Rambler's Top100

РПК
Российская Партия Коммунистов

(Региональная Партия Коммунистов)
 
English
Deutsch

Коммунист Ленинграда

Советское Возрождение

 

Mail to Webmaster rpk@len.ru

Группа РПК
в Контакте

ЖЖ РПК

TopList

 

Е.А.Козлов: Заметки о конференции солидарности на Выборгском ЦБК.

Получив сообщение о том, что Координационный совет промышленных предприятий Санкт-Петербурга и Ленинградской области приглашает лидеров и активистов профсоюзов и рабочего движения принять участие 26-27 ноября в конференции на базе Выборгского ЦБК с целью обмена опытом по защите прав трудящихся и консолидации протестных действий, исполком нашей организации принял решение принять активное участие в проведении этой конференции и подготовке на Совете рабочих Ленинграда проектов ее решений.

Мы приняли единогласно такое решения несмотря на то, что с февраля 1998 года подчеркивали, что в основе событий на Выборгском ЦБК лежит криминальный передел собственности, в ходе которого областные и районные власти и местные мафиозные структуры активно используют в своих целях борьбу рабочих комбината (и были в этом отношении единственными представителями левого движения России, обращавшими внимание на эту подоплеку развернувшихся в 1998-99 гг. событий).

Однако, мы никогда и в этом, и в других аналогичных конфликтах (например, на "Русском Дизеле") не занимали позицию чистоплюйного стороннего наблюдателя,. а стремились (по мере возможности) использовать эти конфликты для самоорганизации и просвещения рабочих.. Попытка вооруженного захвата Выборгского ЦБК фирмой "Алцем" 13 октября, когда впервые в ельцинской России пролилась кровь рабочих, тем более не оставила нас равнодушными. В решении исполкома ЛО РПК по этому поводу подчеркивались три важнейших момента:

  • в основе этого и всех иных аналогочных конфликтов, ухудшения положения рабочих и удушения нашей промышленности лежит незаконная, грабительская приватизация, безусловной отмены которой мы добиваемся и aoдем добиваться;
  • недопустим и требует категоричного осуждения силовой способ разрешения конфликта, применение вооруженной силы спецназа Минюста "Тайфун" против рабочих и мы требовали объективного расследования проишествия независимой коммиссией с участием профсоюзов и наказания виновных в кровопролитии;
  • выход из запутанного клубка судебных дел о продаже Выборгского ЦБК - в том, чтобы вернуть его бывшему собственнику- т.е.государству; ни в коей мере нельзя допустить, чтобы этот крупнейший в Европе комбинат, который строил весь Советский Союз достался бы либо Сабадашу (владельцу фирмы "Алцем"), либо братьям Рубиновичам ("хозяевам" Выборгского района).

Считая также, что предстоящая конференция на Выборгском ЦБК послужит делу объединения борющихся против приватизации трудовых коллективов России, даст яркое представление о состоянии и специфике этой борьбы, мы приняли решение пригласить на конференцию наших товарищей из Партии трудящихся Франции - активистов профсоюзного движения в своей стране.

Нет возможности, да пожалуй и необходимости, описать в этих заметках весь ход конференции "мятежных предприятий", тем более, что ее работа, особенно в первый день, когда 68 представителей из 33 городов России делились опытом своей борьбы, подробно освещалась многочисленными СМИ. Цель этой публикации - показать, какая работа велась во второй день работы конференции, когда принимались ее решения. какими дискуссиями она сопровождалась, какая борьба велась внутри редакционной комиссии конференции. Автор принимал активное участие в этих дискуссиях как член редакционной комиссии от Ленинградского металлического завода (по мандату профкома ЛМЗ), внесший на рассмотрение комисии, а затем конференции проекты резолюций "О проектах нового Трудового кодекса Российской Федерации", "Об отношении к политическим партиям", "Обращение к участникам Открытой всемирной конференции в защиту независимости профсоюзов и демократических прав в Сан-Франциско". Другими членами редакционной комиссии были: А.В.Бузгалин (член Оргкомитета конференции), С.Н.Квашнин (РПК), Ю.Г. Терентьев (РКРП), С.Ю.Трохин (Совет рабочих Московского региона), В.Ф.Уманцев (Совет рабочих Ленинграда), Л. Якушева (профком Выборгского ЦБК). И если я в чем-нибудь впаду в субъективность при изложении хода работы комиссии и конференции, у них есть возможность поправить меня на страницах нашей газеты. С резолюциями , принятыми на конференции, можно познакомится в последнем номере газеты РКП-КПСС "Голос коммуниста" и в публикации, восполняющей допущенные ею пробелы в данном номере "Коммуниста Ленинграда".

