 3. Мы - сторонники научного мировоззрения, в котором нет места ни религиозным мифам и догмам, ни паранормальным верованиям. Мы стремимся к познанию объективной реальности, поэтому опираемся на базовые научные знания и результаты научных исследований. Но, уважая свободомыслие и право верования, мы за широкое сотрудничество с религиозными гуманистами, если оно направлено на общие цели. 4. Мы за творческое и критическое мышление, здравый смысл и рациональное отношение к действительности, где нет места любым мистическим проявлениям. Светский гуманизм опирается на разум: как на разум каждого человека, так и на разум всего человечества. 5. Мы за мирное и гармоничное сосуществование народов и стран с различными культурными и национальными традициями, религиями и представлениями о мире. Но мы категорически против расово-этнической, культурной, идеологической и религиозной нетерпимости, фундаментализма и фанатизма, против дискриминации и неравенства, как и против неуважения к традициям, если они не создают угрозу для физического и нравственного здоровья. В цивилизованном обществе принцип равенства должен уважаться в четырех его важнейших составляющих: равенство перед законом, равное уважение, равенство возможностей, удовлетворение основных потребностей (в пропитании, жилье, безопасности, поддержании здоровья, культуре и образовании). 6. Мы осуждаем жестокие, крайне недемократические режимы (тоталитаризм, деспотизм, диктатура, тирания, фашизм); авторитарные режимы и уличный экстремизм толпы; репрессивные религии и идеологии (в том числе современный религиозный и политический экстремизм). 7. Мы поддерживаем политические и гражданские акции с общедемократическими требованиями и приветствуем участие гуманистов в политических партиях, деятельность которых не противоречит Конституции РФ и данному Манифесту. Гуманизм открыт всем политическим партиям, но ни одна не имеет права на монополизацию гуманистической идеи. 8. Мы - сторонники свободы слова. Но мы категорически против унижения человеческого достоинства в любой его форме, в том числе оскорбления убеждений верующих и неверующих, разжигания межэтнической, религиозной и прочей вражды и агрессии, против пропаганды культа насилия, аморальности, асоциального образа жизни, агрессивного индивидуализма и вредных привычек, которые периодически отмечаются в средствах массовой информации (СМИ). Мы также против ограничения конституционных прав и свобод ссылками на чувства верующих, экстремизм и иные аргументы, используемые в политических целях. Чувства верующих и любые другие чувства не могут служить критерием объективности, к тому же всякая критика убеждений (мировоззренческого, политического, научного, эстетического или иного характера) не должна трактоваться как оскорбление чувств и разжигание ненависти к кому-либо или чему-либо (к личности или идеалу). 9. Мы выступаем за объективность информации в СМИ, поддерживаем общественный контроль за содержанием и качеством передач и публикаций, но против государственной, корпоративной, партийной и конфессиональной цензуры. 10. Мы против вмешательства религиозных организаций в дела государства и за отделение церкви от всех институтов государства: учебных и госучреждений, правоохранительных и силовых структур, в соответствии с положениями Конституции и Федеральных законов. Мы за научно-просветительский характер образования и против вероучительных дисциплин в государственных учебных заведениях. 11. Мы против норм и традиций, обосновывающих мужское доминирование и подчинённое положение женщин. Мы за гендерное равноправие. 12. Мы выступаем за абсолютное равенство всех перед Законом, за неукоснительное соблюдение его всеми членами общества, за практику законотворчества в соответствии с Конституцией и исключение законодательного диктата каких-либо организаций и лиц. 13. Мы приветствуем все формы народовластия и общественной инициативы, которые способствуют созданию подлинно народного государства с высокоразвитой социальной сферой, обеспечивающей реализацию основных прав и свобод человека. 14. Мы поддерживаем такую экономику, которая отвечает человеческим нуждам и обеспечивает благосостояние каждого человека. 15. Мы за разумное и бережное отношение к природе в соответствии с российским и международным законодательством, за эффективный экологический контроль и рациональное природопользование в интересах человечества. Но мы против использования экологических факторов для политического и экономического давления и недобросовестной конкуренции. 16. Мы поддерживаем право каждого человека на жизнь, труд, жилье, безопасность, здоровье, образование, культуру, искусство, творчество, отдых и стремление к счастью, сообразно собственным желаниям, если они реализуются не за счет других людей. 17. Мы выступаем за создание условий для удовлетворения первостепенных жизненных потребностей людей: в жилой площади, коммунальном обслуживании, общественном транспорте, юридических услугах, здравоохранении, дошкольном воспитании, среднем и высшем государственном образовании. 18. Мы призываем создавать необходимые условия для повышения уровня здоровья населения за счет общедоступности медицинских и оздоровительных услуг (в санаторно-курортной и поликлинической сети, в оздоровительных и спортивных учреждениях), за счёт массового спортивного движения, просвещения народа и здорового образа жизни: рационального режима труда, полноценного отдыха, правильного питания, двигательной активности, физкультуры и спорта, благоприятных условий проживания, позитивного доброго мышления, к людям и природе доброго отношения. 19. Мы за создания справедливой системы пенсионного обеспечения, которая гарантировала бы каждому человеку достойный уровень жизни, заботу и внимание социальных структур. 20. Мы поддерживаем воспитание детей и подростков на основе общепринятых этических норм, которые способствуют формированию сильного характера, высокой нравственности и общечеловеческой морали. 21. Мы содействуем повышению уровня образованности людей как предпосылки повышения общей культуры, этичности поведения, мудрости и человечности. 22. Мы поддерживаем такие действия государственных и общественных организаций, которые способствуют всестороннему развитию и самореализации личности и повышению нравственного уровня населения, что возможно лишь при наличии развитой системы просвещения, образования, искусства и культуры. Только высоконравственный народ способен создать цивилизованное общество, где будут царить благоденствие и согласие.

