Rambler's Top100

РПК
Российская Партия Коммунистов

(Региональная Партия Коммунистов)
 
English
Deutsch

Коммунист Ленинграда

Советское Возрождение

 

Mail to Webmaster rpk@len.ru

Группа РПК
в Контакте

ЖЖ РПК

TopList

 


 

К истории советского планирования

 

Сохранение товарных отношений было обусловлено низким уровнем развития производительных сил в стране, которое сохраняло мелкое крестьянское хозяйство, охватывающее 3/4 населения страны. Обособление крестьянского производства, ибо его производство было в основном направлено на удовлетворение потребностей самого крестьянина, в условиях естественно сложившегося общественного разделения труда не могло не породить неизбежным товарные отношения.

Но существование товарных отношений не могло отменить планомерную организацию обобществленного промышленного производства. Первые единые хозяйственные планы, охватывающие все общественное производство, представляли собой скорее программы восстановления. Тресты разрабатывали конкретные планы производства продукции, которые впоследствие соединялись в единую производственную программу. Ранее уже было сказано о том, что недостаточный учет общего состояния производства при разработке программы на 1920/1921 годы привел к топливному кризису, который парализовал промышленность. При разработке плана на 1921/1922 год Госплан усилил свою корректирующую роль полученных программ трестов, но и он имел существенные недостатки: ни одна отрасль не справилась с производственными заданиями. План на 1922/1923 год был составлен на основе более реальных оценок, что позволило выполнить план по валовому объему производства на 96,4 процента, а в обрабатывающей промышленность выполнение составило 109 процентов. На такой же основе был составлен и план на 1923/1924 года, но его выполнение началось с кризиса сбыта вследствие "ножниц цен", что не позволило выйти на запланированный уровень. Все планы этих лет характеризует то, что (1) планирование осуществляется снизу вверх, от трестов к государственным плановым органам; (2) большую роль по выявлению потребностей играли синдикаты, торговые объединения, которые сформировывали заказы для промышленности; (3) планы основывались на технико-экономических возможностях: количество топлива, наличие и производительность оборудования, количество вовлекаемой в производственный процесс рабочей силы; (4) планы представляли собой программы по производству конкретных видов продукции, финансовые стороны планов занимали незначительную обобщающую часть; (5) существование ТДО оказывало свое проявление: выполнение планов оценивалась по валовой продукции, выраженной в стоимостном выражении.

Высшей точкой составления планов на основании такой методики был план на 1924/1925 год. Это была не просто производственная программа, это был производственно-финансовый план, в котором существовала производственная программа, опирающаяся на бюджетно-финансовые возможности. Данной методологии предшествовало все предшествующее развитие советской экономики.

Во-первых, поскольку продукт труда в промышленности является товаром, постольку необходимо осуществлять калькуляцию стоимости товара, что предопределило переход от натуральных форм заработной платы к денежной заработной плате.

Во-вторых, стремление стимулировать сельскохозяйственное производство в условиях товарных отношений привело к переходу от продналога к денежному налогу.

В-третьих, и это, пожалуй, главное в 1924 году была закончена денежная реформа и в стране стала существовать твердая валюта, что позволяло более точно ориентироваться в бюджетно-финансовой сфере. Но в любом случае порядок разработки плана на данный год сохранил свою прежнюю направленность движение: снизу вверх, от производственных программ посредством корректировок на основе финансовых возможностей к производственно-финансовому плану. Обобщающим показателем данного плана выступила СОВОКУПНАЯ СТОИМОСТЬ, стоимость совокупного общественного продукта, которая являлась обобщающим результатом всего производства. Тем самым план на 1924/1925 год создал основу для нового качественного скачка в планомерной организации общественного производства, что и нашло свое отражение в плане на все последующие годы. Это был скачок от производственного плана к товарному плану.

Общество должно еще до начала производства выявить существующие в обществе потребности, объединив самих потребителей в какие-либо потребительские общества. Эти потребительские общества выявляют существующие потребности и оформляют заказы в производственных звеньях. Производственные звенья на основании существующей на данном предприятии производительной силы труда разрабатывают производственные программы, которые с неизбежностью должны корректироваться единым экономическим центром, чтобы осуществить взаимоувязку и корректировку в зависимости от различной производительной силы труда на различных предприятиях и существующих общих потребностей страны. Развитие производительных сил общества будет сопровождаться ростом производительной силы труда на том или ином предприятии (невозможно чисто физически заменить все оборудование в один миг), что и предопределяет необходимость таких корректировок. Естественно, что выявление потребностей населения уже в силу своей массовости и разнообразия предполагает непосредственное участие самих членов ассоциации и тем самым требует привлечения их к плановой работе.

