Rambler's Top100

РПК
Российская Партия Коммунистов

(Региональная Партия Коммунистов)
 
English
Deutsch

Коммунист Ленинграда

Советское Возрождение

 

Mail to Webmaster rpk@len.ru

Группа РПК
в Контакте

ЖЖ РПК

TopList

 

Беспрецендентное нарушение прав человека

 

Уважаемые соотечественники!

18 мая 2003 года и в последующие двое суток в центре Петербурга происходило беспрецедентное нарушение прав человека, нарушение конституционных прав и свобод человека и гражданина.

Считаю необходимым еще раз переосмыслить то, что произошло, связав это с конкретными статьями Конституции РФ и Всеобщей Декларации Прав Человека.

Но сначала необходимо описать факты.

Празднование 300-летия Санкт-Петербурга началось с чудовищной по своей жестокости акции устрашения инакомыслящих, с физической расправы над участниками митинга на Марсовом поле. В "русло единомыслия с властями" мирных митингующих "возвращали" бойцы СОБРа, с помощью прямо таки экстремистских методов: например, с помощью сотрясения мозга, ударов ногами в солнечное сплетение, переломов рук и ребер. Таким образом, 18 мая 2003 года силами правоохранительных органов Санкт-Петербурга (СОБР и 18-й, так называемый "антиэкстремистский", отдел УБОП КМ ГУВД СПб и ЛО) был разогнан мирный митинг граждан, организованный "Комитетом единых действий в защиту социально-трудовых прав граждан СПб и ЛО". При этом пикетчики не оказывали никакого сопротивления "органам правопорядка", акция по задержанию не была спровоцирована участниками митинга.

Намерения участников митинга на Марсовом поле были исключительно мирными и имели три основные составляющие. Один из организаторов, В. Соловейчик так пояснил намерения демонстрантов:

"Наша акция направлена против политики международного терроризма, проводимой США и их пособниками. Мы считаем совершенно неприемлемым приглашение в наш город на юбилейные торжества лидеров государств-агрессоров, таких, как Буш и Блэр".

По словам другого участника акции - председателя Федерации Социалистической Молодежи - Григория Попова, была и социальная составляющая. Он сказал: "Мы своими действиями хотели привлечь внимание общественности к огромному блоку нерешенных социальных проблем, который остается за парадной витриной хорошо оформленного центра города. Это и ужасное состояние старого жилого фонда, и вымирание общественного транспорта, и деградация промышленности, которая приводит к потере высококвалифицированных специалистов и таким образом к потере самого главного - человеческого капитала нашего города. Мы хотели бы, чтобы праздник дошел до каждого отдельно взятого петербуржца, независимо от его места проживания".

Лидер питерского НБП М. Панченко сказал: "Мы хотели выразить протест против полицейского государства и формальных торжеств, приуроченных к юбилею города".

Не успели демонстранты развернуть свои лозунги и произнести несколько фраз, как вдруг, сначала на них набросились какие-то люди в штатском (как впоследствии выяснилось, - это были работники 18-го отдела УБОП КМ ГУВД СПб и ЛО (управление по борьбе с организованной преступностью криминальной милиции ГУВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области)). Затем, откуда ни возьмись, появились машины с бойцами СОБРа. Со стороны "органов правопорядка" не было даже попытки уговаривать демонстрантов - разойтись. Бойцы СОБРа и люди в штатском без лишних слов стали жестоко избивать молодых ребят и тащить их в милицейские машины.

Никакого сопротивления органам правопорядка не было. А попытки представителей ГУВД приписать участникам митинга сопротивление были связаны с тем, что они хотели скрыть свои ошибки. А именно - двое сотрудников милиции в штатском были в рядах демонстрантов и по ошибке были избиты бойцами СОБРа.

37 задержанных привезли в 79 отделение милиции. Каждый, кто выходил из машины, получил по несколько ударов. После этого, по словам депутата областного Законодательного Собрания В. Леонова и профессора СПб ГУ Евгения Козлова (оба были тоже задержаны) - СОБР продолжал избиение во дворе отделения милиции. Всех задержанных - 37 человек поместили в одноместные камеры, размером два на два метра. В каждой камере находилось от 11 до 16 человек. В основном все стояли. Вентиляция не работала. На маленьком окошке в двери собирался конденсат от дыхания и струйками стекал вниз. Многие падали в обморок из-за отсутствия свежего воздуха. Не было также и воды. Первое, о чем ребята просили по сотовому телефону родных и друзей - принести воды. Но тех, кто приносил воду не пускали к задержанным и передачи не передавали.

