Реакция отторжения
Бессмысленное сопротивление обретает смысл, если продолжается достаточно
долго. Возможно, так рассуждал питерский оппозиционер Михаил Дружининский,
прошествовав в минувшую пятницу в одних трусах с площади Островского аж до
Театральной, выразив таким образом запоздалый, но энергичный протест против
возведения второй сцены Мариинки.
Страсти вокруг архитектурного творения нью-стайл, которое должно втрое
увеличить общую вместимость имперского театра, кипят с лета 2003-го (как только
Академия художеств обнародовала результаты конкурса на "проект века"). Больше
всего общественность возмутил внешний вид навязываемого городу храма культуры,
в сочетании с участком, на котором ему предстоит располагаться.
Шедевр француза Доминика Перро приняли в штыки как чужеродное включение не
потому, что автор - чужестранец, а потому, что "кусок смятой золотой фольги"
накроет близлежащий квартал, вздувшись над Коломной 42-метровым пузырем, и с
неизбежностью разрушит пропорции всеми любимого старинного петербургского уголка.
- Строительство в центре Петербурга такого огромного современного здания выходит
за рамки всех принципов охраны памятников, - говорит депутат ЗакСа Алексей
Ковалев. - Этот скандал, конечно, выгоден дирекции театра, но почему ради
рекламы Мариинки нужно жертвовать историческим обликом города? Напомним, нашим
федеральным законодательством и Европейской конвенцией об охране культурного
наследия новострой в исторических зонах запрещен. Но по неписаным российским
правилам решение высокого начальства само по себе законно: в мае 2004-го
питерский губернатор Валентина Матвиенко и министр культуры РФ Михаил Швыдкой
оповестили мировое сообщество о заключении контракта с мсье Перро.
- Да, у проекта много противников. Но город не может жить лишь прошлым, ему
нужно развиваться, - объяснила Валентина Ивановна. - Кварталы близ Театральной
площади находятся в запущенном состоянии и требуют серьезной реконструкции, с
ветхими зданиями надо что-то делать... За обновление взялись, не откладывая.
Сегодня бульдозер утюжит площадку на углу Крюкова канала и улицы Союза
Печатников, где еще вчера стояла школа. На очереди - ликвидация жилого дома и ДК
им. Первой пятилетки. Относительно доступные (и, видимо, более понятные широким
массам) бильярд, боулинг, тренажеры уступят место опере и балету, где место в
партере будет стоить порядка 1400 рублей. О "лучшем для народа" спорят до
хрипоты. Целесообразно ли тратить 200 миллионов казенных евро (по самой скромной
оценке - три Ледовых дворца), чтобы украсить район "золоченым панцирем"?
- Воплощение "Новомариинки" в жизнь - отправная точка, за которой будет
дозволено все, - считает Алексей Ковалев. - Хотя и того, что уже творится, более
чем достаточно: элитный жилой дом у Инженерного замка, коммерческий центр у
Казанского собора, крытый каток в Таврическом саду. На очереди - стеклянные кубы
в Новой Голландии, жилой комплекс все в том же Таврическом...
Впрочем, у всякого свой резон. Есть он и у сотрудников Мариинки: театр,
входящий в десятку лучших на планете, должен иметь сцену, оборудованную по
последнему слову техники. А историческое здание ни по размерам, ни по
конструкции не подходит для современных постановок; к тому же все явственней
слышны разговоры о капитальном ремонте. Тут уж не до амбиций: вопрос второй
сцены - вопрос существования театра. Занять под новое здание свободный участок
где-нибудь на юго-западе мегаполиса? И градостроительный регламент не
нарушается, и исторический ландшафт в сохранности, и к простому народу опять
же ближе. Здесь, на Театральной площади, такие гипотезы воспринимают как
неуместную шутку: "Филиал на окраине - это уже не Мариинка!" "Закон диктует
одно, меняющаяся действительность - другое", - напирают сторонники проекта,
оспаривая "неприкосновенный" статус Коломны. Да и в чем уникальность этих
трущоб?.. На смену классицизму и барокко приходят иные каноны. Речь не о
постмодернизме: как дворцы, так и трущобы вытесняет элементарная прагматика.
Пусть бесформенный гигантский купол - зато почти сорок тысяч квадратных метров
объема, и вмещает две тысячи зрителей. Не каприз зодчего или заказчика, но
идеология рацио. Случай со второй сценой Мариинского театра - особый. На сей
раз не инвесторы с толстыми кошельками задают тон: это власть ставит под
сомнение необходимость сохранения единого исторического ансамбля, самого духа
города. С чего, вероятно, и начнется полное переустройство, приспособление
центральной, наиболее престижной части Петербурга к насущным потребностям всех
желающих. Если государственные люди не считают нужным сохранять памятники
архитектуры в первозданном виде, дабы перед потомками было не стыдно, что
взять с бизнесмена, приватизировавшего парк или дворец? Кстати, о прагматике.
Петербуржец Михаил Дружининский, демонстративно протопавший почти нагишом от
Невского проспекта до Мариинки, тоже призывает к пользе дела. Правда,
сомнительно, что он и городское руководство имеют в виду одну и ту же пользу.
07 февраля 2005 г. |
|
Дмитрий ПОЛЯНСКИЙ
("Новая газета в Санкт-Петербурге", 07.02.2005)
|
Другие ссылки по теме:
|