Rambler's Top100

РПК
Российская Партия Коммунистов

(Региональная Партия Коммунистов)
 
English
Deutsch

Коммунист Ленинграда

Советское Возрождение

 

Mail to Webmaster rpk@len.ru

Группа РПК
в Контакте

ЖЖ РПК

TopList

 

Истинно русские нравы

В относительно недавние еще времена мало кто из читателей газет или журналов, телезрителей, радиослушателей, пользователей Всемирной паутины мог предположить, что одной из наиболее активно внедряемых в наше сознание станет "национальная идея" охранительного консерватизма, той самой пресловутой "стабильности", являющаяся на деле хорошо знакомой банальной проповедью мира и согласия угнетенных и ограбленных с теми, кто довел их до данного состояния.

Довольно частым вариантом подобной "национальной идеи" является пропагандируемая десятками церковных иерархов и кормящимися с их руки буржуазными журналистами гипотеза о "симфонии" православного люда, власть и деньги имущих и их государства с Русской православной церковью Московского патриархата (РПЦ МП). "Симфонии", озарявшей-де своим прелестным звучанием просторы "Святой Руси", начиная с незапамятных времен, и приведшей-де к процветанию самодержавной монархии, будто бы злодейски умерщвленной "большевиками-богоборцами" при активном участии либо содействии забывших "ценности веры" и "искушенных бесами" русских мастеровых и крестьян.

Стоит посоветовать этим гражданам: всерьез обратитесь к всегда поучительной и содержательной истории Отечества нашего. Изучите, к примеру, эпоху Ивана Грозного и время правления его преемников, благо есть публикации первоисточников и множество прекрасных работ советских историков, к сожалению, уже покойных Виктора Ивановича Буганова, Александра Александровича Зимина, Руслана Григорьевича Скрынникова. Быть может, тогда кое-что прояснится в умах адептов "симфонии", коли узнают они подробности того, как воспринимали ее тогда на Руси.

Еще в начале своего царствования, во время проведения Стоглавого собора, Иван Грозный, обращаясь к верхушке РПЦ МП, поставил вопрос "Достойно ли монастырям приобретать земли?" Вопрос этот был вполне обоснован: уже к 1551 году православные монастыри успели завладеть примерно одной третью всех населенных крестьянами земель в центральных уездах страны. Как отметил Руслан Скрынников, "русские монахи вовсе не походили на "живых мертвецов", ушедших от мирских дел. Они промышляли торговлей и ростовщичеством, что позволило им скопить большие денежные богатства. Располагая средствами, монахи скупали земли разоренных вотчинников". Захватывали и земли крестьян, принадлежавших к сословию черносошных, то есть государственных, незакрепощенных. Уже после смерти Грозного царя начались восстания черносошных и монастырских крестьян против земельных захватов новых эксплуататоров - из Троице-Сергиевой лавры, Кирилло-Белозерского, Соловецкого монастырей РПЦ МП. Самым же крупным оказалось восстание крестьян Иосифо-Волоколамского монастыря к западу от Москвы. Оно началось в ответ на мероприятия, вызвавшие активный протест крестьян. По данным, изложенным в монографии Виктора Буганова, "инициатором хозяйственного начинания, имевшего своей целью сильное увеличение доходов монастыря, был келарь Мисаил Безнин, бывший опричник Ивана Грозного, один из его приближенных и активных помощников, человек властный и крутой". Монастырский завхоз резво начал переводить крестьян с оброка на барщину - пускай смерды поработают на монастырской пашне! А чтобы ускорить процесс, той части православных, которая хотела продолжать платить оброк, его резко повысили - аж в три раза. Видимо, чтобы думали быстрее...

Этими мерами Безнин не ограничился. Как "православно верующий", замаливающий прошлые грехи извращенных нравов и садистской среды опричного двора, келарь Мисаил решил приумножить богатство духовных пастырей ростовщичеством. Монастырских крестьян принудительно заставили брать в монастырской казне деньги под невиданные тогда, да и сейчас, 33% годовых. "В 1591 году Безнин раздал крестьянам более 740 рублей. В следующем году он планировал вернуть с крестьян почти весь долг (около 710 рублей). Начиная же с 1594-1595 годов он надеялся получать ежегодно "и во веки" по 600 рублей чистой прибыли". Суммы по тем временам огромнейшие!

И тут-то и выяснилось, что такая "симфония" монастырским крестьянам совсем не по нутру. Они перестали работать на барщине и вносить оброк. В ответ на угрозы и увещевания со стороны святых отцов перешли и к более активным действиям - отказались от всяких работ на монахов, начали бить приказчиков и ключников и самовольно вырубать монастырские леса. Тут-то и выяснилось, что "крутому и властному" Безнину ничего не остается сделать, как отступить. Уж больно большие убытки стала нести монастырская казна. В начале января 1595 года крестьян освободили от выплаты денежных ссуд и процентов. Увеличенные оброчные платежи за весь 1594 год отменялись; общий объем оброка снижался на одну треть по сравнению с платежами за предшествующее десятилетие. Временно отменили и барщину.

Через два года очередной аккорд "симфонии" прозвучал в Устюжском Прилуцком монастыре. Местные крестьяне разбили амбары, захватили монастырские хлеб и имущество и разделили их между собой. Восставшие связали игумена Авраамия, угрожая бросить в огонь его самого и других монахов. Пришлось игумену жаловаться царю: "Да и вперед, государь, те люди угрожают боем и грабежом и пожегом и всякими лихими делами хвалятся везде"...

Подобные факты были в те времена не единичны. Так же, как и впоследствии. Русские люди, не думая ни о каких "симфониях" с властью и церковью, "бросали смелый вызов гнету и насилию, отступали и погибали, но снова и снова поднимали знамя восстания против угнетателей". Так сложились те истинно русские нравы "борьбы за лучшую народную долю", от которых нам не грех отказываться и сегодня. И уж точно не стоит о них забывать. Обязательно напоминая тем, кто не знает или сознательно игнорирует исторический опыт великого русского народа, пытаясь превратить нацию борцов и героев в тупое стадо послушных, покорных и смиренных рабов.

23 апреля 2012 г.   Владимир Соловейчик
http://www.shuum.ru/column/356

Другие ссылки по теме:

 



Все содержание (L) Copyleft 1998 - 2024