По словам депутата В. Леонова известно, что время от времени то одного задержанного, то другого выводили из камеры во двор 79 отделения милиции и собровцы жестоко избивали его.

Например, Андрея Райкова сотрудники УБОП вывели и потребовали у него давать показания. Андрей отказался, сославшись на 51-ю статью Конституции РФ и сказал, что в соответствии с этой статьей он имеет право не давать показания против себя. После этого сотрудники УБОП отправили его в автобус с собровцами - где ему сломали руку, два пальца, повредили ключицу и вообще жестоко избили.

Такие действия вполне могут быть квалифицированны как пытки. Может быть, поэтому избиением занимались именно собровцы, так как в случае суда их невозможно будет опознать, ведь они все были в масках.

Пострадавших увозили в машинах "скорой помощи" и развозили в больницы. Всего сильно пострадало и было госпитализировано 10 пикетчиков. В их числе Игорь Бойков (ущемление нерва, парализована рука); Сергей Гребнев (перелом ребер, сотрясение мозга); Максим Иванов (сотрясение головного мозга и подозрение на перелом основания черепа); депутат Законодательного Собрания Ленинградской области Владимир Леонов (сильно избит); профессор СПб ГУ Евгений Александрович Козлов (сильные боли в ноге и в позвоночнике).

"А как же права человека?" - спросите вы. Ведь есть и конституционные права и свободы человека и гражданина. Но и то, и другое, похоже, существует в параллельном мире и не соприкасается с нами. Например, грубо нарушены следующие статьи Конституции РФ.

"Глава 2 "Права и свободы человека и гражданина"

Статья 21.

  1. Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления.

  2. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию..."

(Этой статье Конституции соответствует статья 5 Всеобщей Декларации прав человека. - А.Я.)

"Статья 31. (Ей соответствует статья 20 Всеобщей Декларации прав человека. - А.Я.)

    Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование".

"Статья 28. (Ей соответствует статья 18 Всеобщей Декларации прав человека. - А.Я.)

    Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право... свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

Статья 29. (Ей соответствует статья 19 Всеобщей Декларации прав человека. - А.Я.)

  1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова...

  1. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений составляющих государственную тайну определяется федеральным законом.

  2. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается".

А что же гласит Декларация Прав Человека?

"Статья 11.

    Каждый человек, обвиняемый в совершении преступления, имеет право считаться невиновным до тех пор, пока его виновность не будет установлена законным порядком путем гласного судебного разбирательства, при котором ему обеспечиваются все возможности для защиты..."

В действительности, на следующий день был суд над одним из заявителей митинга - Евгением Александровичем Козловым. Совершенно неоправданно суд был закрытым. Ведь "дело" не составляло ни государственной, ни военной тайны. Чего же так боялся "вершивший этот суд" и руководивший всей операцией - начальник отдела по борьбе с экстремистскими и террористическими проявлениями УБОП ГУВД Санкт-Петербурга подполковник Чернопятов Андрей Викторович? Почему в здание суда не допускали прессу? Может быть, организаторы этого судилища боялись, что скамья подсудимых может стать трибуной для обвиняемых и что их зажигательные речи, будучи преданы гласности, могут пролить свет на истинное положение вещей, могут принять пропагандистскую форму.

Скорее всего, г-н А.В. Чернопятов не меньше боялся открытого суда из-за того, что тогда нельзя будет скрыть неправомерное, прямо таки "бандитское" поведение спецслужб при задержании, избиение и пытки ни в чем неповинных людей, - все те методы дикого устрашения и издевательства, которым подвергались задержанные.

Очевидно, что пока подобные политические судебные процессы будут закрытыми - будет процветать произвол и беззаконие "чернопятовых" всех мастей, а на судей будет производиться давление. Ведь, по словам адвоката - Михаила Соловьева, на судью оказывалось беспрецедентное давление с целью инкриминировать задержанным сопротивление сотрудникам милиции и нецензурную брань в общественном месте.