Первое серьезное столкновение мнений участников конференции произошло при обсуждении резолюции о трудовом кодексе.Председатель Союза трудовых коллективов Приморья, секретарь Приморского крайкома КПРФ и депутат Госдумы т.Гришуков выступил против принятия этой резолюции, внеся альтернативный проект, в котором в общих чертах говорилось о необходимости изменения трудового законодательства и усиления ответственности работодателей за его нарушения. О причинах такого отношения депутата Госoaa?noaaiiie Думы к проекту резолюции нетрудно догадаться. Оценивая снятие 15 ноября 1999 г. Советом Думы правительственного проекта Трудового Кодекса с дальнейшего обсуждения как частичный успех рабочих и профсоюзных организаций, резолюция осуждала половинчатое решение Совета Государственной Думы, поскольку оно избавляло депутатов от выявления их позиций перед избирателями по этому важнейшему вопросу и облегчало проталкивание правительственного законопроекта в третьей Думе. Негативное отношение к проекту Трудового Кодекса Фонда Рабочей Академии, поддержанного большинством участников конференции, высказал в своем выступлении еще один депутат Государственной думы, председатель ее комитета по промышленности и транспорту Г.Костин (член Президиума ЦК КПРФ), заявив при этом, что надо сохранять советский КЗОТ, а не вносить новые законопроекты. Несмотря на эти возражения. абсолютным большинством голосов была принята резолюция конференции, в которой отмечалось: - "борьба за трудовой кодекс, отвечающий интересам рабочего класса России и его союзникам не может считаться завершенной! Мы призываем к продолжению борьбы под лозунгами: Нет- правительственному Трудовому кодексу, устанвавливающему диктатуру хозяев на производстве! Да - профсоюзному проекту Трудового кодекса!"

Еще более эмоциональной и острой была борьба вокруг проекта резолюции "О создании Союза борьбы за освобождение труда", внесенного А.В.Бузгалиным и поддержанного председателем профкома ЗАО "Выборгский ЦБК", сопредседателем конференции В.Киряковым. Внесенный проект был необъективен по отношению к существующим политическим партиям, обвиняя их в том. что они "не являются плодом самостоятельной общественно- политической активности трудящихся, не являются результатом объединения трудящихся для организованной защиты своих интересов". Это естественно вызвало возмущение членов РКРП и КПРФ, участвовавших в работе конференции. Проект был в то же время утопичен и амбициозен, претендуя на создание без всякой предварительной работы , в ходе самой конференции новой организации, игнорирая уже существующие общественно-политические организации, активно участвовавшие в подготовке данной конференции.

Поскольку в редакционной комиссии этот проект был отклонен минимальным перевесом в один голос (Козлов, Квашнин, Терентьев, Уманцев против Бузгалина,Трохина и Якушевой), Бузгалин настоял на "информационном голосовании" проекта, отклоненного редкомиссией, явно стремясь выявить и организовать сторонников этого проекта. За новый "Союз борьбы" с гибридным названием, соединившим названия ленинской и плехановской организаций конца ХIХ века, было поднято чуть больше десятка рук.

