Rambler's Top100

РПК
Российская Партия Коммунистов

(Региональная Партия Коммунистов)
 
English
Deutsch

Коммунист Ленинграда

Советское Возрождение

 

Mail to Webmaster rpk@len.ru

Группа РПК
в Контакте

ЖЖ РПК

TopList

 

А когда религия была в основе жизни общества?

Приятно иметь дело с умными оппонентами. К их числу я, как коммунист, а, стало быть, марксист, материалист и атеист, отношу и Владимира Легойду. Председатель Синодального информационного отдела Московского Патриархата Русской православной церкви, одновременно кандидат политических наук и весьма квалифицированный журналист и пиарщик, нередко выступает с заявлениями на религиозные и мирские темы. Самое последнее из них и привлекло моё внимание.

В недавнем интервью Владимир Романович высказал довольно оригинальную точку зрения на историю взаимоотношений РПЦ и светской власти в истории нашей страны: "Я бы поспорил с тем, что православие было основой государства до революции 1917 года. Так называемый синодальный период, начавшийся в первой четверти XVIII века и продолжавшийся до Поместного Собора 1917-1918 годов, восстановившего патриаршество, не был самым светлым периодом в истории Церкви". Может быть, для специалистов из аппарата РПЦ ничего нового и тем более крамольного в такой оценке и нет, но всем, мало-мальски знакомым с отечественным прошлым, весьма известно иное: покровительство самодержавия официальной религии, требование исповедовать обязательную "веру государя" для всех, желающих сделать чиновничью карьеру, знаменитая уваровская триада "Православие, самодержавие, народность", обязательная для нижних чинов исповедь у православного попа, отмененная лишь в 1916 году, накануне краха царизма, и многое другое в том же духе...

Возникает лишь вопрос о причинно-следственной связи деятельности РПЦ и механизма функционирования русского - феодального, а затем и буржуазного - государства: какая из структур первична, кто, от кого и в какой степени зависел и зависит. Само крещение Руси, осуществленное в 988-989 годах усилиями княжеской дружины и киевского боярства, принесло сверху христианство в византийском варианте чуждым его догматам славянским племенам Приднепровья. Довольно отвлеченная и мало понятная язычникам религия искупления - главного мотива православной догматики - было далека от их повседневной практики. Христианство не было жизненным выбором населения. Но оно стало удобным орудием для укрепления феодальных отношений и княжеской власти, которая, в свою очередь, дала церкви новую паству. В пользу данной версии говорят сама длительность процесса крещения Руси, отнюдь не завершенного за год-два, насильственные меры в борьбе с языческими богами и жрецами, сохранение по сей день пережитков языческих обрядов, мотивации и поведения в среде современных религиозных русских. Последнее обстоятельство иерархи РПЦ стыдливо именуют "обрядоверием", на самом же деле правильнее было бы говорить о самом настоящем двоеверии - язычестве во внешне христианской оболочке.

Но уже в Древней Руси наметились те самые механизмы взаимодействия государственный власти и православных священников, рецидивы которого мы наблюдаем и поныне. "Новый христианский бог мыслился князьями именно как их специальный княжеский бог, заменивший собою прежнего Перуна. Он - верховный повелитель князей, дающий им власть, венчающий их на княжение, помогающий им в походах, принимающий их души в свои чертоги; клирики мыслятся скорее как слуги князей, чем как слуги бога, - заметил в своей "Истории русской церкви" крупнейший отечественный религиовед Николай Михайлович Никольский. - Это первенство княжеской власти в союзе князей и церкви объясняется тем, что церковь была слабее княжества и в хозяйственном и в организационном отношении. Она пробовала оказать влияние на политическую жизнь, особенно на те моменты, которые вредным образом отражались на её хозяйственном благополучии; так, митрополиты не раз выступали против обычных для XI-XII вв. княжеских усобиц и пытались мирить враждующих князей. Но эти попытки вмешательства редко бывали успешны, и ничего подобного западному божьему миру и божьему перемирию киевская церковь создать не могла. Напротив, княжеская власть, не стесняясь, показывала свою силу: князья не раз сгоняли с кафедры неугодных им епископов". Стоит заметить, что ни о каком "синодальном периоде", введённом реформами Петра Великого, либо о деятельности 6-го отделения (сфера интересов - церковники, "тихоновцы", "живая церковь", "древнеапостольская церковь") Секретно-оперативного управления ОГПУ СССР во главе с Евгением Александровичем Тучковым, в те далекие времена не было и речи...