Не случайно, а скорее закономерно в Москве 22 мая, после завершения тоже закрытого суда двое лимоновцев получили по три года заключения за пару синяков у стража порядка. При том были веские доказательства (видеозапись), что синяки милиционеру поставили не эти ребята.

Борьба с экстремизмом получается очень интересная. Что же называть экстремизмом? Сотрудники СОБРа, ломающие мирным антиглобалистам руки, ребра и носы - не экстремисты, а два парня, оказавшиеся вблизи получившего несколько синяков милиционера (в Москве) - экстремисты. Или в этом нет никакой логики, или экстремисты поменялись местами с жертвами. И теперь, любого, кто оказался чем-то неугоден властям, да еще и притащил политический плакат, можно обвинить в экстремизме.

Но что же тут странного? Ведь у нас "правовое государство" по американскому образцу. Президент и правительство США, поправ все международные договоры и права суверенного государства, наплевав на ООН, называет свою военную агрессию в Ираке не иначе как - освобождением народа Ирака... Соответственно у нас перенимают передовой опыт западных патронов и жестокое избиение мирных антиглобалистов "доблестными" бойцами СОБРа - называют борьбой с экстремизмом, освобождением города от экстремистов. Итак, "кулачное право" взяло верх не только в международных отношениях, но и внутри России.

Но каков же выход из этой ситуации для участников митинга? Ведь суд над демонстрантами не окончен, хотя они и были отпущены через 50 часов. Суд был только над одним из заявителей митинга Евгением Александровичем Козловым. Дела остальных задержанных переданы в районные суды по месту жительства и над ребятами продолжает висеть угроза несправедливого суда. Я считаю, что необходимо, не теряя времени, подать в суд самим пострадавшим. И для этого есть все основания.

Рассмотрим аргументы полицейского государства.

ИТАР-ТАСС со ссылкой на ГУВД, сообщил, что "сотрудники перебуржской милиции пресекли несанкционированный митинг, направленный против празднования 300-летия города. Несколько десятков человек с плакатами антиглобалистского и антиамериканского содержания собрались на Марсовом поле, игнорируя запрет на проведение акции".

Давайте разберемся в этом. По словам адвоката Евгения Козлова - Михаила Соловьева митинг был санкционированным. Михаил Соловьев заявил: "Согласно закону принятому Законодательным Собранием Санкт-Петербурга согласование о митинге носит уведомительный, а не разрешительный характер. Уведомление о проведении митинга было подано своевременно и зарегистрировано". Кто-то пустил слух, что необходимо было разрешение Федеральной Службы Охраны. "Этого не может быть", - утверждает Михаил Соловьев, - "изменение в порядке согласования митинга могло бы быть только в случае принятия Законодательным Собранием города нового закона, или при введении чрезвычайного положения".

Действительно, как выяснилось, за 10 дней в районную администрацию должно быть подано уведомление о проведении гражданской акции. За 5 дней вы должны получить либо уведомление об отказе с описанием причины, либо согласование о проведении данного мероприятия в соответствии с законами принятыми Законодательным Собранием СПб. Никаких новых законов Законодательное Собрание Санкт-Петербурга не принимало. Чрезвычайное положение в Санкт-Петербурге не было введено.

Конституция РФ гласит:

"Статья 55, часть 2.

  1. В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.

Статья 56.

  1. В условиях чрезвычайного положения... могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия...

  1. Не подлежат ограничению права и свободы, предусмотренные статьями 20, 21, 23 (часть 1), 24, 28, 34 (часть 1), 40 (часть 1), 46-54 Конституции Российской Федерации".

Особенно для нас ценно то, что среди прав и свобод человека и гражданина, которые не подлежат ограничению даже в условиях чрезвычайного положения - статьи 21 и 28.

Таким образом, подполковник А. Чернопятов и в этом случае нарушил Конституцию РФ.

Нельзя оставить без внимания еще один факт.

Как сообщает агентство "Росбалт", ее корреспонденту в ГУВД Санкт-Петербурга официально заявили, что одной из причин задержания демонстрантов послужил тот факт, что они распространяли газеты и листовки, в которых содержались лозунги против лидера США Джорджа Буша и президента России Владимира Путина.

