Rambler's Top100

РПК
Российская Партия Коммунистов

(Региональная Партия Коммунистов)
 
English
Deutsch

Коммунист Ленинграда

Советское Возрождение

 

Mail to Webmaster rpk@len.ru

Группа РПК
в Контакте

ЖЖ РПК

TopList

 

"Красный вернисаж"
Игоря Петрыгина-Родионова

Великий пролетарский поэт Владимир Маяковский в самый разгар классовых битв своей известной строкой потребовал, "чтобы к штыку приравняли перо..." Сказано было поэтически образно, может, чуть заостренно с точки зрения тонких эстетов, всегда имеющих своё представление о специфике и предназначении искусства, но по сути своей верно. Аргументами в извечном классовом споре могут быть не только слова, но и изображения, видеоряд, песни - словом, всё, что относится к деликатной сфере художественного творчества, которую далеко не всегда можно оценить при помощи обычных критериев политической целесообразности. На мой взгляд, то, что делает питерский художник Игорь Геннадьевич Петрыгин-Родионов, с полным на то основанием может быть приравнено к "боевому оружию сатиры". Оружию, направленному в интересах истины и справедливости. Оружию, стреляющему по власть и деньги имущим, по культивируемым им мифам и предрассудкам. Оружию, эффективному по своему воздействию на зрителей и внешне эффектному по применяемым автором приемам. Оружию, продолжающему в наше время и иными техническими средствами лучшие традиции русского революционного плаката.

В своем деле 53-летний член Союза художников России отнюдь не новичок. Как рассказал в интервью интернет-порталу "Около" сам Игорь Геннадьевич, политическому плакату он посвятил уже три десятилетия своей творческой жизни: "Ещё будучи студентом ЛВХПУ им. В.И. Мухиной, я участвовал в различных международных конкурсах плаката, проводимых в советское время, как правило, всесоюзным монстром с великим и ужасным названием "Издательство ЦК КПСС "Плакат"", где, несмотря на идеологические рамки, работали немногочисленные, но настоящие профессионалы и умницы. В романтические времена перестройки, когда искались новые, адекватные времени формы политической рекламы, востребованной стала школа ленинградского плаката, всегда отличавшаяся культурой лаконичности знаковой графической системы и образностью шрифтового решения. В это время, помимо отдельных работ, я сделал достаточно авангардную серию плакатов к выборам на Первый съезд народных депутатов СССР и ставшему последним в истории съезду КПСС, за что получил серебряную медаль лауреата ВДНХ СССР". С тех пор художник регулярно выставляется: его политические плакаты можно было увидеть на персональной выставке в Санкт-Петербургском Союзе художников в 2009 году, в Центральном выставочном зале "Манеж", на персональном вернисаже в Кронштадте. Но главное даже не признание зрителей, с благодарностью оставляющих многочисленные восхищенные отзывы после посещения "красного вернисажа" Игоря Петрыгина-Родионова, а то редкое для нынешних живописцев обстоятельство, что профессиональные плакаты Игоря Геннадьевича были и есть - сам тому свидетель! - активнейшими участниками пикетов и митингов против планов бывшего министра обороны РФ перенести из города на Неве (а тем самым - фактически ликвидировать) Военно-Медицинскую академию, против повышения квартплаты и жилищно-коммунальных тарифов, против "реформы образования в направлении от общедоступности к платности", против нарушений и фальсификаций в пользу действующей власти на различных выборах.

Творчество Петрыгина-Родионова весьма популярно в сети Интернет - от Рамблера, Фонтанки.Ру, Газеты.Ру или сайта "Радио "Свобода" до социальной сети "ВКонтакте". Популярно, ибо сделано по вкусу современной молодежной аудитории, составляющей социально активное большинство среди пользователей всемирной паутины, и с учетом всего нового, что несёт восприятию произведений изобразительного искусства информационный век. "Политический плакат имеет те же законы и особенности, что и любая реклама, - говорит художник. Она должна быть точна, умна и профессиональна. Политика - точно такой же товар, как и любой другой, и продавать его нужно эффективно, учитывая все особенности аудитории. Наши замечательные левые движения никак не могут понять того, что пока они делают свою рекламу в духе агитпроповской макулатуры (я не имею ввиду, разумеется, мастеров-классиков: Клуциса, Родченко, Моора, Дени, Маяковского, Тоидзе и др.) или печатают самопальные листовки, отвращающие своим видом от самых здравых идей, - дело их, конечно, правое, но гиблое. Власть умнее, хитрее и талантливее". Я думаю, Игорь Геннадьевич в своих оценках прав, и к мнению профессионала левым активистам стоит всерьёз прислушаться: "Тем или иным образом, правила воздействия политического плаката реализованы на телевидении, в печатных СМИ и интернет-пространстве. Собственно плакат в виде, скажем, передвижных выставок используется крайне мало, так как забыта или не понимается его роль и эмоциональная сила". Между тем, интерес к сатирически заостренному и неизменно актуальному виду изобразительного искусства - к политическому плакату - у граждан ничуть не меньше, чем к портретам именитых мастеров, выполненных зачастую в китчевой манере: просто, как считает художник, "потому, что всегда хочется правды, которую всегда нельзя". Подтверждает это суждение тот очевидный факт, что на сайте artlib.ru есть небольшая галерея плакатов Игоря Петрыгина-Родионова, которая по посещаемости занимает примерно сороковое место среди девяти тысяч авторских галерей.

