Характерная уступка
Забастовка докеров приостановлена. Что дальше?
Байка про мальчика, который кричал "Волки, волки!", - это, конечно, не о наших
докерах. У них все очень серьезно. Заголовки многотиражной газеты "Докер"
пестрят терминологией Уголовного Кодекса: "мошенничество", "афера", "ущерб в
особо крупных размерах" - все эти деяния приписываются нынешним владельцам
петербургского Морского порта. В каждом номере тексты обращений в Администрацию
Президента РФ, Генеральную прокуратуру и т. д. Вместе с тем на днях лидеры
местных забастовочных комитетов сообщили, что объявленная 30 августа бессрочная
акция протеста докеров приостановлена.
А была ли забастовка? Напомним, в течение смены докеры один-два раза
прекращали погрузку-разгрузку; при этом перерывы в работе в общей сложности
составляли час-полтора. Оценивать такие методы борьбы за свои права можно
по-разному. Например, с точки зрения председателя Конфедерации рабочих профсоюзов Михаила Дружининского, "так не бастуют - так перекуривают"... Тем не
менее, как подчеркнул вчера глава местного портового комитета Российского
профсоюза докеров (РПД) Александр Моисеенко, конфликт частично урегулирован,
работодатель пошел на компромисс. По прогнозам уже в конце месяца коллективные
трудовые договоры, из-за которых и разгорелся весь сыр-бор, скорее всего будут
оформлены и скандал утихнет сам собой. Утихнет, несмотря на то что по ключевым
моментам договоренность так и не достигнута.
- Реально положение докеров не улучшилось, а даже ухудшилось, - признает
юрисконсульт портового комитета РПД Михаил Попов. Погашение инфляции,
премиальные, учет в заработке роста производительности труда, страховые
выплаты - решение всех этих вопросов, как и раньше, отдано на откуп
руководителям предприятия. Причем, как выясняется, штатным сотрудникам
стивидорных компаний еще страшно повезло по сравнению с их коллегами, которые
работают за рамками штата. Последние, по информации профсоюзной верхушки,
вообще лишены маломальских прав. - Один из таких привлеченных работников, -
рассказывает г-н Моисеенко, - получил тяжелейшую травму. Так вот, его просто
вынесли за ворота предприятия и оставили, со словами: "Мы перед тобой никаких
обязательств не имеем!"
Так или иначе, решатся ли наконец насущные проблемы рядовых членов профсоюза -
ради чего, по идее, протестное движение и затевалось? Что заставило
администрацию Морского порта все же пойти на "некоторые" уступки бастующим?
Почему акция прервана спустя две недели (обещали же, "умрем, но не сдадимся")?..
Внятного ответа услышать так и не удалось. Лидеры тред-юниона произносят массу
красивых слов о солидарности, долге, чести, и за этими словесами суть
происходящего теряется, как очертания кораблей в туманной дали. При этом, по
сведениям все тех же профсоюзных боссов и депутата Госдумы Олега Шеина,
стоимость пакета акций ОАО "Морской порт Санкт-Петербург", принадлежащего
государству (порядка 49%), за последнее время упала со 100 до 8 миллионов
долларов. "Налицо организованная преступная деятельность по умышленному
занижению... - считает г-н Шеин. - Прошу провести проверку на предмет
возбуждения уголовного дела..." Правоохранительные органы внимать доводам
парламентария, судя по всему, не спешат. В сторонних дискуссиях о питерской
забастовочной кампании все громче звучат слова "сговор" и "заговор". А докеры
спокойно трудятся в обычном режиме, разве что без сверхурочных. Впрочем,
загрузка стивидорных компаний порта, по данным г-на Моисеенко, на сегодня и так
составляет едва ли 60% от прежней, - куда уж там "сверх". По ряду экспертных
оценок, за период вялотекущей забастовки собственники предприятия потеряли около
3 миллионов долларов.
22 сентября 2005 г. |
|
Валерия Стрельникова
("Новая газета в Санкт-Петербурге", 22-25.09.2005)
|
Справка "Новой":
По информации директора Фонда имущества северной столицы Андрея Степаненко,
принадлежащий городу пакет акций ОАО "Морской порт Санкт-Петербург" (около 29%)
будет продан до конца 2005 года. При этом план реализовать акции, находящиеся в
собственности городской казны, и акции, владельцем которых является федеральный
бюджет (20%), единым лотом, - еще недавно стоящий на повестке дня, - нынче
дезавуирован. Как пояснил г-н Степаненко, "договориться с Москвой о совместных
действиях не представилось возможным". Напомним, в настоящее время контрольный
пакет акций в капитале питерского Морского порта принадлежит структурам, близким
к собственникам Новолипецкого металлургического комбината.
|