Rambler's Top100

РПК
Российская Партия Коммунистов

(Региональная Партия Коммунистов)
 
English
Deutsch

Коммунист Ленинграда

Советское Возрождение

 

Mail to Webmaster rpk@len.ru

Группа РПК
в Контакте

ЖЖ РПК

TopList

 

Linux в госорганах: аргументы против - вымысел

Есть много противников применения в органах государственной власти ПО с открытым исходным кодом. Безусловно, главным из них является компания Microsoft, и дискуссии о реальной стоимости пользования ПО продолжаются несколько лет. У сторонников Open Source готовы ответы на все негативные аргументы.

Не дороже Windows

Дискуссии о реальной стоимости использования ПО продолжаются уже несколько лет. В некоторых исследованиях утверждается, что применение Linux дороже, чем Windows. Стоимость лицензии на последнюю ниже стоимости услуг по поддержке и администрированию Open Source.

Сторонники ПО с открытым исходным кодом утверждают, что такие исследования <<проплачены>> Microsoft. Существуют результаты исследований, говорящие о совершенно противоположной положении вещей. Так, исследование Robert Frances Group, выпущенное в июле 2002 года, показывает, что для серверной системы равной мощности реальная стоимость использования при применении Linux ниже, чем для Windows, причём эта разница увеличивается с увеличением длительности использования1.

Разницу в результатах исследований можно объяснить различной оценкой затрат на поддержку и администрирование. Действительно, система Windows позволяет получить работоспособное решение при отсутствии высококвалифицированного системного администратора. В некоторых случаях, это окажется дешевле, чем использование Linux в сочетании с оплатой администрирования, -- особенно если исходить из заработной платы системных администраторов на рынке США.

Сторонники Open Source отвечают на такие выпады обвинениями в низком уровне безопасности серверов и ПК под Windows, настроенных горе-администраторами. Так, знаменитая массовая атака червя Slammer, поразившая значительную часть серверов в интернете, произошла через значительное время после выпуска компанией Microsoft <<заплатки>> на уязвимость, которой этот червь пользовался.

Реально для обеспечения сравнимой безопасности сервера на основе Windows, по их мнению, требуется даже более квалифицированный и, соответственно, дорогостоящий администратор, чем в случае с Linux. Одной только своевременной установки <<заплат>> недостаточно -- требуется также обеспечивать строгость общего подхода и находить замену многим удобным механизмам обеспечения безопасности, присутствующим в Linux, но не в Windows.

Таким образом, если требуется приемлемая безопасность, в <<дешевизне>> администрирования Windows можно посомневаться. Напомним, что в государственных органах обеспечение безопасности в сфере ИТ, безусловно, -- один из первоочередных факторов.

Что касается рабочих станций, сложность их администрирования под Linux по сравнению с Windows актуальна только на домашних компьютерах и в малых офисах. Если устанавливается большое количество однотипных рабочих мест, а в органах государственной власти ситуация, как правило, именно такова, -- лёгкость <<клонирования>> настроенного рабочего места под управлением Linux с лихвой компенсирует потери времени на настройку единственного образца.

Следует упомянуть, что западные расчёты реальной стоимости администрирования не совсем приложимы к России. Соотношение заработных плат специалистов, даже весьма квалифицированных, и цен на лицензии на зарубежные продукты в России не такое, как, например, в западной Европе. Поэтому решения на основе свободного ПО, в которых затраты направляются, прежде всего, на оплату труда специалистов, в России ещё более выгодны.

Таким образом, аргумент о реальной стоимости в пользу Windows не действует. ПО с открытыми исходными текстами, безусловно, оказывается выгоднее. Государство не обязано быть "рыночником"

Второй аргумент, который можно услышать во всех странах мира от противников применения свободного ПО, -- это необходимость <<исключительно рыночных>> критериев выбора решений для государственных заказов. По их мнению, следует проводить исследования качества и затрат для всех вариантов программных решений, а не оказывать предпочтение именно ПО с открытым исходным кодом. Как известно, выбор решений в таких случаях напрямую зависит от экономических рычагов, которыми может воспользоваться все та же компания-монополист.