Но в СССР сохранилась товарная форма продукта труда. Теперь совокупный общественный продукт имеет не только свое вещественное содержание, но и стоимостную оценку. И когда мною была написана статья "Совокупный общественный продукт" то там все объяснено на логическом уровне. Теперь я предоставляют возможность читателям убедиться в этом и в историческом разрезе. План на 1924/1925 год был высшей формой, когда планирование в полной мере отразило ту самую форму в виде уравнения "а"товара А + "б" товра Б +...+ "n" товара N = Y золота. Но получив свою окончательную обособленную форму планируемый совокупный общественный продукт, который был результатом планирования, сделал сальто-мортале, перевернулся с ног на голову, перевернув свою формулу наоборот Y золота = "а" товара А + "б" товара Б +...+ "n" товара N. То, что было обобщающим результатом планирования, стало его предпосылкой.

Именно это и произошло при разработке планов на 1925/1926 год. При разработке плана на данный год впервые были установлены плановые контрольные цифры по валовой и товарной продукции для сельского хозяйства и для промышленности, по товарообороту и объему грузоперевозок. И это был качественный скачок в самом планировании, который и предопределил все последующее развитие страны. Что же из себя представляют контрольные цифры и что служит для их определения. Валовая продукция и товарная продукция есть ни что иное, как различные методы исчисления стоимости совокупного общественного продукта. Товарная продукция есть сумма стоимостей товаров, которые произведены предприятием за определенный плановый период времени, независимо от того, лежат ли данные товары на складе или проданы покупателям. Валовая продукция есть не что иное как товарная продукция плюс стоимость незавершенного производства. Нас же не беспокоит в данном случае как исчислялась стоимость совокупного общественного продукта, важно то, что она была установлена до начала разработки планов. Теперь тресты при разработки планов должны были ориентироваться, с одной стороны, на заказы синдикатов, которые с определенной долей вероятности выявляли потребности, а с другой стороны, на контрольные цифры .

Поскольку совокупная стоимость является предпосылкой процесса планирования, постольку она не может быть результатом разработки планов на основании существующих потребностей и существующей производительной силы труда. В таком случае базой для определения плановой стоимости совокупного общественного продукта может служить только стоимость произведенного совокупного общественного продукта в предшествующий плану период. Абстрактно это можно выразить следующей формулой. Если мы обозначим, стоимость произведенного в прошлый период совокупного общественного продукта, как Д(пр), плановую контрольную цифру его стоимости как Д(пл), а произведенную его стоимость по окончанию планового периода также, как Д(пр), то получаем следующее движение стоимости совокупного общественного продукта Д(пр) - Д(пл) - Д(пр). Как видит читатель, здесь все части качественно одинаковы, они представляют собой деньги Д, здесь нет никакого качественного разнообразия, а в таком случае здесь могут существовать только количественные различия. И тогда нашу формулу необходимо выразить Д(пр) - Д'(пл) - Д'(пр), где, как Д'(пл) больше Д(пр), так и Д'(пр) больше Д(пр). Будет ли Д'(пр) = Д'(пл) в данном случае или нет не существенно, важно то, что Д'(пр) должна стремиться к Д'(пл). Но Д'(пр) есть тем самым база для разработки плана на последующий плановый период и соответственно Д"(пл) будет установлено больше, чем Д'(пр). Таким образом, переход к планированию с использованием контрольных цифр сам по себе порождает "планирование от достигнутого", которое так старательно критиковали в перестроечное время, так и не сумев понять его сущности и причин возникновения.

Но появление контрольных цифр оказало существенное влияние на сам процесс планирования. Ранее весь процесс планирования осуществлялся снизу вверх, от разработанных производственных программ на основе выявленных с определенной долей вероятности потребностей к государственным центральным органам, которые осуществляли корректировку планов, исходя из общего состояния тех или иных отраслей, финансовых возможностей бюджета, и в итоге сформировывался план. Совокупная стоимость была ее обобщающим результатом.

С установлением контрольных цифр разработанный план, составленный в соответствии со старой методологией мог противоречить установленным контрольным цифрам. В таком случае наступал период взаимоувязки разработанного плана с контрольными цифрами, чтобы достигнуть если не самих контрольных цифр, то по крайней мере, максимально приблизиться к ним. В таком случае в самом процессе планирования появляется возможность несоответствия планов с реальными возможностями его выполнения. И план на 1925/1926 год это вполне продемонстрировал.

Уже в первом квартале планового периода возник товарный голод, тот самый, который известен современному читателю как дефицит товаров, как превышение платежеспособного спроса над товарным предложением. Но товарный голод породил и неравномерность распределения предметов потребления. Особенно сильным оказался товарный голод в конце 1925 года. В результате пришлось пересматривать все плановые задания в сторону понижения.