При этом художник отнюдь не скрывает ни своего критического настроя к окружающему нас миру наживы, ни своих политических предпочтений и антипатий: "Может быть, плачевность итогов нашего плавания заключается именно в неправильном прочтении русской истории, в том, что президент идентифицирует свою персону с Петром Первым, в патриархе видит сподвижника императора - Феофана Прокоповича, а свои реформы считает равными петровским, не замечая разницы между реформами ради России и реформами ради себя, любимого, посредством России? Вместо науки, технологий и просвещения - сосание через трубу и тотальная дебилизация инструментами ЕГЭ на фоне декораций под названием "Сколково". Вместо интеллектуализации и свобод - вышибание мозгов дубинками, или на асфальт, или за границу. Вместо культуры - рвотный коктейль из похабщины, "бурановских бабушек" и пивного патриотизма. А вместо веры - выполнение Церковью госзаказа на невежество, покорность и агрессивность ко всему думающему. Не видеть разницы - ошибка, умышленно скрывать разницу - преступление..." Резко сказано, но за подобными оценками чувствуется боль за свою страну и её настоящее и будущее, присущая подлинному патриоту нашего Отечества.

Художник не питает иллюзий ни в отношении установившихся в нынешней России общественных отношений, ни в отношении пагубного влияния буржуазных порядков на судьбы русской культуры: "Строй влияет на неокрепшие умы, в силу тщательно и намеренно извращаемой шкалы ценностей, хотя есть ощущение настающего отрезвления. Культура старательно подменяется попсой для лучшей управляемости, граждане - электоратом. Образование уничтожается на корню. Ещё Победоносцев, опасаясь народных бунтов, сказал в свое время: "Русскому человеку образование не надобно, ибо научает логически мыслить"". Многогранному давлению окружающей среды художник противопоставляет стратегию личного сопротивления: "На меня лично строй не влияет никак, разве что все чаще возникает чувство брезгливости. Я - стойкий оловянный солдатик". И работы, выполненные мастером компьютерной графики, блестяще подтверждают эти слова. Есть среди них очень популярные, есть любимые самим Игорем Геннадьевичем: "По-своему дорог плакат "На все вопросы отвечает Ленин" по поэме Андрея Вознесенского "Лонжюмо", благодаря которому познакомился с великим поэтом, любимым с ранней-ранней юности". Ленинская тема в творчестве Игоря Петрыгина-Родионова своеобразно дополняется обращением к образу автора "Капитала", сурово экзаменующего нерадивых "двоечников" - либеральных экономистов Кудрина и Грефа...

"В России сейчас востребовано то, что можно дороже перепродать или что подходит под цвет рамы, а рама под цвет обоев, в лучшем случае, - говорит Игорь Петрыгин-Родинов. Вообще же, картина в современном изобразительном искусстве, литературе, театре и кинематографе, на мой взгляд, достаточно удручающая. Идет самодостаточный и самодовольный поиск новых форм при явном неумении рисовать, писать и незнании нотной грамоты. Эстеты учат торжеству толерантных идей посредством какашек на холсте, почвенники - любви к родине при помощи канонизации портянки. Очень многое укладывается под симптомы и диагнозы учебников по психиатрии. Конечно, очень хочется верить, что "Россия вспрянет ото сна", но боюсь повторения услышанного на выборах 1996 года от группы рабочих и пенсионерок, обсуждавших, почему надо голосовать за Ельцина: "Он наш, потому что он пьет." И "он такой красивый..." А в культуре будет все, как всегда. Как у Вознесенского: "Воюет с извечной дурью, для подвигов рождена - Отечественная литература, Отечественная война". Не стоит забывать, что "дубина народной войны" - величина в России постоянная. Еще намашемся..." Надежду на просвещение, на культуру, на русское слово, которые внесут свой вклад в одоление капиталистического варварства, художник связывает с той частью молодежи, которые и являются подлинными героями нашего времени: "Это молодой человек, который больше не идет за "Клинским", сколько его ни посылают с телеэкрана, не бегает строем или сжигает книги вместе с "Нашими", и никогда не переступит порог "Дома-2" или подобных мерзостных нацпроектов. У него уже крепнет иммунитет к вранью и идиотизму. Он многое понимает и видит. И сделает то, что должно. Поэтому господа (бывшие товарищи) в дорогих, но исторически неуклюжих костюмах так усердно пытаются не допустить его взросления и образованности. Потому что боятся его. И правильно делают". И этот страх власти высмеивается на плакатах Игоря Петрыгина-Родионова. "Красный вернисаж" продолжается. Его создатель - в самом расцвете своего дарования.

14 мая 2013 г.   Владимир Соловейчик
http://rabkor.ru/opinion/2013/05/05/14/red

Другие ссылки по теме:

 



Все содержание (L) Copyleft 1998 - 2024