Создателем теории о "симфонии" церковников и эксплуатирующей большинство населения России власти выступил пятьсот с лишним лет тому назад Иосиф Волоцкий. Рассматривая "идеал" отношений между светской и духовной властью, этот почитаемый нынешним руководством РПЦ преподобный покровитель предпринимательства и хозяйствования прямо и откровенно заявил, что "царь естеством подобен есть всем человеком, властию же подобен вышнему богу". Сам бог "посадил его в себе место" и "суд и милость предасть ему и церковное и монастырское и всего православного государства и всея русския земли власть и попечение вручил ему", "суд царя никем уже не посуждается". Тут уж не о "прессинге со стороны властей", по терминологии г-на Легойды, стоит говорить, а о вполне осознанном и материально обоснованном выборе тогдашней верхушки РПЦ, вполне сохраняющемся и поныне.

Не стоит забывать, что инициатива учреждения патриаршества на Руси в 1589 году исходила от царя Федора Иоанновича (фактически - от правителя государства Бориса Годунова). Да и его восстановление в 1943 году инициировали отнюдь не митрополиты, а товарищ Сталин. Первый патриарх Иов был предложен на свою кафедру царём, хотя и был выбран из трёх претендентов.

Все следующие патриархи также были "избраны" соборами по указанию царя. Царь и "ближние к нему бояры" принимали решение о кандидате, а участники соборов не возражали, очевидно, полагая подобный порядок естественным. Таким же самим собой разумеющимся порядком "избирались" на соборах епископы, и уже попросту назначались царём игумены и даже протопопы. Напомним, речь идёт о событиях XVI - XVII века, а вовсе не о деяниях отделов ЦК КПСС и Совета по делам религий при Совете Министров СССР.

При этом главенство светской власти царя над духовной властью патриарха не только в мирских, но и церковных делах считалось богоустановленным. Так, собор 1660 года прямо и откровенно признал, что земной бог имеет над церковью равные права с небесным богом - "ему же (царю) свою церковь господь преда", - и санкционировал права царя, создавшиеся по традиции, "созывати освященный собор", "о благочинии церковном тщатися" и "о православныя церкви благостроения попечение творити". Это "тщание" и "попечение" о церковном благочинии и благостроении получило формальное выражение в Соборном Уложении. "Нет ничего более ошибочного, чем взгляд, будто так называемый патриарший период в истории русской церкви, совпадающий с XVII в., был эпохой особого могущества и независимости церкви как таковой. Напротив, приобретя новый, более ослепительный, чем раньше, внешний блеск, церковь в области управления и даже культа превратилась, в сущности, в один из московских приказов; если в удельную эпоху князья церкви были действительно владетельными князьями, то теперь даже сам патриарх вынужден был считаться с директивами и постоянным контролем со стороны царя и боярской думы", - с полным на то основанием заметил в "Истории русской церкви" Николай Михайлович Никольский. Фактически соборы даже в период, который г-ну Легойде видится как пора расцвета РПЦ, были всего лишь совещательными органами при царе и его "ближних". Ни о какой их автономии, не говоря уж о самостоятельности, не могло быть и речи. Как и другие подразделения правительственного аппарата, РПЦ была всего лишь инструментом в руках самодержавной власти. Инструментом идеологического влияния, каковым в советские времена выступал, к примеру, агитпроп ЦК.

...Говоря о событиях накануне революционного 1917 года, г-н Легойда поставил под сомнение степень воздействия на умы и сердца тогдашней РПЦ: "О какой Церкви как основе жизни общества вы говорите? В это время ни общество, ни государство в России уже не имело глубинных православных оснований". Справедливо, не поспоришь. Вот только, думается, с "глубинными православными основаниями" в русском обществе всегда было как-то не очень. Что тысячу лет назад, что пятьсот, что триста. Да и теперь не лучше, несмотря на все титанические усилия г.г. Гундяева, Легойды, Чаплина и примкнувшего к ним депутата Марченко.

15 марта 2011 г.   Владимир Соловейчик
http://www.sensusnovus.ru/opinion/2011/03/14/6165.html

Другие ссылки по теме:

 



Все содержание (L) Copyleft 1998 - 2024