Марксизм и смысл литературы
(Terry Eagleton. The Event of Literature. Yale University Press, 2012)
Прежде, чем стать политическим философом Карл Маркс хотел быть поэтом. Он был вдохновлен такими романтиками как Джон Китс и Перси Шелли. Хотя он никогда не осуществил это свое стремление (занявшись более существенными проблемами), он сохранял почтение к искусству и литературе в течение всей своей жизни. Маркс понимал политическое значение искусства. В 1854 году он писал: "Современная блестящая школа романистов в Англии, чьи наглядные и красноречивые описания раскрыли миру больше политических и социальных истин, чем это сделали политики, публицисты и моралисты, вместе взятые..."
Не удивительно, что и Терри Иглтон вернулся к теории литературы, написав серию политических книг, таких как "Почему Маркс был прав". Новую книгу Иглтона, "Явление литературы" (The event of literature), без преувеличения можно назвать академическим трудом, и тем, кто не имеет никакого представления об истории литературы, она может показаться слишком сложной для понимания. Но для тех, кто интересуется данной темой, она увлекательна и познавательна. Иглтон ставит перед собой цель: определить, что же такое литература. Несмотря на всю сложность поставленной задачи и небольшой объем книги, ему удается охватить огромное количество информации.
В первой половине книги раскрываются основные философские подходы к изучению литературы и их применение. Особенностью подхода Иглтона является анализ различных идей и порой их жестокая критика. Наибольшее внимание он уделяет критику Стенли Фишу, остальные же отделываются легким испугом. Иглтон рассматривает целый ряд литературных теорий, в том числе материализм и постмодернизм, обозначая отдельные аспекты и демонстрируя сложность формирования четкого определения литературы.
Несмотря на свой академический характер, книга написана хорошо и с юмором. Марксистский подход Иглтона пронизывает всю книгу от начала до конца. Он объясняет, почему литература не может быть определена просто как беллетристика: "Есть, например, много нелитературных форм вымысла: шутки, ложь, реклама, заявления пресс-секретарей Армии Обороны Израиля и так далее".
Заключительная глава, однако, является безусловно лучшей и в некотором смысле это было опрометчивым поступком - не сделать ее первой. В ней Иглтон раскрывает суть своего замысла, называя литературу стратегией, попыткой сформулировать ответы на вопросы своего времени. Этот последний раздел увлекателен тем, что Иглтон вносит вклад в развитие радикальной мысли, формируя важные положения марксистской теории культуры.
Он критикует тех авторов, для которых теория важна только для понимания мира, а не для его изменения. Вместе с тем автор утверждает, что литература тесно связана с ее историческим контекстом и действует как связь между автором и читателем, который пытается познать значение мира.
Все, кто заинтересован в литературе должны прочитать эту сложную, но стоящую того книгу. Она дает вам пищу для размышлений и более глубокое понимание исторического значения литературы.
Другие ссылки по теме:
|