Многотысячелетний опыт развития цивилизации убедительно свидетельствует о том, что человечество движется к такой организации общества, при которой высшей ценностью должен стать каждый человек. Такую систему ценностей и принципов организации общества мы называем гуманизмом.

Долгое время движение в данном направлении происходило стихийно, под влиянием разных обстоятельств и потому крайне медленно. Сегодня многие начинают осознавать гуманизм в качестве своей позитивной идеи и цели развития человека и общества. Великие умы прошлого поняли это уже несколько веков назад. После Второй мировой войны была принята Всеобщая декларация прав человека, в которой зафиксированы многие гуманистические положения в качестве цели, к которой должны стремиться государства и правительства. Однако гуманистический идеал пока даже не осознан как цель и ценность значительной частью общества.

Гуманизм не утопия, а цель реальная, достижимая. И наша задача - ускорить движение к этой цели.

Манифест российских гуманистов - это программный документ, требующий дальнейших поисков, исследований, раздумий и обсуждений. Подписываясь под Манифестом, мы можем не соглашаться с отдельными его положениями, но мы приветствуем его публикацию, чтобы способствовать развитию гуманистических идеалов и нахождению способов претворения их в жизнь на благо развития нашей страны. Мы призываем соотечественников к плодотворному сотрудничеству для созидания гуманной и процветающей России.

Приложение

Российское гуманистическое общество и международное гуманистическое движение

Гуманизм - общечеловеческое мировоззрение, одним из идеалов которого является общечеловеческая этика, а одной из главных его целей - формирование международного гуманистического движения. И эта цель уже реализуется. В 1952 г. в Амстердаме

(Нидерланды) на Мировом конгрессе гуманистов был создан Международный гуманистический и этический союз (МГЭС) - крупнейшая ныне организация светских гуманистов. По данным на 2011 г. в МГЭС входят 117 гуманистических, атеистических, этических и скептических организаций из 38 стран. В качестве федерации национальных и региональных групп гуманистов МГЭС координирует их деятельность, помогает выстраивать стратегию работы на местах, способствует развитию новых гуманистических организаций, а также представляет интересы гуманистов в ООН (Нью-Йорк, Женева и Вена), ЮНИСЕФ (Нью-Йорк), ЮНЕСКО (Париж) и Совете Европы (Страсбург).