В то же время все члены редакционной комиссии, в т.ч. и сторонники "Союза", сошлись в том, что наиболее адекватной нынешнему состоянию рабочего движения организационной формой было бы создание Координационного Совета борющихся коллективов. Более того, оппоненты Бузгалина подчеркивали, что организационные принципы и конкретные направления работы , разработанные им в проекте резолюции о "Союзе борьбы", весьма подходят для организации работы Координационного Совета. Компромиссный проект резолюции по этому вопросу был внесен Ю.Г.Терентьевым и почти единодушно принят делегатами конференции за основу.Это был важнейший политический успех конференции, учитывая многолетнюю борьбу различных компартий и созданных ими коородинационных центров за влияние на рабочее движение. Однако, одобрив общую идею создания единого Координационного совета, делегаты потратили еше немало времени на обсуждение поправок к этой резолюции, начиная с названия КС и кончая принципами представительства в нем.Страсти при их обсуждении достигли небывалой остроты и стороннему наблюдателю было непонятно, почему небольшие различия формулировок приводят к таким резким столкновениям, сопровождаемым угрозой даже покинуть конференцию (о чем заявили представители Воронежа). Опытным же участникам было понятно: речь идет о возможности влияния на состав и работу будущего КС. В этой связи нельзя не отдать должного представителям РКРП (председателю Лениградского Совета рабочих М.Марикяну, председателю ЦИК Советов А.Николаеву, секретарю ЦК РКРП Ю.Тереньеву) выступавшим в прениях по этой резолюции не с узко-партийной, а общеклассовой позиции, отстаивая представительство в Координационном совете предприятий России не различных околопартийных верхушечных организаций, а реальных представи-телей низовых структур рабочего движения, уполномоченных своими трудовы-ми коллективами.

Второй по силе и остроте взрыв эмоций сопровождал принятие резолюции конференции об отношении к политическим партиям. Конференция состоялась в разгар избирательной кампании по выборам новой Государственой Думы и было очевидно желание многих партий и отдельных кандидатов использовать ее в предвыборных целях. Очевидно было и то, что основные претенденты на победу в этой борьбе за поддержку делегатами конференции - представители блоков N 7 и N 20 не могли рассчитывать на единоличную победу. Пройти на конференции могла только компромиссная резолюция по данному вопросу. Два проекта такой резолюции и были внесены двумя членами редакционной комиссии, не входящими ни в один из этих блоков - А.В.Бузгалиным и Е.А.Козловым. Первый проект обещал поддержку всем партиям и избирательным блокам, которые поддержат в свою очередь решения конференции. При всей краткости и очевидности данного проекта, было ясно, что именно его неопределенность позволяла всем левым партиям трактовать его в свою пользу, не неся при этом никаких конкретных обязательств по развитию рабочего движения. Кстати, когда в конце работы конфренции была предоставлена возможность выступления представителям политических партий и кандидатам в депутаты Госдумы именно заверения общего характера о поддержке конференции и борьбы работников Выборгского ЦБК чаще всего и звучали. Причем об этом заявляли и беспартийные кандидаты-одномандатники, и представители блока "Единство", и кандидаты от блока "Женщины России", уверявшие, что у них много общего с рабочими . т.к. они тоже защищают "интересы людей" и также не были представлены во второй Госдуме.

При обсуждении же самого проекта резолюции по данному вопросу проект Бузгалина наиболее рьяно защищали члены КПРФ, яростно упрекая автора этих строк в узко-партийном, т.е РКРП-шном подходе, в раскольничестве и прочих смертных грехах. Но и формально, и по существу мой проект резолюции не был проектом, призывавшим голосовать за блок N 7. В нем говорилось: "Конференция призывает поддержать на выборах в Государственную думу кандидатов в депутаты тех политических партий, которые выступают за профсоюзный проект Трудового кодекса и за создание рабочей фракции в новой Думе". Таким образом, проект обеспечивал поддержку всем, кто отстаивает наиболее важные и конкретные политические задачи нынешнего этапа развития рабочего движения в России. Но тем, кто не хотел брать на себя ответственность за их решение, выгоднее было представить обсуждение этого проекта как конкурентную борьбу партий, подрывающую единство рабочего движения..

Результат бурного голосования оказался драматически-комичным: 22 голоса за резолюцию Козлова и 22 голоса за резолюцию Бузгалина. Комичность этому голосования придала последовавшая за ним сцена, когда председательствующий В.Киряков достал из одного кармана удостоверение помощника депутата Госдумы от КПРФ В.Купцова, а из другого -мандат кандидата в депутаты по блоку N 7 и заявил, что он не может разорваться между двумя блоками, между этими резолюциями и поэтому снимает их с дальнейшего обсуждения. Попутно он проигнорировал и мое предложение проголосовать за компромиссную резолюцию, объединяющую формулировку Бузгалина с текстом моего проекта.

