Rambler's Top100

РПК
Российская Партия Коммунистов

(Региональная Партия Коммунистов)
 
English
Deutsch

Коммунист Ленинграда

 

Mail to Webmaster rpk@len.ru

Группа РПК
в Контакте

ЖЖ РПК

TopList

Rambler's Top100

 

Он был настоящим коммунистом (памяти Жоржи Амаду)

Информагентства принесли горькую весть - вчера ушел из жизни крупнейший латиноамериканский прозаик, классик современной бразильской литературы писатель-коммунист Жоржи Амаду.

Он родился в 1912 году и с юных лет познал все "прелести" капиталистического "рая", каковым была, да и сейчас продолжает оставаться Бразилия: нищету бедняков, произвол власть и деньги имущих, коррумпированность больших и мелких чиновников. Осознание несправедливости такого общественного устройства и желание ликвидировать эту несправедливость привели его еще совсем молодым человеком в ряды нелегальной Бразильской коммунистической партии. Эти же темы отразились и в его первых произведениях (романы "Жубиаба", "Мертвое море" и др.), которые запрещала цензура, а тиражи конфисковывала полиция. Когда в Германии запылали костры из запрещенных нацистами книг, бразильские единомышленники Гитлера сожгли 2000 экземпляров книг Амаду на центральной площади его родного города... Будучи противником правивших в его стране военных диктатур, Амаду долгие годы провел в эмиграции, неоднократно бывал в СССР. Здесь ему была присвоена Международная премия за укрепления мира между народами.

Будучи окрытым всем веяниям нового в политике, искусстве,литературе, Амаду был (в хорошем смысле слова) подлинным гражданином мира, оставаясь при этом настоящим патриотом своей страны, своей малой родины - бразильского штата Байя, столь блестяще и любовно им неоднократно описанного. Его постоянно интересовала тема борьбы угнетенных и эксплуатируемых - будь то восстания бедняков XIX века ( "Кастро Алвес"), будь то героическая борьба современных ему бразильских коммунистов ("Луис Карлос Престес"). Он все время едко, но в то же время изящно высмеивал реалии бразильских военных диктатур, будь то полуфашистское "новое государство" 40-х годов ("Мундир, академический китель, ночная рубашка") или "рыночная технократия" 70-х ("Исчезновение святой"). От него доставалось не только тупым и самодовольным правителям, но и продажным журналистам, циничным епископам, некомпетентным бюрократам, вороватым нуворишам - то есть тому социальному слою, который в Бразилии, да и в любой другой стране является опорой бонапартистских режимов всех оттенков. С неподдельной симпатией изображались Амаду бескорыстие и способность к самопожертвованию бедняков, на стороне которых, по мнению писателя, правда жизни.

Помимо социальных тем в романах Амаду все время присутствовала и тема любви, нежности, торжества чувственного начала, без которого не может жить ни один нормальный здоровый человек. Тема преодоления ханжества, неважно исходит ли оно от церковников, правящих буржуа или от собственной закомплексованности, - одна из ключевых в его творчестве. Об этом - самые удачные его романы ( "Дона Флор и два ее мужа", "Тереза Батиста, уставшая воевать", "Исчезновение святой", "Лавка чудес" и др.). В его романах, что весьма любопытно, реакционеры, фашисты, богачи и их прихлебатели, как правило, либо импотенты, либо с проблемами в этой сфере, либо вообще "борцы против социального наркотика-секса" (у положительных персонажей, неважно простолюдин или революционер-подпольщик, с этим все как раз нормально, - их любят, а они способны сделать своих любимых счастливыми).

В своей последней по времени написания книге - мемуарном томе "Каботажное плавание" - Амаду написал, что ни о чем не жалеет, что его сердце по-прежнему бьется слева, а симпатии отданы слабым и обездоленным, что капитализм не в состоянии решить никаких проблем и обязательно уступит место более справедливому и человечному строю.

С этим трудно не согласиться.

8 августа 2001 г.   В. Соловейчик

 

Другие ссылки по теме:

 

Другие ссылки по теме:

 



Все содержание (L) Copyleft 1998 - 2019