В 1980 г. была создана международная организация - Совет по демократическому и светскому гуманизму (с 1996 г. она стала называться Советом по светскому гуманизму). Совет издаёт журналы "Свободное исследование" и "Фило: Журнал общества гуманистических философов", а в 1983 г. он организовал Международную академию гуманизма (International Academy of Humanism). Деятельность академии включает проведение семинаров и конгрессов, издание общественных заявлений, публикацию статей, монографий и книг, демонстрирующих гуманистический взгляд на мир.

Среди членов МГЭС две российских организации: Межрегиональное общественное объединение "Российское гуманистическое общество" (РГО), функционирующее с 1995 г., и общественный фонд "Здравомыслие".

РГО содействует разработке, распространению и утверждению в российском обществе идей светского (научно-просвещённого) гуманизма и свободомыслия; способствует изучению принципов научно-атеистического и других форм нерелигиозного мировоззрения. В РГО с 1996 по 2013 гг. издавались журнал "Здравый смысл", сборники статей и альманахи, посвящённые теории и практике гуманизма в России и за рубежом, проводились крупные международные симпозиумы и конференции, летние школы и семинары, способствующие развитию в общественном сознании идей научно-просвещённого гуманизма.

РГО поддерживает тесные связи с гуманистами Словакии, Хорватии, Норвегии, Англии, Германии, Нидерландов, США и других стран. Связи гуманистов основаны на единстве в понимании основополагающих документов международного движения гуманистов: "Гуманистический манифест I" (1933), "Гуманистический манифест II" (1973), "Декларация светского гуманизма" (1980), "Декларация взаимной зависимости: Новая глобальная этика" (1988), "Гуманистический манифест 2000: Призыв к новому планетарному гуманизму" (2000), "Амстердамская декларация 2002", "Гуманистический манифест III" (2003), "Декларация неогуманизма" (2010), "Оксфордская декларация свободы мысли и самовыражения" (2014).

27 февраля 2015 г., СПб   Замечания присылать Александру Григорьевичу Сушанскому,
Санкт-Петербургское отделение Российского гуманистического общества
по эл. адресу: alexdiet@mail.ru

 

О Манифесте российских гуманистов Предлагая вниманию читателей "Манифест российских гуманистов", необходимо кратко пояснить то, как он появился. В конце ноября прошлого года Валерий Александрович Кувакин, почетный президент Российского гуманистического общества (РГО) прислал по электронной почте в Санкт-Петербургское отделение на рассмотрение, одобрение или неодобрение проект "Манифеста российских гуманистов". Некоторые положения Манифеста, в частности осуждение советского варианта тоталитарного правления, вызвали категорические возражения ряда членов Санкт-Петербургского отделения и отказ его подписывать. После чего "отказники" начали работу по приведению присланного текста в более менее приемлемый вид, которая продолжалась более двух месяцев, в том числе и после того, как т.н. "московский вариант" получил в конце декабря одобрение, в том числе и части петербуржцев, и был опубликован на сайте РГО (см.: http://www.humanism.ru/manifest2015.htm). Все аргументы о том, что текст нуждается в доработке, услышаны не были, как и просьба опубликовать на том же сайте "питерский" вариант. Более того, на эту просьбу, адресованную Александром Григорьевичем Сушанским лично В. А. Кувакину, не поступило никакого ответа. В этих условиях тем, кто разрабатывал "питерский" вариант, не оставалось ничего другого как искать самим возможности для его обнародования. В самом "питерском" Манифесте подчеркивается, что это - "документ, требующий дальнейших поисков, исследований, раздумий и обсуждений". К тому же, это результат совместной работы людей, придерживающихся различных точек зрения по многим, в том числе и политическим, вопросам. В этом одна из причин как его слабостей, так и достоинств. Как бы то ни было те, кто его писал, будут благодарны за любую здравую критику и советы, которую можно послать одному из разработчиков, А.Г. Сушанскому по эл. адресу: alexdiet@mail.ru

 



Все содержание (L) Copyleft 1998 - 2024