Подобные заявления противоречат статьям 28 и 29 Конституции РФ. Посудите сами.

"Глава 2. "Права и свободы человека и гражданина".

Статья 28. (Ей соответствует статья 18 Всеобщей Декларации прав человека. - А.Я.)

    Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право... свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

(В этой статье и в следующей прямо сказано, что каждый может распространять свои убеждения, даже если они нелицеприятны по отношению к президентам США и России. - А.Я.)

Статья 29. (Ей соответствует статья 19 Всеобщей Декларации прав человека. - А.Я.)

  1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова.

  2. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

  3. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.

  4. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.

  5. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается".

Из статьи 29 Конституции РФ прямо следует, что обвинение демонстрантов в распространении информации, направленной на критику политики Буша и Путина - противоречит Конституции. Ведь, как следует из слов одного из организаторов митинга В. Соловейчика - акция протеста была направлена не против народа Америки. Акция протеста была направлена против функции "мирового жандарма", которую взяло на себя правительство США и непосредственно против политики президента Буша. Таким образом, не может идти речи о разжигании национальной ненависти и вражды. Так же некорректно звучит и сообщение ИТАР-ТАСС о плакатах антиамериканского содержания. Это все равно, что называть плакаты против политического курса президента России В. В. Путина - антирусскими. Путин - президент России, но не вся Россия, так же как президент Буш - не народ Америки, а лишь высшее должностное лицо государства, проводящее определенный политический курс.

Распространение информации, имеющее целью нелицеприятную критику, как политики президента Буша, так и политики президента В.В. Путина - Конституцией не запрещается. Наоборот, данное право, право на критику, - есть неотъемлемая часть демократии, И посягнув на это право, ГУВД Санкт-Петербурга и А. В. Чернопятов посягнули на демократию, на конституционные права и свободы человека и гражданина.

Итак, получается, что протест демонстрантов - против полицейского государства - оказался как никогда актуальным.

А как бы поступили в действительно правовом государстве?

Во-первых, при разгоне даже несанкционированного митинга не стали бы жестоко избивать и калечить демонстрантов, а применили бы, например, водометы или уговорили демонстрантов разойтись. Но в нашем случае, похоже, действия милиции были направлены не на пресечение неправомерной, с их точки зрения, акции, а на устрашение участников.

Во-вторых, в действительно правовом государстве, подполковник А.В. Чернопятов, по приказу которого спецслужбами совершались такие "бандитские" действия, - по меньшей мере, должен быть отстранен от службы. А в оптимальном случае - предстать перед справедливым судом.

Но выиграют ли пострадавшие такой суд в России?

Если опустят руки, разойдутся каждый сам по себе, то не выиграют. Надо, отбросив все сомнения, всеми силами последовательно добиваться справедливости, и только тогда справедливость восторжествует! Путь к правовому государству лежит, в том числе, через суд.

Пока есть хоть малейшая возможность справедливого суда, надо не смиренно ждать, когда к пострадавшим придут повестки в неправедный суд над ними.

Пострадавшим надо, не теряя времени, сделать медицинскую экспертизу своих побоев и увечий, и самим подать в суд на Андрея Викторовича Чернопятова в соответствии со статьями 45 и 46 Конституции РФ. И тогда, возможно, начальник отдела по борьбе с экстремистскими и террористическими проявлениями УБОП ГУВД Санкт-Петербурга подполковник А.В. Чернопятов понесет уголовную ответственность в судебном порядке - за физический ущерб, причиненный по его приказу демонстрантам.

Если пострадавшие не подадут в суд, то неправомерное поведение спецслужб будет и впредь распространяться на всех потенциальных инакомыслящих.

Вот статьи Конституции РФ, которые гарантируют судебную защиту прав и свобод человека и гражданина.

"Статья 45.

  1. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется.

  2. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

Статья 46.

  1. Каждому гарантируется судебная зашита его прав и свобод.

  2. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

  3. Каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты".

17 июнь 2003 г.   Александр Ярославцев

 

Другие ссылки по теме:

Фотографии пикета

 



Все содержание (L) Copyleft 1998 - 2024