Rambler's Top100

РПК
Российская Партия Коммунистов

(Региональная Партия Коммунистов)
 
English
Deutsch

Коммунист Ленинграда

 

Mail to Webmaster rpk@len.ru

Группа РПК
в Контакте

ЖЖ РПК

TopList

Rambler's Top100

 

Из архива газеты пассажирского транспорта "Омнибус" номер 9(93) 2003 г

Восстановление трамвая во Флоренции

Проект воссоздания трамвайной линии во Флоренции (ранее существовавшая система была демонтирована в 1950-е годы) является сложной задачей, не в последнюю очередь с социальной точки зрения. Как отреагируют горожане на проведение таких крупномасштабных работ, которые в течение длительного времени неизбежно будут оказывать значительное влияние на транспортные потоки, нарушая их, да и просто изменят облик города?

Дизайн

Для решения этих первоочередных вопросов, стоявших перед проектом, был использован дизайнерский подход, так как лишь большое внимание к эстетике наряду с функциональными аспектами нового вида транспортного сообщения позволяет гарантировать создание транспортного средства, которое будет положительно воспринято как местным населением, так и посетителями Флоренции. Основные приоритеты, взятые за основу при разработке проекта, были следующими: эстетичность, новизна и мягкое включение в существующую городскую среду.

Активное сотрудничество со специалистами в области коммуникации и дизайна, архитекторами и строителями позволило сформировать квалифицированную команду для четкого определения стратегии дизайна и для создания нового вида общественного обслуживания, который обогатил бы город во всех отношениях, от функционального до эстетического.

Создание крупнее масштабных общественных сооружений неизбежно влияет на отношение жителей к своему городу и к самим сооружениям (а следовательно, и на их успех), а также на качество жизни. Решение ATAF (компания городского общественного транспорта Флоренции) было основано на стремлении предоставить городу не только эффективное транспортное обслуживание, но и привлекательное своим концептуальным дизайном и культурным содержанием.

Трамвай является узкоспециализированным промышленным продуктом с ограниченными возможностями для модификации и адаптации к нуждам потребителей, в числе которых организация интерьера, подбор материалов и цветов, выбор стандарта комфортности, форма приводного блока, внешнее цветовое решение других частей транспортного средства. По этим причинам проект был разделен на три части: графический дизайн логотипа и названия; эстетический и функциональный дизайн транспортного средства (привязан к проведению тендера на разработку трамвайной системы); дизайн трамвайных остановок. Впоследствии это решение было оправдано множеством предложений, воплотившихся в контракты.

Своеобразие

Своеобразие нового трамвая не должно слишком сильно ассоциироваться с идеей скорости (как это часто бывает с рельсовыми видами общественного транспорта); так как трамвай будет проходить через самый центр города, он будет двигаться быстрее основного транспортного потока, но, тем не менее, на не слишком высоких скоростях, обусловленных очевидными требованиями безопасности и уровня шума.

Таким образом, главные усилия были направлены на обеспечение того, что трамвайная линия будет:

  • надежной
  • плавной
  • удобной в использовании
  • симпатичной.
Ведущая проект компания ATAF решила создать вид транспортного сообщения, который не ассоциировался бы немедленно с существующей транспортной сетью, а являлся бы новой системой, неповторимой как в визуальном, так и в организационном отношении. Это представление легло в основу всех последующих разработок в области названия, дизайна и цветовой гаммы новой трамвайной линии.

Название

Все предложенные названия были навеяны историей города:

  • Novella: совпадает с название главного железнодорожного вокзала, имеет классическое звучание и вызывает в памяти образ транспортной услуги, которая была возвращена и приспособлена к городской среде;
  • Via Nova: адаптированный вариант названия работы Данте "Vita Nova" , указывающий на новый взгляд на городской транспорт;
  • Fiorenza: древнее название города, а также изысканное женское имя, смягчающее связанные с трамваем "механические" ассоциации и одновременно напоминающее о цветке как о символе города;
  • Fiorentino: название, внушающее уверенность свой силой и простотой, а также прямым указанием на Флоренцию, что связывает город с его жителями.
В конечном итоге было выбрано последнее из предложенных название ввиду его открытости и искренности, а также особого внимания к созданию непосредственных отношений между новой транспортной системой и обществом.

Графический дизайн

По итогам первоначального обзора стилей был выбран современный, но устойчивый дизайн, ассоциируемый с техническими достижениями XX века. Логотип кажется знакомым, возвращая нас к прошлому города, к тем временам, когда по его улицам ходили трамваи.

