Кому нужны намывные территории и морской пассажирский терминал
Представители официальных властей усилено убеждают горожан в
необходимости намыва 450 гектаров рядом с западной частью Васильевского
острова. Обещают благоустроить побережье, где сейчас свалки и помойки
соседствуют с диким каменисто-песчаным пляжем и пятачками для отдыха
взрослых и детей. Чиновники планируют построить Морской вокзал с семью
причалами и пропускной способностью 1,2 млн человек в год, а также -
развлекательный и деловой центр, гостиницу, жилые кварталы.
Высокопоставленные управленцы хотят возвести скоростную автотранспортную
магистраль (западный скоростной диаметр кольцевой дороги). Трасса будет
иметь четыре полосы в каждую сторону, до 80 тысяч автомобилей каждые
сутки со скоростью 80-100 км/час будут проноситься рядом с жилыми
домами. Общая стоимость всех проектов на западном побережье
Васильевского острова достигает $ 3 млрд. Другими словами, будет
построен капиталистический рай на отдельно взятом кусочке земли.
Однако общеизвестные факты позволяют нам предположить совершенно другое
будущее для горожан. Не выдерживает критики один из главных аргументов
защитников проекта - построим морской вокзал, к нам поедут иностранные
туристы, и город распахнет ворота для больших деньг как для океанских
лайнеров.
Уже сейчас отечественные турфирмы предупреждают, что индустрии отдыха и
развлечений угрожает грандиозный скандал. По мнению аналитиков, в
нынешнем году к нам из-за рубежа приедет всего около 2 млн человек. В
прошлом году их было 3,1 млн. Фактическое сокращение - почти на 30%.
Участники рынка недосчитают около $100 млн выручки. Основная причина -
рост цен на туристические услуги. Неделя отдыха без учета стоимости визы
и билетов стоит 600-700 евро, что заметно дороже, чем в
городах-конкурентах. Европейских туристов больше привлекают Вена, Прага.
Будапешт.
Мрачные прогнозы отечественных участников туристического рынка частично
можно списать на желание получить мелкие льготы от городского
правительства. Например, снизить цены на музеи.
Более радикально реагируют фирмы, которые не зависят от городских
чиновников. Они просто уходят с нашего рынка. Так, неудачей закончились
попытки организовать круглогодичные паромные перевозки нашими соседями
- эстонской Tallink Group и финский Silja Line. Представители
перевозчиков честно говорят о слишком малом потоке туристов и слишком
большом сборе за вход в морской в порт Санкт-Петербурга, который с 1
января увеличен на 82 %.
Если у нас действительно был туристический бум, то на Васильевском
острове сначала отремонтировали гостиницу "Гавань", которая пустует уже
более десяти лет.
У многих горожан перед глазами еще две незавершенные "стройки века":
дамба и "большая яма" у Московского вокзала. Возведение комплекса
защитных сооружений началось в 1979 году и до сих пор не закончено. За
это время многие управленцы стали весьма обеспеченными людьми, их дети
занялись политикой. А в истории исчезновения денег под названием РАО
"Высокоскоростные магистрали" (РАО ВСМ) до сих пор не поставлена точка.
Началось строительство транспортно-коммерческого центра РАО ВСМ в 1997
году. Для привлечения инвестиций были подписаны гарантии Минфина РФ и
поручительство бывшего губернатора Петербурга Владимира Яковлева.
Консорциум английских банков выделил $200 млн. Российские чиновники и
бизнесмены за $49 млн вырыли громадную яму в историческом центре
города. После августовского кризиса 1998 года проект был признан
нерентабельным. Хотя независимые строительные эксперты считают, что
подобные работы можно было выполнить менее чем за $100 тысяч.
От общественных организаций скрывают детали странного финансирования, до
сих пор нет точной юридической оценки явного "вымывания денег" из
бюджета, не вскрыт механизм финансовой аферы, и никто не понес судебной
ответственности.
Возникают несколько вопросов. Во-первых, зачем начинать новый "проект
века", если не закончены предыдущие? Во-вторых, почему жители
Васильевского острова выступают против проекта гигантской стройки, а
бизнесмены и политики разного уровня, министры и даже - губернатор
Санкт-Петербурга яростно защищают ее? В-третьих, почему от
представителей общественных организаций скрывают экологическую
экспертизу? Не ответив на эти вопросы, не получив мнение независимых
экспертов и простых горожан нельзя начинать столь масштабное
строительство.
Но депутаты и действующий губернатор яростно защищают очередной "проект
века". Особенно заметны старания депутатов фракции "Родина". Так, летом
2004 года проект предоставлял депутат Государственной Думы Виталий
Южилин, один из прежних владельцев Морского порта. Предполагалось, что
именно он должен был лоббировать прохождение бумаг в правительстве РФ.
В поддержку строительства Морского вокзала выступил представитель
рогозинской партии в городском законодательном собрании Владимир
Барканов. На общественных слушаниях, которые прошли 14 февраля 2005 года
в районной администрации, "народный избранник" пообещал даже возить
туристов по Смоленке малотоннажными судами, чтобы не загромождать и без
того перегруженные улицы большими туристическими автобусами.
В марте 2005 года на встрече с местным дипломатическим корпусом
Валентина Матвиенко среди важнейших городских проектов упомянула
строительство Морского вокзала "на стрелке Васильевского острова".
Такая оговорка заставила вздрогнуть журналистов, потому что при
действующем губернаторе усиленное разрушение исторического центра и
строительство коммерческий новодела стало пугающей нормой.