Еще один эпизод борьбы в редакционной комиссии был весьма важен и показателен, хотя и не получил отражения в прениях всех участников конференции. Речь идет о резолюции "В поддержку борьбы трудового коллектива Выборгского ЦБК за свои права". Резолюция эта принималась в первый день конференции "с голоса" (зачитывал ее В.Киряков) под бурные аплодисменты присутствовавших и , как впоследствии уверял А.Бузгалин, была принята сразу "в целом". Когда на следующий день мы получили текст этой резолюции, выяснилось , что в редакционной комиссии ее никто не видел и не обсуждал, что было нарушением регламента принятия документов конференции. В то же время в тексте резолюции, наряду с совершенно правильными положениями, был и неприемлемый, на мой взгляд, пассаж о превращении комбината в "народное предприятие, собственником которого был бы трудовой коллектив, федеральные, областные и муниципальные государственные органы", причем кому бы принадлежал при этом контрольный пакет акций - было неясно.Мне удалось убедить членов комиссии, что вопрос этот очень важен и надо вновь вернуться к обсуждению этой резолюции, чтобы внести в нее пункт о ренационализации Выборгского ЦБК.

Однако затянувшийся политический балаган, в который были превращены (не без определенного умысла, по моим предположениям, со стороны В.Кирякова как противника деления рабочих на политические партии) выступления гостей конференции, и нерешительность председательствующего в этот момент заместителя председателя профкома ЛМЗ В.Тонни не позволили вернуться к обсуждению этого важнейшего вопроса о путях разрешения конфликта на ЦБК.

В заключение следует отметить, что конференция позволила в определенной мере реализовать все три цели, которые можно было обнаружить, наблюдая за ее участниками и организаторами.

Во первых, руководители профкома Выборгского ЦБК усилили свои позиции перед притязаниями фирмы "Алцем" на комбинат, продемонстрировав общероссийскую поддержку своей борьбы за "муниципализацию" ЦБК.

Во-вторых, представители левых избирательных блоков, и прежде всего - блока N 7 , приобрели дополнительный пропагандистский капитал, еще раз представ перед камерами ведущих телекампаний страны в надежде привлечь дополнительные голоса избирателей.

В-третьих, состоялся поучительный обмен опытом борьбы против приватизации и был впервые создан единый координационный центр этой борьбы на основе представительства реально борющихся трудовых коллективов.

Если будут решены вопросы финансирования и организационного обеспечения работы этого центра - это будет крупный шаг в развитии рабочего движения в России.

6 февраля 2000 г.

Е.А.Козлов, секретарь исполкома ЛО РПК.

P.S. После написания этих заметок на Выборгском ЦБК произошли события, к сожалению, подтверждающие наши предположения, что никакого реального овладения производством и утверждения рабочего самоуправления на комбинате не было. Более того, его "народный директор" А Ванторин заявил в газете "Новый Петербург" от 20 января 2000 года, что кровавое столкновение в ночь с 13 на 14 октября была провокацией Рубиновича и Сабодаша, которая не привела к еще большим жертвам только потому, что ставленник братьев Рубиновичей и бывший директор рынка В.Киряков проспал ее начало.Вся эта борьба отражала стремление Рубиновичей набить цену за уступку захваченного ими комбината водочно-алюминиевому "королю" Ленинградской области Сабодажу, что им и удалось сделать, закрепив достигнутую договоренность в "трехстороннем соглашении" от 15 января 2000 г., подписанном к тому времени 1800 работниками "народного предприятия" и 528 "нимоноровцами", а также скрепленном подписью и гарантиями губернатора области В.Сердюкова.

Уроки борьбы за Выборгский ЦБК требуют специального и подробного анализа.Пока же очевидно одно: рабочие активисты, вступая в неизбежные в условиях капитализма компромиссы и временные тактические соглашения, не имеют права манипулировать сознанием борющихся рабочих, а тем более превращать их в "пушечное мясо" своих клаассовых врагов. Деморализация и поражение в этих случаях неизбежны. И они не могут быть оправданы никакими ссылками на стремление " революционизировать" рабочее движение.



Все содержание (L) Copyleft 1998 - 2024