Кроме того, включение такого элемента, как двойное подчеркивание под название, формирует связь между логотипом и самим трамваем, движущимся по рельсовому пути. Помимо полного варианта был создан логотип меньшего размера, повторяющий элементы основной версии во избежание возможных недоразумений. Компактный логотип, напоминающий центр города, пересеченный трамвайными путями, как на схеме метро, был получен путем сочетания первой и последней буквы названия (которые в полном названии логотипа по размеру больше остальных).

Цвета

Чтобы добиться органичного включения трамвая в городскую среду, его соответствия цветовому фону знаменитых дворцов, улиц, крыш и памятников, основные цвета для него были тщательно подобраны на основании цветовых рядов, наиболее характерных для Флоренции. Действительно, отличительной особенностью города являются оттенки цвета его уникальных сооружений, ни с чем не сравнимая палитра, знакомая как местным жителям, так и гостям города.

При создании нового логотипа были использованы следующие цвета: смягченные красные оттенки терракоты, светлый грубый серый цвет неотесанного камня, бледно-желтый цвет прочного камня, зеленый цвет змеевика.

Исходя из черно-белой версии, было разработано четыре варианта логотипа:

  • серо-желтый логотип, служащий для узнавания трамвая вообще;
  • три других двухцветных варианта, в которых использованы красный и серый цвета, а также цвет охры, способствуют узнаваемости различных линий, по которым осуществляется трамвайное сообщение.
Окончательным вариантом стал целый набор различных, но очень функциональных графических дизайнов, который будет использоваться для создания узнаваемой транспортной сети, которая гармонично вписывается в стиль города и его цветовую гамму, проста в использовании, гостеприимна и близка горожанам.

Кроме того, был учтен и ряд других, более технических и практических аспектов, чтобы гарантировать следующие свойства окончательного результата:

  • легко читаемый, без излишней сложности начертаний букв и рисунков;
  • легко запоминаемый, благодаря простым, но оригинальным названию, дизайну и сочетанию цветов;
  • легко воспроизводимый на любых материалах.
Таким образом, обеспечивается позитивный образ трамвайной линии и преодолеваются трудности и неудобства, которые неизбежно влекут за собой проекты такого масштаба.

Трамваи

Опыт показывает, что трамвай не следует считать приемлемой транспортной альтернативой лишь по экологическим и эксплуатационным причинам. Он должен не только быть частью эффективной, экологически устойчивой системы общественной и индивидуальной мобильности, наравне с велосипедными дорожками, коллективными парковками, поездами метрополитена и автобусным сообщением: трамвай должен быть привлекательным и удобным для пользователя. Удобным не только в физическом, но также и в зрительном отношении; таким образом удалось учесть преимущества личного автомобиля.

Эти задачи решались при создании трамвая Eurotram, одного из первых низкопольных трамваев, произведенного компанией AD Tranz, который был торжественно введен в эксплуатацию 26 ноября 1994 года в Страсбурге.

Модульный дизайн транспортных единиц системы, обтекаемая форма, возможность адаптации кабины водителя и изменения интерьера пассажирских вагонов, широкие окна, обеспечивающие большой обзор как изнутри, так и снаружи, использование расслабляющих цветов в окраске - вот черты, объединение которых формирует новые стандарты для всех государственных предприятий, стремящихся к обновлению своего парка транспортных средств или трамвайных систем.

Компания ATAF представила две модели с оптимальными эстетическими и функциональными характеристиками: трамвай Cityway от компании Alstom и Sirio от компании Breda. Помимо модульного дизайна их конструкции, позволяющего варьировать конфигурацию состава и его длину, обе модели имеют адаптируемую планировку и интерьер, изменяемую кабину водителя, а также возможность выбора дизайна и цвета вагонов.

Конкурентоспособный, инновационный стиль трамвая Sirio, в течение последних двух лет явившийся воплощением согласованного партнерства компаний Ansaldo и Pinaforina, привел к его введению в таких городах, как Милан, Афины, Гетеборг и Неаполь.

Трамвай Cityway от компании Alstom-FIAT появился на европейском и международном рынке несколько лет назад и в настоящее время используется в ряде итальянских городов, таких как Турин и Мессина. Его последняя модификация является результатом рестайлинга, выполненного студией Giugiaro специально для заявки на тендер по флорентийскому проекту.

Вплоть до начала работ проект во всем следовал своему первоначальному замыслу: предоставить Флоренции современную транспортную сеть, достойную этого действительно уникального города.

18 июня 2004 г.   Маттео АТТИ, Никола ЦЕККИ, компания Gucci Group, Италия
(Public Transport International - 1/2003)
* Copyright Union Internationale des Transport publics

Другие ссылки по теме:

 



Все содержание (L) Copyleft 1998 - 2018