Здесь необходимо подчеркнуть, что государство отнюдь не обязано руководствоваться исключительно так называемыми <<рыночными>> критериями качества и цены. Стратегические выгоды, такие, как независимость от зарубежного монополиста, для него не менее значимы.

Перейти на Linux несложно

Во многих органах государственной власти уже установлены и работают информационные системы, основанные на решениях компании Microsoft. Зачастую и лицензионные, и многие технические вопросы при этом не были решены; кроме того, многие ИТ-решения уже морально устарели. Поэтому установка новых, более продуманных, чем ныне действующие, вариантов так или иначе в скором времени потребуется.

У компаний наработаны заметные объёмы данных, которые хранятся в закрытых форматах Microsoft; нередко созданы собственные программные разработки на платформе Microsoft; наконец, пользователи привыкли к использованию продукции Microsoft и наработали определённые приёмы, ускоряющие и облегчающие труд. Поэтому, как утверждают противники использования Open Source, переход к такому ПО потребовал бы заметных затрат средств и усилий.

Сторонники открытого ПО считают, что эта проблема в случае России, по сравнению, например, с западной Европой, относительно невелика из-за меньшей развитости существующей информационной инфраструктуры. Даже там, где некие решения уже работают, приведение их к достаточно надёжному и современному виду, пусть и на основе продуктов Microsoft, вполне может привести к заметным изменениям, видимым и для администраторов, и для пользователей.

Кроме того, заметной части проблем можно избежать, если производить переход постепенно. Так, можно начать с применения серверов под управлением Linux, затем установить на рабочие места прикладное открытое ПО, например, офисный пакет OpenOffice.org, под управлением Windows, и постепенно, по мере обновления аппаратной базы, вводить новые рабочие места, использующие Linux.

Разумеется, некоторое количество сложностей, связанных с переходом, остаётся. Финансовая экономия на лицензионных отчислениях может оказаться сравнимой с затратами на переход на открытое ПО, особенно если учитывать демпинговые ходы со стороны конкурентов. Однако сами эти сложности, когда они существуют -- это свидетельство зависимости от одного, к тому же иностранного, поставщика, что не в пользу существующего положения дел.

Всепоглощающая коррупция

Итак, типичные аргументы против применения свободного ПО в органах государственной власти вряд ли можно считать состоятельными, особенно в России. Однако в нашей стране есть специфическая опасность, о которой нельзя забывать. Это -- всепоглощающая коррупция.

Государственные организации, число которых достаточно велико, могут поглотить большую часть ассигнований на поставку и разработку ПО с открытым исходным кодом, оставив поставщикам лишь небольшую часть финансовых ресурсов, правда, вместе с тоннами документов, которые следует учитывать при создании ПО. У российских поставщиков нет такого влияния, как у известной зарубежной компании, поэтому они не смогут противостоять бюрократическому давлению.

Однако опасность поглощения коррупцией значительной части ресурсов -- не повод отдавать все эти ресурсы зарубежной компании, даже если там они используются более эффективно, если судить по отчетной документации.

Впрочем, если для какого-либо конкретного проекта обращение к сильной транснациональной корпорации будет сочтено оптимальным вариантом, можно выбрать поставщика из числа мировых корпораций, поддерживающих решения с открытым исходным кодом, -- например, IBM или Hewlett Packard. По меньшей мере, в этом случае поставщик не будет фактическим монополистом в этом сегменте рынка.

13 апреля 2006 г.   Михаил Рамендик / CNews
http://www.cnews.ru/reviews/free/gov2005/part7/minuses.shtml

Ссылки по теме:

 



Все содержание (L) Copyleft 1998 - 2024