Есть еще одна причина, которая заставляет наших чиновников заниматься
раздуванием щек - повышение рейтинга Санкт-Петербурга, привлечение
иностранных инвестиций. Но чтобы повысить рейтинг нужно увеличить объем
городского долга. Так считают аналитики из Standard&Poors, которые уже
много лет работают с высокопоставленными российскими чиновниками. По
мнению начальника одного из отделов городского комитета финансов Игоря
Оленина, оптимальное отношение долгов к собственным доходам
Санкт-Петербурга должно составлять не более 50 процентов. Сейчас он
составляет 19 процентов. Велик соблазн для российского чиновника:
увеличить городской долг и получить дополнительные деньги.
На практике финансовая помощь превращается в долговой допинг. Так, долг
Праги составляет 90% от годовых доходов города. В некоторых
восточно-германских землях этот показатель превышает 120%. Странная
логика зарубежных финансистов можно объяснить только одним - желанием
быть настоящим хозяином в городе. Банкирам важно, чтобы они и только они
решали все важные городские вопросы, а народ лишь послушно выполнял их
указания.
Отечественные политики очень старательно копируют своих зарубежных
коллег. Об этом свидетельствуют статьи о "процессе века", который сейчас
финиширует во Франции. Там на скамье подсудимых оказались 47 политиков,
партийных функционеров и предпринимателей. Их обвиняют в создании в
середине 90-х годов нелегальной системы распределении контрактов на
строительные работы. В центре скандала оказались четыре экс-министра,
включая Мишеля Руссена, бывшего шефа кабинета Жака Ширака, а также
олимпийского чемпиона Ги Дрю, нынешнего члена МОКа, который руководил
французским спортивным ведомством. Общая сумма подрядов - 1,8 млрд евро.
Следствие установило, что крупнейшие строительные компании должны были
отчислять два процента комиссионных во-первых, шираковскому "Объединению
в поддержку республики" (ОПР), которое сейчас переименовано в "Союз за
народное движение", во-вторых, в кассы Социалистической, Республиканской
и Коммунистической партии. Не правда ли, до боли знакомая картина. У нас
тоже есть и социалисты, и коммунисты, и патриоты, которые предпочитают
защищать интересы большого бизнеса, а не простых людей.
Для французских чиновников и партийных функционер забирать себе 2
процента - уже криминал. Для отечественных бюрократов, похоже, воровство
70 процентов от выделенных средств - повод, чтобы легко пожурить, а
затем простить.
Так, начальник отдела по формированию городского заказа для
государственных нужд Борис Логунов в декабре 2003 года провернул
показательную аферу. Тогда комитет заключил контракт на поставку
рецептурных бланков и журналов их учета на сумму 6 млн рублей. Деньги
выделялись из бюджета Санкт-Петербурга. А документально подтверждено
получение продукции на 1,7 млн рублей. Сотрудниками УБЭПа возбуждено
уголовное дело.
По схожей схеме в 2002 - 2003 годах разворовывали бюджетные деньги
чиновники из комитета по физкультуре и спорту. Так, они приобрели
футбольные ворота за 248 млн рублей, хотя самые дорогие стоили 75 тысяч
рублей. Более того, согласно отчетности на монтаж металлоконструкций
спорткомплекса Канонерского острова было затрачено 1,5 млн рублей, а на
установку холодильной установки - более 2 млн рублей. Хотя в
действительности стройка остановилась на стадии котлована. Заместитель
председателя комитета Владимир Михеев не смог предъявит аудиторам ни
ворота, ни металлоконструкций, ни холодильной установки. Результаты
проверки были отправлены в прокуратуру и Валентине Матвиенко.
Но у меня есть подозрение, что Борис Логунов и Владимир Михеев не
останутся без "теплого кресла ответственного руководителя". В качестве
подтверждения - история бывшего вице-губернатора Виктора Кротова.
Выводы Контрольно-счетной палаты по бюджету 2000 года сводились к
нецелевому расходованию средств. Деньги Территориального дорожного фонда
шли на махинации вокруг еврооблигаций, на получение кредитов из
"БалтОНЭСИМбанка" под коммерческие проценты в то время, когда на
бюджетных счетах лежали значительные денежные суммы.
Следствие выявило, что деятельность бывшего главного финансиста
Смольного нанесло ущерб городской казне не менее 43 млн рублей. Говорили
возможности судебного разбирательства по поводу злоупотреблении
полномочиями и подлоге. Чтобы не раздувать большого скандала перед
губернаторскими выборами, летом 2003 года Виктор Кротов ушел в отставку
по собственному желанию. И тут же приступил к работе в банке
"Санкт-Петербург", где вице-президентом был сын нынешнего губернатора -
Сергей Матвиенко... Но в ноябре 2004 года то есть через четыре года после
того, как деньги были фактически израсходованы, депутаты приняли
поправки к Закону "Об исполнении бюджета Санкт-Петербурга за 2000 год".
Фактически депутаты сняли уголовную ответственность с
высокопоставленного чиновника. Не удивлюсь, если узнаю, что Виктор
Кротов будет консультировать строительство очередного "проекта века"
стоимостью в $3 млрд.
Получается, что проект века на западной оконечности Васильевского
острова выгоден коррумпированным чиновникам, приближенным к бюджетным
деньгам предпринимателям, банкирам и политикам, но не простым жителям.
Чтобы победили обычные горожане, нужно объединяться. В середине июня
прошли первые митинги протеста. Народ потихоньку поднимается.
21 июня 2005 г. |
|
Михаил Дружининский,
Член Комитета единых действий
по защите социально-трудовых прав граждан
Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
|
Другие ссылки по теме:
|