Данный этап исследования не является целью осуществить анализ всех причин данного кризиса. Для нас в данном случае важным является сам по себе качественный скачок в планомерной организации производства. Именно потому, что сохранились в стране товарные отношения, а следовательно и деньги, как всеобщее воплощение стоимости, весь совокупный общественный продукт получил обобщающую форму: СОВОКУПНУЮ СТОИМОСТЬ. В отсутствие товарных отношений совокупный общественный продукт не имел бы, да и не мог бы иметь никакой обобщающей формы. Столы с картофелем попросту невозможно сложить, для данной математической операции необходимо качественное однообразие предметов, но товар "стол" и товар "картофель" могут быть подвергнуты любым математическим действиям, они, как товары, обладают общим свойством, они есть продукты абстрактного человеческого труда. Теперь совокупный общественный продукт есть не только совокупность потребительных стоимостей, произведенных для удовлетворения потребностей членов общества, но и особенная его форма, совокупная стоимость, которая есть обобщающий результат всего объединенного производства.

И эта особенная форма совокупного общественного продукта позволила осуществить данный качественно иной скачок в планомерной организации производства. Она стала базой для плановой разработки темпов роста производства, поскольку Д'(пл.) больше Д(пр.) за прошедший период, а отношение Д'(пл.) к Д(пр.) есть не что иное как темп роста. Эта особенная форма общественного продукта создала возможность планирования сверху еще до выявления конкретных потребностей в обществе. Если непосредственная планомерная организация с необходимостью предполагает для выявления потребностей и возможностей производства на том или ином предприятии непосредственное участие низовых структур, а следовательно и все общественное планирование осуществляется снизу вверх, то совокупная стоимость создала возможность осуществление планирования сверху вниз посредством установления контрольных цифр. Она создала возможность перехода от производства во имя удовлетворения потребностей к производству во имя совокупной стоимости.

Однако истины ради следует сказать, что напечатанные комиссией Смилги контрольные цифры на 1925/1926 год подверглись всестороннему обсуждению, были признаны несостоятельными в данный период, и в конечном счете Совет народных комиссаров не утвердил данные контрольные цифры, но они все-таки оказали свое влияние, о чем и было сказано выше.

На 1926/1927 год представленные контрольные цифры были составлены менее оптимистичными и для повышения их обоснованности был применен балансовый метод, посредством которого осуществлялась взаимоувязка контрольных цифр, но и они не получали своего утверждения в СНК. Контрольные цифры на 1925/1926 и 1926/1927 годы носили рекомендательный характер, но в стране развернулась широкая дискуссия о правомерности планирования на основе контрольных цифр. Участники дискуссии разбились на два противоположных лагеря. Одни считали, что существование контрольных цифр имеет право на существование, но они должны носить рекомендательных характер, чтобы показывать низовым структурам производственного процесса направление движения экономического развития, но основу планирование должно составлять выявление существующих потребностей и возможностей производства по их удовлетворению. По их мнению существующие материальные условия есть тот самый материальный объективно существующий базис, на основании которого только и возможно построение планов. другие считали, что планы потому не выполняются, что они не являются директивами партии и правительства. Советское государство диктатуры пролетариата должно ставить цели и с пролетарской решимостью добиваться их выполнения. Первые участники дискуссии получили название "генетиков", вторые - "теологов".

Начало конца данной дискуссии произошло при разработке контрольных цифр на 1927/1928 год. Если все предыдущие контрольные цифры были разработаны Госпланом, государством, как экономическим субъектом, то контрольные цифры на 1927/1928 год были рассмотрены на объединенном Пленуме ЦК и ЦКК ВКП(б), проходившем в июле-августе 1927 года. Решение Пленума дало директивы по составлению контрольных цифр. Таким образом контрольные цифры приобрели директивный характер, пока еще не закрепленный юридическими законами, но уже осуществленный. И установление контрольных цифр на Пленуме - еще один шаг к централизации всего производственного процесса, который все более и более приобретает совсем иную целенаправленность. Установление директив по разработке контрольных цифр на Пленуме есть не что иное, как сращивание государства как экономического субъекта с государством как политическим институтом. Придание директивного характера, хотя и на партийном уровне, контрольным цифрам, впервые осуществленное в 1928 году порождает совсем иное целеполагание в развитии производства. На смену непосредственной направленности на удовлетворение непосредственных потребностей приходит косвенное целеполагание, направленное на производство совокупной стоимости. Придание директивности контрольным цифрам на уровне партийных органов рано или поздно должно было получить и свое юридическое оформление, которое и нашло свое окончательное выражение в постановлении ЦК ВКП(б) от 5 декабря 1929 года "О реорганизации управления промышленностью".

 

31 июля 2003 г.   Иван
(Email:ivan1952@mail.tomsknet.ru)
(по материалам рассылки "Лефт-ру")


Все содержание (L) Copyleft 1998 - 2024