Rambler's Top100

РПК
Российская Партия Коммунистов

(Региональная Партия Коммунистов)
 
English
Deutsch

Коммунист Ленинграда

Советское Возрождение

 

Mail to Webmaster rpk@len.ru

Группа РПК
в Контакте

ЖЖ РПК

TopList

 

Дени Дидро, или Философия наслаждения

28 июня 1751 года вышел из печати первый том знаменитой "Энциклопедии или толкового словаря наук, искусств и ремесел". Его редакционный коллектив - лучшие умы Франции, возглавляемые Дени Дидро - вошли в историю благодаря этому изданию в качестве "энциклопедистов". Ровно 260 лет спустя члены "республики философов" оказались объектом критики со стороны патриарха Московского и Всея Руси. Совпадение знаковое, отнюдь не случайное.

Выступая 28 июня с проповедью в Успенском соборе Московского Кремля, патриарх Кирилл (Гундяев) много говорил о "греховности людской", данной-де каждому из нас от рождения. Г-н Гундяев со всей серьезностью возвестил стране и миру, что "помраченная грехом природа человека существует. Грех совершает каждый человек, и каждое последующее поколение людей этот грех усугубляет... Мы знаем, что существует наследственный механизм, что человек передает последующим поколениям свою природу, в том числе... и греховные склонности, и буйства страстей..."

Впрочем, основной пафос речений г-на Гундяева свелся отнюдь не к банальному обличению стремления людей самим определять свою судьбу, самим устраивать свою личную и общественную жизнь, распоряжаться собой по собственному усмотрению, но к атаке на тех, кто дает этому естественному человеческому порыву идейное и политическое обоснование: "В новейшее время в философии, которая стала господствующей, фактор греха полностью исключается, его нет, о нем не говорят. В начале всей этой философии лежало заблуждение некоторых философов, которые утверждали, что человек рождается и приходит в этот мир чистым..." Утверждали это первыми открыто и во всеуслышание со страниц "Энциклопедии" как раз французские философы-просветители, например, Дидро: "Я совершенно искренне убежден, что в момент своего рождения человек не получает ни сознания, ни мышления, ни идей". Стать объектом патриаршей критики для сына ножовщика из Лангра не впервой: "Когда Дидро говорил о том, что человек рождается светлым и святым, он имел в виду чисто физическое рождение человека, но он упускал из вида наследственную передачу греха. Греховность присутствует в природе человека..."

Понятно, что для г-на Гундяева гуманистическая мысль Века Просвещения нелюбезна сама по себе. Ведь вольтерьянцы "религиозные ограничения связывали с таким понятием, как тирания". Еще более их воззрения ненавистны патриарху как обоснование Великой французской буржуазной революции, ибо через нее эти идеи "перешли и в Россию", к русским большевикам. Нет более противоречащего всей своей жизнью и всем своим творчеством понятию "христианского смирения и аскезы" человека, нежели Дени Дидро с его культом разума, человеческого счастья, с его философией наслаждения. Его трактовка морали, вне всякого сомнения, противоречит писаниям отцов церкви: "Мы получаем от природы лишь одинаковую с другими существами организацию, те же самые потребности, что и у других, стремление к тем же удовольствиям и боязнь тех же самых страданий: вот что делает человека тем, что он есть, и что должно быть основой его морали... чтобы обладать моралью, надо быть свободным, - да, надо иметь возможность выбирать, принимать решение сделать скорее так, нежели иначе..."

Живший в галантном веке, ставший благодаря своему уму и склонности к парадоксальному мышлению одним из самых популярных людей в Старом Свете, Дидро был, однако, далек от сугубо аристократических воззрений на чувственность. "Как правило, мужчину привлекает в женщине не стройность или полнота ее. Если он молод и нетерпелив, его привлекает доступность. Если же страсть обладания уже не обуревает его, то он непроизвольно пленяется представлением о некоторой добродетели, прообраз которой живет в его воображении и печать которой, как ему кажется, лежит на челе любимой им женщины".

При этом философ никоим образом не сводил радость полноты бытия к одномерным и банальным проявлениям. Весьма важное место в его концепции принадлежит понятию ума, точнее радости, получаемой в ходе мыслительной деятельности, интеллектуальной работы: "Что такое ум, его острота и проницательность, как не способность замечать в какой-нибудь вещи или нескольких вещах, на которые толпа смотрела уже сотни раз, свойства и отношения, которые никто не заметил?".

Светская и духовная власть боролись против рационализма Дидро, его веры в человека и в прогресс в развитии общества, его революционного темперамента. Не оставляют его в покое и два с лишним века после смерти. "Я знаю одно-единственное средство уничтожить культ, именно: возбудить презрение к его служителям за их пороки и убожество". Эту мысль Дидро г-н Гундяев, похоже, примеряет на самого себя и свое ближайшее окружение. И понимает в глубине души, что редактор "Энциклопедии" в очередной раз попал в цель...

Сам же труд жизни Дени Дидро вполне достоин следующей оценки: "Эта книга, написанная специально для всей нации - ибо все в ней ясно, все занятно, - покоряющая своим очарованием и неизменно рисующая женский пол кумиром ее автора, книга, представляющая собой, в сущности, речь в защиту низов против верхов и появившаяся в эпоху, когда все угнетенные сословия достаточно громко выражают свое недовольство, когда дух возмущения, как никогда в моде, а правительство ни чрезмерно любимо, ни слишком уважаемо..." Словно о дне сегодняшнем. Чем не показатель актуальности идей "Энциклопедии" и ее главного автора?

04 июля 2011 г.   Владимир Соловейчик
http://www.shuum.ru/column/248

Другие ссылки по теме:

 



Все содержание (L) Copyleft 1998 - 2024